Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Назывные предложения

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Назывные предложения

В ходе урока «Назывные предложения» учитель расскажет об этом виде односоставных предложений, их грамматических свойствах и признаках. Вы узнаете о распространителях таких конструкций, сможете без труда находить их в тексте. Научитесь отличать назывные предложения от простых двусоставных.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Назывные предложения

1. Назывные предложения

Односоставные предложения, главный член которых имеет структуру, сходную со структурой подлежащего, называются назывными.

Главный член назывного предложения выражается формой

* именительного падежа имени существительного или

* словосочетанием, включающим слово в именительном падеже:

Лето. Море. Сияние звезд.

Тихая улица, несколько побеленных хат.

В назывных предложениях сообщается

*  о существовании,

* наличии предмета или явления.

В предложения такого типа всегда выражается грамматическое значение реальности и настоящего времени.

2. Состав назывных предложений. Распространение

В состав назывных предложений для конкретизации значения могут входить указательные частицы вон, вот:

Вот знакомый синий забор, вот высокая ель за ним.

Для введения эмоциональной оценки используются восклицательные частицы ну и, какой, вот так:

Какой великолепный праздник!

Ну и ливень!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:

Темные сосны, дыхание моря.

В назывном предложении содержится значение реальности и настоящего времени:

Лето (оно сейчас).

Примечание 1. Обратите внимание, что назывные предложения нужно отличать от конструкций

Чепуха. Умница! Герой!

В данном случае мы имеем дело с двусоставными неполными предложениями с опущенным подлежащим,

Это все чепуха. Ты герой!

Отличить подобные конструкции от назывных предложений довольно просто: в них не сообщается о существовании объекта, как это делается в назывных, а дается его характеристика. Поэтому невозможно подставить в такую конструкцию глагол быть (существовать, иметься)

Звезды на небе – Есть звезды на небе.

Нахал! – невозможно заменить на Есть нахал!

3. Назывные как двусоставные с опущенным сказуемым

Примечание 2. Предложения, которые в школьной традиции принято относить к назывным, в научной грамматике относят к двусоставным с нулевой формой глагола быть (иметь место) в качестве сказуемого.

Для выражения грамматических значений прошедшего и будущего времени используется глагол быть в его ненулевых формах:

Было лето; Будет лето.

Для обозначения условного значения мы выбираем форму условного наклонения:

Было бы лето!

Все эти предложения считаются двусоставными, в том числе и в школьной грамматике.

То же самое касается и распространенных назывных предложений, которые тоже можно трактовать как двусоставные, в которых опущено сказуемое:

Скоро осень .-  Скоро наступит осень.

 

Список рекомендованной литературы

 1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В. , Литневская Е.И. и другие .Русский язык.

 2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык.

 3. Тесты. Односоставные предложения (Источник).

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Evartist. Авторский проект Екатерины Алеевой (Источник).

2. Полный академический справочник под редакцией Лопатина (Источник).

3. Уроки русского языка (Источник).

4. Skydrive.live.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1.  Спишите. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены. Определите виды предложений.

 Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (И.С. Тургенев)

2. Сделайте вывод, являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

— Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветриваться вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне! — Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая…  Хорошее ружье! (Н.В. Гоголь)