Классы
Предметы

Словообразование. Орфография

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Словообразование. Орфография

Урок «Словообразование. Орфография» расскажет о функциях словообразования, его основных понятиях, а также способах словообразования. Учитель поделится знаниями о том, как механизмы словообразования могут подсказать то или иное орфографическое правило. Вы сможете понять принципы создания слов, которые входят в обязательный образовательный минимум по русскому языку учеников 8 класса.

Тема: Повторение изученного в 5-7 классах

Урок: Словообразование

1. Введение

Словообразование – раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса:

1) как построены (то есть из каких частей состоят) слова;

2) как они образованы (то есть от чего и с помощью чего).

Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

Морфемика– раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс).

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончания могут быть нулевыми.

Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Суффикс (словообразующий) – это значимая часть слова, которая находится обычно после корня и служит для образования слов.

Суффиксы

Рис. 1. Суффиксы (Источник)

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Приставки

Рис. 2. Приставки (Источник)

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т.е. не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

Чередования гласных:

1. о /# (ноль звука, беглый гласный): сон – сна,

2. е/#: день – дня,

3. е/о: бреду – бродить,

4. о/а: смотреть – посматривать,

5. е/о/#/и: соберу – сбор – собрать – собирать,

6. о/у/ы: сох – сухой – высыхать.

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Чередования согласных:

1. парный твердый/парный мягкий: ру[к]а – ру[к']е,

2. г/ж: нога – ножка,

3. к/ч: рука – ручка,

4. х/ш: муха – мушка,

5. д/ж: водить – вожу,

6. т/ч: крутить – кручу,

7. з/ж: возить – вожу,

8. с/ш: носить – ношу,

9. б/бл: любить – люблю,

10. п/пл: купить – куплю,

11. в/вл: ловить – ловлю,

12. ф/фл: графить – графлю,

13. м/мл: кормить – кормлю.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:

1. а(я)/им: снять – снимать,

2. а(я)/ин: жать – пожинать,

3. и/ой: бить – бой,

4. е/ой: петь – пой.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками и суффиксами, называются связанными, например: об-у-ть – раз-у-ть.

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие – для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам. В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс – словообразующую морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова— род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.Нулевое окончание— это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, нулевое окончание в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо.

Формообразующие суффиксы представлены:

1) у инфинитива -ть/-ти: читать, нести;

2) в прошедшем времени изъявительного наклонения -л-: делал;

3) в условном наклонении –л-: делал бы;

4) в повелительном наклонении -и- (пиши) и нулевой словообразующий суффикс (делай, сядь);

5) в простой сравнительной степени прилагательного и наречия –е (выше), -ее/-ей (быстрее), -ше (раньше), -же (глубже);

6) в простой превосходной степени сравнения прилагательного -ейш-/-айш- (быстрейший, высочайший).

Нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

Способы словообразования:

1) приставочный: делать → переделать;

2) суффиксальный: синий → синева;

3) приставочно-суффиксальный: стакан → подстаканник;

4) бессуффиксный:переходить → переход;

5) сложение:

а. сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать,

б. сложение: лес + степь → лес(о)степь,

в. сложение с сокращением (аббревиация): Министерство иностранных дел → МИД;

5) сокращение:заместитель → зам;

6) переход слова из одной части речи в другую: столовая (прил.) → столовая (сущ.).

Смешанные способы – способы, при которых одновременно используются разные средства: орден+носить → орден(о)нос-ец (сложение производящей основы + суффиксация).

 

Состав слова

Рис. 3. Состав слова (Источник)

 

Словообразовательное гнездо слова веселый

Рис. 4. Словообразовательное гнездо слова веселый (Источник)

Заключение

Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок.

Дополнительно

Постфиксальный способ – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например:

какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь.

Приставочно-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например:

есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться.

Суффиксально-постфиксальный способ– способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, нужда → нуждаться.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например:

смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться.

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник:  Русский язык: учебник для  8 кл.  общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО Московские учебники, 2008.

2. Тесты по русскому языку (2011), автор Угроватова.

3. Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах.

Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Собрание материалов по словообразованию и морфемике (Источник). 

2. Словообразование в таблицах (Источник).

3. Пособие «О словообразовании»  (Источник).

4. Литневская Е.И. Русcкий язык: краткий теоретический курс для школьников (Источник).

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык (Источник).

6. Словообразование (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Найдите «лишнее» слово:

- нож, ножны, стреножить, ножевой;

- нос, носик, переносица, переноска;

- приводить, проводка, проводник, оленевод.

2. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?

- влюбленный; 2. капля; 3. зубило; 4. приплыли; 5. бережливость; 6. носильщик.

3. Обозначьте приставки.

Пододеяльник, подорожник, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.

4. В каком (их) слове (ах) нет суффикса?

- соловьиный; 2. синий; 3. лисий; 4. зверье; 5. спугнуть; 6. мамин.