Классы
Предметы

Вставные конструкции

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Вставные конструкции

Урок направлен на формирование умения различать вставные конструкции и члены предложения, пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой – широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух.

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом, или словосочетанием, или предложением, простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди!), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета)

валялись на полу и подоконниках.

Содержать уточнение количественного характера:

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу) обожали королевские праздники

Содержать добавочное сообщение:

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Людоед дальше шел медленно (ему как будто не хотелось идти дальше), не спеша прошел в широкий длинный коридор за залом и остановился в раздумье.

Выражать причину действия, события, явления, описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую – какая неожиданная удача! – на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

 (в холле было около десятка дверей), потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал в замке его называли Малый спортивный зал был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед, вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

2. Представляющие собой попутные авторские замечания, где используются восклицательный или вопросительный знаки, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку – удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях – не говоря про дальние, что в лесистой стороне, – до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди!), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая – он был на протезе, прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом:

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают, бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, – если повезет,надо не растеряться и попробовать все самое вкусное.

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться...).

 

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999 (Источник). 
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) (Источник). 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник)

 

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.