Классы
Предметы

Замена прямой речи косвенной

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Замена прямой речи косвенной

На уроке будут рассмотрены особенности предложений с прямой и косвенной речью; полученные знания помогут избежать недочетов в употреблении предложений с косвенной речью и проверить свое языковое чутье.

Чужое высказывание может быть передано с помощью прямой речи:

«Мне нужен мощный телескоп», – уверенно сказал Мишка.

или с помощью косвенной:

Мишка уверенно сказал, что ему нужен мощный телескоп.

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания.

Предложение с косвенной речью по структуре сложное:1-я часть главная часть сложного предложения) соответствует словам автора при прямой речи, а 2-я часть (зависимая) передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам». – Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам. – Косвенная речь.

Косвенная речь

Цель высказывания

Способ присоединения

Примеры

Повествовательное предложение

Союзы будто, что

Он сказал, что прилетит утром.

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза

Мама спросила, когда прилетит самолет.

Побудительное предложение

Союз чтобы

Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

Высказывание, передаваемое с помощью косвенной речи, претерпевает некоторые изменения.

Предложения

с прямой речью

Изменения

Предложения

с косвенной речью

«Я очень хочу увидеть настоящих инопланетян», – шепотом сказал Мишка.

Меняются формы

местоимения и глагола

Мишка шепотом сказал, что он очень хочет увидеть настоящих инопланетян.

«Анюта, милая, принеси, пожалуйста, еще мороженого», – попросила сестра.

Обращения опускаются, заменяются другими средствами

Сестра ласково попросила Анюту, чтобы она принесла еще мороженого.

«Как же здорово ты все придумал!» – восхитился Петров.

Восклицательные и вопросительные предложения: междометия, эмоциональные частицы исчезают, а эмоциональность высказывания передается описательно.

Петров восхищенно воскликнул, что я очень здорово все придумал.

Не всякое высказывание можно перевести из прямой речи в косвенную:

Выражение эмоции и малоинформативное высказывание

Ошибочно

Я сказал Петрову, что хочу поехать с ним. «Да ну тебя!» – отмахнулся Петров.

Я сказал Петрову, что хочу поехать с ним. Петров, отмахнувшись, сказал, что меня да ну.

«Вот такие дела», – вздохнул Петров.

Петров, вздохнув, сказал, что вот такие дела.

Речевые ошибки – смешение предложений с:

Прямой речью

Косвенной

речью

 

Ошибочно

Правильно

Он сказал: «Я буду бороться!»

Он сказал, что я буду бороться.

Он сказал, что он будет бороться.

Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий».

Ведь одна из заповедей гласит, что никогда не убей.

Ведь в одной из заповедей говорится, что нельзя убивать.

В косвенную форму могут быть переведены сообщение, побуждение или вопрос (прямой или косвенный).

Примеры вопросов

Прямой

Косвенный

Я спросил: «Зачем вы идете в горы вы?»

«Скоро ли они вернутся? Не пойти ли мне с ними?» – думал о нас Петров.

Я их спросил, зачем они идут в горы.

Петров думал о том, скоро ли мы вернемся и не пойти ли ему с нами.

Конструкции с вопросительным высказыванием, оформленные следующим образом:

Я спросил: зачем идете в горы вы?

занимают промежуточное положение между предложениями с прямой и с косвенной речью.

Высказывания разных лиц могут сменять друг друга, образуя диалог.

Диалог может быть оформлен на письме двумя способами.    

В первом случае каждая реплика дается с нового абзаца. В таком случае перед каждой репликой ставится тире:

Яму копал?

Копал.

В яму упал?

Упал.

В яме сидишь?

Сижу.

Лестницу ждешь?

Жду.

Яма сыра?

Сыра.

Как голова?

Цела.

Значит, живой?

Живой.

Ну, я пошел домой!          

Второй способ оформления диалога может быть использован, если при репликах нет указания на то, кому они принадлежат. В таком случае реплики следуют в подбор, в строку, причем каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней с помощью тире.

«Яму копал?» – «Копал». – «В яму упал?» – «Упал». – «В яме сидишь?» – «Сижу». – «Лестницу ждешь?» – «Жду». – «Яма сыра?» – «Сыра». – «Как голова?» – «Цела». – «Значит живой?» – «Живой». – «Ну, я пошел домой!» 

При оформлении прямой речи кавычка ставится после вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих реплику, но всегда перед точкой.

Если после реплики диалога идут авторские слова, то чужая речь с авторскими словами оформляется как прямая речь:

«Яму копал?» – спросил я. «Копал», – грустно ответил он.

 

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» (Источник).
  4. Чужая речь (собрание материала) (Источник). 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник).
  2. Презентация «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (Источник). 

 

Домашнее задание

Задание № 1. Расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Повсюду стали слышны речи Пора добраться до картечи. (М. Лермонтов)
  2. Давненько не брал я в руки шашек говорил Чичиков. (Н. Гоголь)
  3. Какая же ваша будет последняя цена спросил наконец Собакевич. (Н. Гоголь)
  4. Мой дед землю пахал с надменной гордостью отвечал Базаров. (И. Тургенев)
  5. В.Г. Белинский писал что создает человека природа, но развивает и образует его общество.
  6. Подъезжают они к избе спрашивают где тут разыскать хозяйственную часть. (Д. Фурманов)
  7. На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься хотя думал что почему бы мне с Суркой не поохотиться. (С. Аксаков)
  8. Берегись кричал кучер не сдерживая лошадей. (А. Чехов)

Задание № 2

Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

Меня спросили, где я раньше работал?

Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».