Классы
Предметы

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Словосочетание.  Его строение и грамматическое значение

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.

Тема: Словосочетание

Урок: Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

 

1. Введение

Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью.

Связь слов в словосочетании.

Связь слов в словосочетании осуществляется:

грамматически

(с помощью окончания зависимого слова)

 

красивая природа, читал книгу

только по смыслу

 

звонко смеялся, читал внимательно

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

– определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);

– объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т.п.;

– обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город – какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

Словосочетание состоит из главного (от него задаётся вопрос) и зависимого слов: новый дом, написать письмо.

Основные виды синтаксической связи – сочинительная (мальчики и девочки) и подчинительная (видеть (что?) дом).

В роли главного слова могут выступать все знаменательные части речи:

существительные:  цветущий луг;

прилагательное: очень холодный;

глагол:  хорошо учиться;

наречие:  очень далеко;

– реже местоимение: он с детьми;

– реже числительное: один из них.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на несколько видов:

– именные (главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), например: зелёная листва, вполне удобный, трое друзей, никто из класса;

– глагольные (главное слово – глагол), например: купить подарок, примите факс;

– наречные (главное слово – наречие), например: совсем случайно, совершенно по-новому.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, явления, признаки, действия, но более точно, детально по сравнению со словом, поскольку зависимое слово в словосочетании уточняет, конкретизирует смысл главного, например:

дерево – вечнозелёное дерево, ореховое дерево; лес – хвойный лес, весенний лес; построить – построить дом, построить стадион; прийти – прийти к другу, прийти в школу.

Словосочетания формируют предложения и выделяются в их составе. Так, в предложении

За берёзовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв

грамматическая основа дорога подымается;

словосочетания, которые формируют предложение, это:

за берёзовым перелеском, круто подымается, подымается на обрыв, песчаный обрыв, подымается за перелеском.

В состав словосочетаний могут входить цельные сочетания слов:

кареглазая девушка – девушка с карими глазами.

3.  Словосочетаниями не могут быть:

– грамматическая основа предложения, то есть сочетание подлежащего и сказуемого:

дети пели, школьники играли;

– однородные члены предложения:

весёлый и громкий, аккуратно и чисто, сидел и писал, мать и дочь;

– сочетание служебного и знаменательного слов: напротив дома, в школе, около трёхсот.

Обратите внимание!

В словосочетаниях день рождения и дом отдыха склоняется только главное слово (день, дом), зависимое слово (рождения, отдыха) остаётся неизменным, например:

С днём рождения! Мой день рождения – 12 апреля. Мы подъехали к дому отдыха. Неподалёку расположились два дома отдыха.

Словосочетания могут быть свободными и несвободными.

В свободном словосочетании сохраняются лексические значения главного и зависимого слов; компоненты такого словосочетания легко разделяются:

строить дом, построить дома, красивый дом.

Несвободное словосочетание представляет собой неразложимое целое: лексическая самостоятельность одного или обоих компонентов ослаблена или утрачена, и по значению такое словосочетание может быть заменено одним словом:

на краю света – далеко, мокрая курица – размазня, вольный казак – свободный.

Несвободное словосочетание может входить в состав свободного словосочетания и предложения, где оно является одним членом:

Она дружески кивнула ему головой, послала воздушный поцелуй и сразу взяла третью скорость.

Тема в таблицах и схемах

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Соединяет равноправные слова или члены предложения

Соединяет слова, из которых одно – главное, а другое – зависимое

Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову

От главного слова к зависимому можно задать вопрос

Встречается в предложении

Встречается в словосочетании

(Какие?) красные, синие, зеленые

Глядел (куда?) вдаль

 

 

Виды словосочетаний по главному слову

 

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник:  Русский язык: учебник для  8 кл.  общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Тесты по русскому языку(2011), автор Угроватова.

3. Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах.

4. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Словосочетание. Википедия (Источник).

2. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников (Источник).

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык (Источник).

4. Словосочетание (Источник). (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1.  Используя средства синтаксической связи, из данных слов восстановить строчку известного стихотворения А. С. Пушкина (данные слова можно повторять).

Я, печалить, вы, любить, мой, любовь, совсем, хотеть, еще,  пусть, быть, мочь, душа, угаснуть, не, она, много, тревожить,  ничто.

2.  Определить вид словосочетаний по главному слову

Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю.

3.  Отгадайте ребус:

 

 4  = В

 4  = И