Классы
Предметы

Разговорный стиль

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Разговорный стиль

Урок посвящен разговорному функциональному стилю. Будут рассмотрены особенности разговорных текстов с точки зрения фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса; основные типы речи для разговорного стиля; основные жанры текстов разговорного стиля.

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в ситуации непринужденной беседы, чаще всего в неофициальной обстановке и выполняет функцию общения, обмена впечатлениями. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в литературных произведениях).      

Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жестов, спонтанность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств, стремление к экономии речевых средств.

На фонетическом уровне для разговорного стиля характерны:

  • высокая степень редукции гласных (щас, здрасьте);
  • свободный порядок слов, что связано с возможностью логического выделения слов интонацией: Хочу домой пойти. Домой хочу пойти. Пойти хочу домой.

На лексическом уровне для разговорного стиля характерны:

  • использование разговорной и просторечной лексики: ляпнуть, болтать, хлюпать;
  • использование жаргонизмов: умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван;
  • использование конкретной лексики, фразеологизмов, «крылатых выражений», общеизвестных цитат из фильмов, анекдотов;
  • редкое использование абстрактных слов и терминов.

Это объясняется задачей и условиями функционирования разговорных текстов: мы значительно чаще говорим о каких-то конкретных вещах, чем рассуждаем на абстрактные темы.      

Проявляется экспрессивность и оценочность в словообразовании:

  • при образовании вариантов имен собственных (Екатерина, Катя, Катюша, Катенька, Катюшенька, Катечка, Катька, Катюшка);
  • появляются авторские неологизмы: (копалка, включалка (на основе существующего понятного корня по продуктивной словообразовательной модели));
  • суффиксы субъективной оценки (карандашик, телефончик, большущий);
  • искажение литературных норм (Гер Саныч = Георгий Александрович, Пал Ваныч = Павел Иванович, инет – интернет); сокращение слов (диплом – дипломная работа, комиссионка – комиссионный магазин, валерианка – настойка валерианы).

Морфологический уровень характеризуется:

  • наиболее частым среди всех стилей употреблением личных местоимений (важно обозначить участников коммуникации);         
  • преобладанием глаголов над существительными;
  • редким использованием причастий и кратких прилагательных; почти не используются деепричастия, вместо них используются полные формы прилагательных (Я не голодный вместо Я не голоден); Когда я увидел Петьку, я ему крикнул вместо Увидев Петьку, я ему крикнул;
  • несклоняемостью сложных и составных числительных, склоняемостью аббревиатур (на МКАДе);
  • использованием частиц и междометий, которые выражают отношение говорящего к произносимому, его эмоции, настроение;
  • использованием времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях: Подруга говорит: «Ну, я пошла». – прошедшее время глагола имеет значение будущего времени; А Петька как крикнет! – глагол в форме будущего времени имеет, наоборот, значение прошедшего (описываются уже произошедшие события).

На синтаксическом уровне можно отметить:

  • употребление односоставных и неполных предложений:

– Мороженое будешь?

– Если только шоколадное….

  • редко использование сложных синтаксических конструкций;
  • преобладание бессоюзных предложений;
  • частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, обращений.

 

Рис. 1. Компоненты ситуации разговорной речи (Источник)

Жанры: частные письма, записки, диалоги героев в художественном произведении, беседа, спор, SМS, телефонный разговор, монолог и т. п.

Разговорный стиль бытует преимущественно в устной форме, однако эта устная речь, как мы уже сказали, может быть записана в виде художественного текста или его части (чаще всего речи персонажей), а также в виде такого жанра, как письмо.           

Элементы разговорного стиля используются в публицистике, не только в устных публичных выступлениях, но и в письменных жанрах (очерке, заметке, статье). Использование в публичной речи элементов разговорного стиля в последнее время активизировалось. Но не следует впадать в крайность и использовать разговорные языковые средства там, где это не предусмотрено стилем и жанром текста, например, в сочинениях.

 

Список литературы

  1. Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. – М.: Астрель, 2008.
  2. Русский язык.8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Уроки русского языка (собрание материала) (Источник).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Разговорный стиль (Источник). 
  2. Письмо (Источник). 
  3. Инвективы (Источник). 
  4. Презентация (Источник). 
  5. Аудиозапись «Разговорный стиль» (Источник). 

 

Домашнее задание

Найдите черты разговорного стиля речи.

Он вошёл на урок сразу после звонка.

– Новенький! – обрадованно закричал Лёшка.

– Опять, небось, второгодник, – усмехнулся его сосед по парте.

– Молод он больно для второгодника, – возразили с третьего ряда.

– А он симпатичный, – кокетливо заметила Люська, поправляя причёску.

– Корольков Николай Денисович, – ответил тот.

– Никола, значит, – определил Петька и протянул новенькому руку.

Но тот смешался, покраснел и стал снимать очки.

– Ой, девочки, стеснительный! – восторженно зашептала Люська.

– Николай Денисович! – передразнил его Серёжка. – А ты, собственно, откуда к нам такой пожаловал?

– Я, собственно… из учительской пожаловал. Практикант я…