Классы
Предметы

Текст как продукт речевой деятельности

Цель занятия – подойти к понятию текст со стороны лингвистики, т. е. рассмотреть его с научной точки зрения.

Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом это речевой деятельности является речевое произведение, или текст.

Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной).

По характеру речевой деятельности речь может быть:

  • монологическая или диалогическая;
  • устная или письменная;
  • разговорная или книжная

Главная единица речи – текст. Это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.

Термин «текст» пришел в русский язык в XVIII веке из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань»; «связь», «соединение»; слог, стиль.

Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина дает следующие значения слова «текст»:

Всякая записанная речь, а также часть такой записи.

полигр. Основная часть печатного набора (без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и пр.).

полигр. Типографский шрифт определенного размера.

спец. В семиотике, лингвистике, информатике: последовательность языковых или иных знаков, образующая единое целое и служащая объектом изучения и обработки.

В Лингвистическом энциклопедическом словаре текст определяется как «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». При этом под знаковыми единицами понимаются определенные вербальные знаки – предложения, абзацы, причем как графические (письменный текст), так и фонетические (устный текст).

Текст, как правило, содержит описание фактов, событий, места действия, времени протекания этого действия и т.п. Все это – фактуальная информация.
Как правило, ее передает фабула (от лат. fabula) – повествование, история; «основа», «ядро» повествования. Фактуальная информация почти всегда может быть передана пересказом.

Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его личность в широком смысле слова. Все это – концептуальная информация. Этот вид информации получил свое название от слова концепция (от лат. сonceptio) –
1. система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;
2. общий замысел (художника, поэта, ученого и т. д.).
Концепт – это главное, что «держит» текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения.
Как правило, фактуальная информация «состоит на службе» у концептуальной. Но служит она ей по-своему: с одной стороны, она наполняет текст жизнью, помогает передать заложенную в нем концептуальную информацию, с другой – сама же ее «маскирует»: затемняет заложенные в тексте мысли, как бы «отвлекает» от них, открывает возможности разночтения.
Концепт отдельного художественного произведения иначе называют идеей, а также используют термин главная мысль. Однако концептуальная информация не сводится к одной «главной мысли». В большом тексте строится целая «модель мира», отражается вся система взглядов автора, его мировоззрение – это как раз и есть концептуальная информация.

Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст. Он похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.

Создать подтекст помогают еще «скважины» и монтаж.

Монтаж – это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному замыслу автора. Термин «скважина» появился так. Когда стали изучать, как люди читают, что мешает, а что помогает им понимать текст, то заметили, что в тексте есть некоторые «пустые» места, своего рода смысловые пробелы, «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений. Лингвисты называют такие знания «фоновыми».

Психолог Н.И. Жинкин обнаружил, что между предложениями существуют разрывы и в этих разрывах содержится та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь). Содержание текста становится понятным только тогда, когда читатель может самостоятельно заполнить эти смысловые «дырки», когда в его мышлении содержится как бы «внутренний текст». Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в «скважины».
Все виды информации в произведении тесно связаны. Так, скрытой (подтекстовой) может оказаться и концептуальная, и фактуальная информация. А чтобы понять концепт, надо внимательно отнестись к «фактам» и учесть скрытые смыслы, т. е., чтобы выявить какой-то один из видов информации, необходимо обращать внимание на все остальные.
Основные свойства текста – это связность и целостность.

Связность текста – категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т. д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка. Однако языковая связность порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу.

Тема (Т) – данная, исходная информация.
Рема (Р) – новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение.

Т Р
А.С. Пушкин – /великий русский писатель.

Движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник…(И. Тургенев).

Перед нами определенный вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи между предложениями данного текста (рис. 1).

 

Рис. 1. Цепная связь предложений (Источник)

Пушкин – великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.

Перед нами другой вид тематической прогрессии, реализующийся в параллельной связи между предложениями данного текста (тема постоянна и выражена именем и заменяющим его повторяющимся личным местоимением; структурные схемы предложений повторяются или похожи, рис. 2).

 

Рис. 2. Параллельная связь предложений (Источник)

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане. Ключевыми, или опорными, мы считаем как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова. Понятийно-логические ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте.
Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста. Оценочные, или экспрессивные, (субъективные) ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот: чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

 

Список литературы

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель-АСТ, 2001.
  2. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 240 с.
  3. Собрание материала по теме «Текст. Речь» (Источник). 
  4. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., Вербум-М, 2005 (Источник). 
  5. Licey.net (Источник).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Proshkolu.ru (Источник).
  2. Видео «Текст» (Источник). 
  3. План анализа текста (Источник). 

 

Домашнее задание

Прочитайте отрывок из шестой главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и постарайтесь возможно более полно выявить в нем средства связности.

(1) Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. (2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. (3) Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. (4) Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. (5) На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину.(6) Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. (7) На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины.

Задания к тексту.

№ 1. Найдите в данном тексте лексические повторы. Какую языковую и смысловую роль они играют?

№ 2. Найдите в тексте формы одного и того же слова. С какой целью (языковой и смысловой) их употребляет автор?