Классы
Предметы

Дополнение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Дополнение

В ходе урока все желающие смогут получить представление о теме «Дополнение». Вы сможете узнать, как этот второстепенный член предложения позволяет обозначить различных участников ситуации, описываемой в предложении, и отвечать на вопросы косвенных падежей. Преподаватель объяснит, с помощью каких частей речи может выражаться дополнение, приведет примеры, чтобы наглядно это продемонстрировать.

Тема: Второстепенные члены предложения

Урок: Дополнение

1. Введение

Урок посвящен одному из второстепенных членов предложения дополнению.  Значение дополнения, способы его выражения, разграничение прямых и косвенных дополнений – таковы составляющие урока.

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они делятся на несколько групп. Это дополнение, определение  и обстоятельство.

Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:

1. существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:

Мой дядя подарил мне котенка.

2. любой частью речи в функции существительного:

Он посмотрел ( на кого?) на вошедшего.

3.  инфинитивом:

Все просили ее ( о чем?) спеть.

4.  числительным:

Разделите (сколько? на сколько?) десять на два.

5.  фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.:

Я купил (что?) пять книг.

6.  фразеологически связанным словосочетанием:

Я прошу  тебя (о чем?) не вешать нос.

Дополнения  поясняют:

1.  чаще всего  глагол:  читать (что?) книгу;

2.  существительное со значением действия: 

Он руководитель (чего?) кружка.

3.  прилагательное в краткой или — редко — в полной форме:

Я зол (на кого?) на друга.

4.  сравнительную степень прилагательного или наречия:

Он прыгнул  выше (кого?) отца.

Прямое и косвенное дополнение

Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым. Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги), прямое дополнение может быть выражено:

формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях:

Я не читал (чего?) этих книг;

формой Р. п. без предлога, обозначающей часть предмета, при  переходных  глаголах:

Пойду куплю (чего?) хлеба;

формой Р. п. при некоторых наречиях  (словах категории состояния) — сказуемых безличного предложения:

Мне жаль (чего?) потраченного времени.

Все остальные дополнения — косвенные. Поговорим сегодня (о чем?) о дополнении.

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник: 1.  Русский язык: учебник для  8 кл.  общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. 

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Evartist. Авторский проект Екатерины Алеевой (Источник).

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник).

3. Уроки русского языка (Источник).

4. Skydrive.live.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными. 1.  Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3.  Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6.  Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.