Классы
Предметы

Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению

Урок «Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению» расскажет о том, что в русском языке существуют обстоятельства места, степени, времени, условия, причины, цели, уступки. Все они определяются в зависимости от вопроса, задаваемого учеником. Примеры урока «Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению» помогают понять материал. 

Тема: Второстепенные члены предложения

Урок: Обстоятельство

1. Введение

Урок посвящен одному из второстепенных членов предложения – обстоятельству – и его видам. Вы узнаете о способах выражения обстоятельства.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значением действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Вопрос

Способ выражения

Примеры

Вопросы наречия где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?

существительное в косвенном падеже;

наречие;

н. ф. глагола;

деепричастие или деепричастный оборот

глядел (как?) с любопытством

 

ехал (как?) быстро

вышел (зачем?) освежиться

шел (как?) подпрыгивая

Обстоятельства очень часто выражаются синтаксически неразложимыми словосочетаниями, т.е. такими, которые представляют собой один член предложения:

Лет десять тому назад жизнь была другая.

Обстоятельства образа действия могут выражаться сравнительными оборотами, т. е. словами с союзами как, словно, точно, которые, как правило, отделяются запятыми:

Пруд  был местамикак сталь. Головы людей покачивалисьточно колосья.

Виды обстоятельств

обстоятельство времени

указывает на временные показатели совершаемого действия

прийти рано

работать с утра до вечера

обстоятельство места

указывает на место действия или направление движения

проснуться в комнате

двигаться вперед

обстоятельство меры и степени

обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества

повторить трижды

весом шестьдесят три

килограмма

пробежать триста метров

обстоятельство образа действия

указывает на образ совершения действия

смеяться громко

идти быстро

обстоятельство причины

указывает на причину свершения действия

посинеть от холода

не прийти из-за болезни

обстоятельство цели

указывает на цель действия

уехать отдыхать

обстоятельство уступки

указывает на условие, вопреки которому действие совершается

случиться вопреки прогнозам

поехать, несмотря на предостережения

обстоятельство условия

указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия

не поехать за город в случае снегопада

 

Виды обстоятельств

Рис. 1. Виды обстоятельств (Источник)

Дорога шла горами и лесом. (обстоятельство места)

Снег выпал только в январе. (обстоятельство времени)

Он по болезни вовсе не выходил из дома. (обстоятельство причины)

Братья его побежали прятаться. (обстоятельство цели)

Примечание. Чтобы не смешивать обстоятельство с дополнением, надо обратить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения.

Мы гуляли (где?) в лесу  – подходит только вопрос где?, поэтому сочетание является обстоятельством.

Я был (где?) у бабушки  или (у кого?) у бабушки – одинаково хорошо подходит и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, совмещаются два значения: обстоятельства и дополнения.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Русский язык: учебник для  8 кл.  общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. Е. И. Литневская.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Evartist. Авторский проект Екатерины Алеевой (Источник).

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник).

3. Уроки русского языка (Источник).

4. Издательство «Лицей»( Источник).

5. Грамота.ру (Источник).

6. Презентация «Обстоятельство» (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

Записать предложения, найти обстоятельства, задать вопросы, определить значения.

1. Листья бесшумно падали на землю.

2. Очень красивый юноша улыбнулся мне.

3. Здесь я вырос.

4. Он ушел в лес и не вернулся.

5. Сверху открывается прекрасный вид.

6. Сегодня мы пойдем за грибами.

7. При желании можно всего добиться.

8. Сенокос запоздал  из-за дождей.

9. Для профилактики заболеваний нужны витамины.