Классы
Предметы

Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос

На уроке будет дан обзор второстепенных членов предложения, рассмотрены их грамматические и синтаксические особенности.

Тема: Второстепенные члены предложения

Урок: Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос

Второстепенными называются члены предложения, которые поясняют главные члены предложения:

Зеленая  кикимора на болотах собирала ряску.

Кикимора собирала - грамматическая основа

какая?                   где?                   что?

зеленая                на болотах          рясу      -   второстепенные члены.

определение  обстоятельство   дополнение 

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак лица или предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Зеленая (какая?) кикимора на болотах собирала ряску.

Дополнение – второстепенный член предложения с предметным значением, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Зеленая кикимора на болотах собирала (что? В.п.) ряску.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака, указывает на время, место, способ совершения действия, его причину, цель или условие его протекания, на степень проявления признака. Обстоятельство отвечает на разнообразные вопросы: куда? как? когда? где? зачем? почему? с какой целью? в какой степени?

Зеленая кикимора на болотах ( где?) собирала ряску.

Каждый член предложения – и главный, и второстепенный – может быть выражен словами разных частей речи. Поэтому очень важно уметь различать два вида вопросов, которые можно задать к слову в предложении:

грамматический, который мы задаем к слову как к части речи, и

синтаксический, смысловой, который мы задаем к слову в конкретном предложении, устанавливая его синтаксическую функцию. 

Грамматический вопрос = часть речи

Синтаксический вопрос = член предложения

Из болота вылезла зеленоволосая (какая? прилагательное = определение) кикимора.

Из болота вылезла кикимора с зелеными волосами.

(существительное = определение какая? с чем?):

определение выражено уже не прилагательным, а существительным волосами с прилагательным зелеными, грамматический и синтаксический вопросы будут разными:

*кикимора с зелеными волосамис чем?– грамматический вопрос = существительное,

 *кикимора какая? с зелеными волосами  – синтаксический вопрос = определение.

Чтобы правильно определить его синтаксическую роль,  к второстепенному члену, выраженному существительным в сочетании в предлогом из болота, лучше поставить синтаксический вопрос откуда?, а не грамматический, падежный вопрос из чего?

Из болота (откуда?) вылезла кикимора с зелеными волосами.

*из болота – из чего? – грамматический вопрос = существительное,

*вылезла откуда? из болота – синтаксический вопрос = обстоятельство.

На один и тот же синтаксический вопрос могут отвечать слова разных частей речи.  

Кикимора бежала (как?) быстро.    Кикимора бежала (как?) на ходулях.

Один и тот же член предложения может быть выражен разными частями речи:

Друзья кикиморы попросили (чего?) шоколаду.

Друзья кикиморы попросили ее (о чем?) сплясать.

Нередки случаи, когда к какому-то члену предложения можно задать больше одного синтаксического вопроса:

Варево (какое?) из ряски и тины кикиморе совсем не понравилось.

Варево (из чего?) из ряски и тины кикиморе совсем не понравилось.

 

Список рекомендованной литературы

1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,  Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Evartist. Авторский проект Екатерины Алеевой (Источник).

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник).

3. Уроки русского языка (Источник).

4. Издательство «Лицей» (Источник).

5. Skydrive.live.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Перепишите текст. Выделите в тексте все определения.

Шелестит на ветру, останавливая прохожих, старая Афиша:

 - Подойдите, подойдите ко мне! Я свежа и ярка, я еще достаточно  хорошо сохранилась! Афиша охорашивается, принимает самые различные дозы, но  прохожие  идут мимо и не замечают ее. 

- Это будет очень интересный концерт... Веселый концерт...  С  участием самых лучших артистов... Шелестит, шелестит, зазывая прохожих, старая Афиша. И не может она,  не может понять, что концерт ее давно прошел и больше никогда не состоится.

2. Выделите в тексте все дополнения.

3. Выделите в тексте все обстоятельства.

4. Запишите текст. Отметьте все второстепенные члены предложения. Задайте к каждому грамматический и синтаксический вопросы. В каких случаях эти вопросы не совпадают?

В старину люди любили посидеть у окна, а теперь они больше сидят перед телевизором.

Телевизор-то вообще больше показывает, по нему не только  улицу,  но  и разные  страны  увидишь.  Но  окно  зовет  прогуляться,  свежим   воздухом подышать, а телевизору приятней, когда все сидят дома. Перед телевизором. Все сидят, а он показывает, как там другие люди  прогуливаются,  свежим воздухом дышат. У тех, кто дышит воздухом, такой хороший цвет лица... Особенно на хорошем цветном телевизоре.