Классы
Предметы

Обобщение материала по теме “Бессоюзные сложные предложения”

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Обобщение материала по теме “Бессоюзные сложные предложения”

На уроке мы узнаем, какое сложное предложение является бессоюзным, увидим различные виды смысловых отношений, выясним, как интонация перечисления помогает в постановке знаков препинания

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации.

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – на интонации.

В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: точка с запятой, запятая, тире и двоеточие.

Смысловые отношения в бессоюзных предложениях выражаются менее четко, чем в союзных. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Главный ведущий признак выбора запятой или точки с запятой – смысловые отношения между частями сложного предложения, а также степень их распространенности.

 

Запятая или точка с запятой ставится:

1. Если между простыми предложениями можно вставить союз и, необходимо поставить запятую или точку с запятой.

2. Если между двумя частями предложения отношения перечисления, запятая будет более уместна.

3. Точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения осложнено, то есть в нем уже есть другие знаки препинания (однородные члены, либо придаточные предложения, либо предложения с причастными и деепричастными оборотами).

 

Двоеточие ставится:

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то есть между частями можно вставить союзы так как, потому что.

2. Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительной интонацией) поясняет первое, то есть между частями можно вставить слова а именно.

3. Если второе предложение дополняет слово или одно из словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными); между частями можно вставить союз что.

4. Если между простыми частями сложного бессоюзного предложения можно поставить слова: и увидел, что, и услышал, что.

 

Тире ставится:

1. Если содержание второго предложения противопоставляется содержанию первого.

2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении.

3. Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

4. Если второе предложение является обозначениемнеожиданного результата или быстрой смены событий.

5. Если второе предложение указывает на сравнение.

6. Если второе предложение является присоединительным.

 

Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой, с тире часто используются писателями, поэтами в художественных описаниях.

Задания

Расставьте на месте пропусков знаки препинания:

1. Чичиков посмотрел _ рукав новешенького фрака был весь испорчен.

Чичиков посмотрел и увидел что? – что рукав был испорчен. Здесь необходимо двоеточие, так как можно вставить: и увидел что.

            Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.

 

2. Бревно на избах было темно и старо _ многие крыши сквозили, как решето.

Во второй части у нас есть осложнение со сравнительным оборотом и знаком препинания, это интонация перечисления, поэтому можем поставить точку с запятой.  

             Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.

 

3. Герой сел в экипаж _ бричка выехала из ворот гостиницы.

Второе предложение содержит следствие: выехала из ворот, поэтому надо поставить тире.

            Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.

 

4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку _ Петрушке было приказано оставаться дома...

Между частями предложения можно поставить просто запятую, так как осложнения нет и интонация – было приказание – перечисление.

            Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку,             Петрушке было приказано оставаться дома…   

 

5. Это называл он _ потерпеть на службе за правду.

Смысл первого предложения раскрывается во втором: называл как именно? – потерпеть.

Поэтому необходимо поставить двоеточие.

            Это называл он: потерпеть на службе за правду.

Заключение

Мы рассмотрели бессоюзные сложные предложения, в которых части объединены в одно целое по смыслу, и узнали, что соединение их выражается интонацией и расстановкой знаков препинания.

 

Список литературы

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. М: «Дрофа», 2007.

  

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Видеотьютор по русскому языку» (Источник)

2. Интернет портал «5-ege.ru» (Источник)

3. Интернет портал «Русский на 5» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Какие предложения называются бессоюзными?

2. Каков главный признак выбора постановки точки или точки с запятой в бессоюзном сложном предложении?

3. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?