Классы
Предметы

Омонимичные части речи

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются  некоторые сложные случаи морфологической омонимии:  правописание  омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

Введение

Мы рассмотрим сложные случаи правописания.

Омонимичные части речи необходимо различать, и для этого есть приемы-помощники.

Правописание  наречий и омонимичных им частей речи

Наречия необходимо отличать от существительных, местоимений и прилагательных. Чтобы отличить наречие от существительного, определяем, есть ли зависимое слово. Наречие не имеет при себе зависимых слов (кроме слов, обозначающих степень качества). Существительное имеет при себе зависимые слова. Виднелся вдали.– Виднелся в дали моря. В первом случае нет зависимого слова – это наречие, пишем слитно.  Во втором предложении есть зависимое слово – моря, существительное с предлогом пишем раздельно.

Наречия надо отличать от прилагательных. (Светит)  по-весеннему –  это наречие, пишем  через дефис (есть приставка по-, слово оканчивается на -ему). По весеннему небу пробежали тучки  – по небу какому? весеннему – пишем раздельно. Тратить  время впустую – Тратить  время как? впустую – наречие, пишем слитно. Вошел в пустую комнату. В комнату какую? пустую.

Надо помнить, что наречие можно заменить наречием, а существительное, прилагательное, местоимение – той же частью речи. Словосочетание существительного с прилагательным или местоимения с прилагательным можно поставить в начальную форму: в  дали голубой – голубая даль.

Правописание  союзов и омонимичных им частей речи

Союзы  чтобы, тоже также, зато, потому, оттого нельзя определить в одну группу по правописанию. Рассмотрим их раздельно.

Союз чтобы имеет омонимичную  форму –  вопросительно-относительное местоимение что с частицей бы. Приемы различения этих форм – перенос частицы бы, возможность ее опустить, возможность заменить местоимение существительным.  В этом случае частицу бы пишем раздельно. Если   чтобы – союз, его можно заменить другим союзом – для того чтобы, с тем чтобы. И тогда  чтобы  пишем слитно. Не забудем, что словосочетание во что бы то ни стало  пишется в  шесть слов.

Что бы мне почитать?- Что мне почитать? Что мне почитать бы? Что – подразумевается предмет: Книгу бы мне почитать? Я зашел, чтобы обсудить с тобой проблемы. Можно заменить  союзом для того чтобы – это союз, чтобы пишется слитно.

Союзы тоже также: если они взаимозаменяемы или заменяемы союзом И, пишем слитно. То же  пишем раздельно, если это местоимение с частицей, так же – если наречие с частицей. Приемы-помощники: в союзе же убрать или перенести  нельзя, в наречии или местоимении – можно, смысл не изменится. Союзы не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Местоимения и наречия отвечают на вопросы и являются членами предложения. Местоимение  то может быть определением или дополнением. Наречие так  может быть обстоятельством. Кроме того, наречие так обычно сопровождается  сравнительным оборотом с союзом  как  и соответствующими вопросами: как? каким образом?

Местоимение то  может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить: что именно? Он требовал то же (что именно? пишем раздельно), что и вы. Местоимение то можно заменить другим местоимением: Во всем городе не было людей, настроенных так же спокойно и в то же (= то самое  время, те самые времена) время так же торжественно, как эти двое.

 Надо запомнить написание  словосочетаний:  то же что и, то же самое, одно и то же, точно так же как, все так же как.

Союз зато  можно заменить союзом но, в этом случае пишем слитно. Встретиться не удавалось, зато (= но) письма писали часто. Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным. Не берись за то (за что?), что тебе не под силу. За то пишем раздельно, если это местоимение с предлогом.

Союзы потому, оттого взаимозаменяемы, пишем слитно, местоимения  с предлогом по тому, от того пишем раздельно. Схема рассуждения  та же, что и с союзом зато.  Вы не должны судить меня по тому (= по тем делам), что я делаю. Лодка оттолкнулась от того  (тот берег) берега.

Правописание предлогов и  омонимичных им частей речи

Предлоги в течение, в заключение, в продолжение, вследствие надо отличать от омонимичных частей речи.  В течение всего года он усердно занимался. Производные предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова с буквой е на конце. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени и отвечают на вопросы  когда? как долго?  Дом ремонтировался в продолжение (предлог, пишем раздельно) месяца. Если  в течении – это омонимичное существительное с предлогом, между ним и предлогом можно вставить прилагательное, то пишем раздельно, окончание – по правилу склонения существительных. Существительное с предлогом можно поставить в начальную форму, предлога не будет: В течении (ставим в начальную форму – течение, пишем раздельно) реки много поворотов. Или: в нижнем течении реки.

Производный предлог в заключение имеет значение  «под конец». В заключение статьи были подведены итоги. Пишется  раздельно, на конце е, т.к. это предлог. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. Пишем раздельно, на конце и, т.к. это предложный падеж.

Производные предлоги  вследствие, ввиду указывают на причину. В следствие по делу вкралась ощибка – предлог в с существительным   следствие пишем раздельно (начальная форма – следствие, существительное на –ие, в вин.п. пишем е). Вследствие плохой  погоды мы остались дома = из-за, производный предлог, пишем слитно, на конце е, можно заменить другим предлогом.

Употребление предлогов с дательным падежом

Предлог несмотря на пишем слитно с не: Пошли в поход, несмотря ( = вопреки чему-то, хотя была непогода) на непогоду – предлог. Шел, не смотря  себе под ноги. Не смотря – деепричастие (шел и не смотрел – добавочное действие), пишем раздельно.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, это надо запомнить:  согласно приказу, благодаря обстоятельствам, вопреки прогнозу.

 

Домашнее задание

Вопросы.

1. Как отличить наречие от существительного с предлогом?

2. С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки?

3. Что общего и в чем отличие в написании предлогов в течение, в заключение, в продолжение, вследствие?

Упражнение 1. Раскройте скобки.

(В)течени(…) месяца, (в)течени(…) реки, (в)заключени(…) романа, находился (в)заключени(…), спрятался за(то) дерево; приют наш мал, за(то) спокоен;   согласно график(…), (с)начала лета; (с)начала подумай, а потом ответь.

Упражнение 2. Измените предложения так, чтобы выделенные слова нужно было писать иначе.

1. Корабли ушли вдаль. 2) В течении река  делает поворот. 3) Вышли навстречу гостям. 4) Шли, не смотря по сторонам. 5) Все были заинтересованы в продолжении романа.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

 

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего  образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.