Классы
Предметы

Словосочетание, предложение, виды предложений

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Словосочетание, предложение, виды предложений

Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. Всякая ли запись является предложением? Любое ли сочетание слов можно назвать словосочетанием? Ответы на эти вопросы вы сможете найти на уроки.

Тема: Комплексное повторение

Урок: Словосочетание, предложение, виды предложений

1. Вступление

Строение и значение  основных синтаксических единиц (словосочетания и предложения) изучает раздел русского языка – синтаксис. Словосочетание, наименьшая синтаксическая единица, формируется в предложении и выделяется из предложения. А предложение является основной синтаксической единицей, потому что именно в предложении говорящий оформляет свою мысль. 

2. Предложение

Осень смывает холодным дождем пестрый наряд деревьев. Предложение ли эта запись? Найдем в ней признаки предложения:

1) есть грамматическая основа,

2) содержится сообщение о предмете речи (об осени),

3)слова связаны при помощи синтаксической связи,

4) характеризуется интонационной законченностью.

Данная запись - предложение.

Виды предложений.  По количеству грамматических основ предложения бывают простые (одна основа) и сложные (две и более основы). Сложные предложения по виду связи бывают сложносочиненные и сложноподчиненные.

3. Словосочетание

Чтобы выделить словосочетание из предложения, выделяем грамматическую основу: она не является словосочетанием. Задаем вопросы от главных членов предложения,  затем – от второстепенных. Лучи солнца изменили хмурую картину осени. Грамматическая основа - лучи изменили.  Лучи  чего? – солнца, изменили что? – картину, картину какую?– хмурую, картину чего? – осени. Таким образом, мы нашли в предложении четыре словосочетания.

В словосочетаниях различаются три типа подчинительной связи: согласование,  управление и примыкание.

Согласование: в  этом типе  подчинительной связи главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже:  картина хмурая, картин хмурых, небо хмурое, взгляд хмурыйполное согласование. Зависимое слово в согласовании, как правило, – имя прилагательное, местоимение (не все притяжательные), причастие. При неполном согласовании главное слово согласуется с зависимым  не во всех грамматических формах: новая секретарь.

Управление: зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. Чаще всего зависимое слово – существительное: ловить  рыбу.       

Примыкание:  зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Примыкают: инфинитив, наречие, деепричастие, притяжательные местоимения его, ее, их: очень подвижный, говорил улыбаясь, хотел плавать. Притяжательные местоимения  ее, его, их надо отличать от  их  омонимов – форм  личных местоимений. Различить их просто: личные местоимения в управлении изменяются, а притяжательные в примыкании не изменяются. Сравните: Мы слушали их (говорили с ними, рады им и т.д. – личное местоимение  ставится в падеже, требуемом главным словом – это управление)  и  их разговоры(их мысли,  их дела,  нет их книг  и т.д. – местоимение их не изменяется – это  примыкание).

Вопросы.

1. Дети идти школа – является ли эта запись предложением и почему?

2. Снег идет – это словосочетание?

3. В каком разделе русского языка изучаются предложения и словосочетания?

 

4. Практикум

Упражнение 1. Выпишите  из предложения словосочетания с вопросами к ним.

Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь  о берег.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы, определите вид предложения.

1) И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, – все готовится к ночному покою. 2) Лес, зеленеющий первой листвой, казался прозрачным. 3) Лето выдалось серое и холодное,  деревья  были мокрые. (А. Чехов) 4) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов) 5) Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина. (М. Лермонтов)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).  

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

 

Использованные ресурсы Интернет

1. Словарь лингвистических терминов (Источник).

2. Подчинительные союзы и союзные слова (Источник).

 

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант          контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего  образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.