Классы
Предметы

Основные виды сложных предложений

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Основные  виды сложных предложений

Оказывается, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое. Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями или объединять все их в сложные? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Как отличить простое предложение от сложного, а союзное от бессоюзного? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если вы выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.

Тема: Сложное предложение

Урок: Основные виды сложных предложений

1. Введение

Сложное предложение  отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа,  в сложном - две и более. Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная  связь. В сложном предложении информации больше, чем в  двух простых.

Сложные предложения по наличию / отсутствию союзов делятся на союзные и бессоюзные (соединяются только при помощи интонации).  Союзные предложения делятся на сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные предложения (с подчинительными союзами и союзными словами). Есть и другие  признаки, по которым различают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. О них вы узнаете на других уроках. 

Виды предложений

Признак

Союзные

Бессоюзные (БСП)

По наличию или отсутствию союзов

Сложносочиненные (ССП)

 

По тому, какими средствами связи (сочинительными союзами, подчинительными союзами и союзными словами) соединены части

Сложноподчиненные (СПП)

 

С разными видами связи  (союзной и бессоюзной)

 

Домашнее задание

Вопросы

1.      Какие предложения называются простыми?

2.      Какие предложения называются сложными?

3.      На какие две группы делятся сложные предложения?

4.      По каким признакам  различают сложносочиненные  (ССП) и сложноподчиненные (СПП) предложения?

Упражнение 1.  Найти грамматические основы в предложениях.

1) Странный старичок говорил очень протяжно, и звук его голоса изумил меня. 2) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин.). 3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой (А. Сурков.) 4) Дом, в котором я провел детство,  сейчас уже снесен. 5) Сестра занималась с репетитором, поэтому  все экзамены  сдала на отлично. 6) Самовар вскипел, мать внесла его в комнату.

Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чертой, а подчинительные – двумя.

1) Ему было весело а мне очень грустно. 2) Когда  ему было весело мне было очень грустно.3) Ветер тек широкой, ровной волной  но иногда он точно прыгал через что-то невидимое  и  рождая сильный порыв  развевал волосы женщин в фантастические гривы  вздымавшиеся вокруг их голов. (М. Горький.). 4) Мысль о скорой  разлуке  со  мною  так поразила матушку что она уронила ложку в кастрюльку  и слезы потекли по ее лицу.  (А. Пушкин.). 6) Накануне батюшка объявил  что намерен писать со  мною к будущему моему начальнику  и  потребовал  пера  и бумаги. (А. Пушкин.).

Упражнение 3.  Из простых предложений составьте сложные так, чтобы получились ССП, СПП, БСП.

1) Наступила осень. Улетели птицы.  2) Было уже десять часов вечера. Над садом светила полная луна. 3) Высоко в небе сияло солнце. Горы зноем дышали в небо.

Упражнение 4.  Найдите в тексте предложения, соединенные бессоюзной связью.

По типу речи  рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.

Более жесткие требования предъявляются и к  форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней  обычно используется книжная, часто научная речь,  сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

(Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян.