Классы
Предметы

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Особенности присоединения придаточных предложений  к главному

Тема этого урока небольшая по объему, но от того, как вы ее усвоите, зависит, как вы будете определять вид придаточных предложений. Мы научимся задавать вопросы к придаточному предложению, находить, что поясняет придаточное в главном предложении: слово, словосочетание или предложение. Как всегда, свои знания вы сможете применить при выполнении упражнений, тестов, заданий тренажеров

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1. Введение

Помните, по каким признакам  определяют  сложноподчиненное предложение? Надо найти  грамматические основы,  от одной части  (главной)  к другой   (придаточной)  задать вопрос. Запомните: придаточные предложения присоединяются союзами и союзными словами ко всему главному предложению. Но по смыслу  придаточное предложение может пояснять одно слово, словосочетание  или целое предложение.  Например, Деревня, где скучал Евгений, была прекрасный уголок. (А. Пушкин.)  Придаточная часть - где скучал Евгений -  поясняет слово деревняДеревня, какая?- где скучал Евгений. Придаточная часть тесно связана с главной, но конкретизирует одно слово. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были  очень низко от земли. В этом предложении вопрос задаем от всего главного предложения.  Дом стоял на косогоре, - что из этого следует?- так что окна в сад были  очень низко от земли. Мы смогли убедиться, что вопросы задают  к придаточной  части или от одного  слова, или от целого  предложения.   Можно задать вопрос и от словосочетания: Он вел себя таким образом, – каким образом? -  что его уважали, но не боялись. Следовательно, придаточное предложение поясняет слово, словосочетание в главном предложении или все главное предложение.

 

Домашнее задание

Вопросы.

1.      Как определить,  что предложение сложноподчиненное?

2.      При помощи чего присоединяются придаточные предложения  к главному?

3.      Что по смыслу поясняет придаточное предложение?

Упражнение 1.  Подчеркните грамматические основы,  определите вид предложения.

1) Воздух свеж и чист, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов)  2)  Солнце зашло,  и начало смеркаться. (М. Лермонтов) 3) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Определите, что по смыслу поясняет придаточное.

1. Деревня, где скучал Евгений, была прекрасный уголок.  (А. Пушкин). 

2. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были  очень низко от земли.  3) Есть  писатели, у которых план состоит всего из нескольких слов (К. Паустовский.)   4) И долго буду  тем любезен я народу,/Что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

 

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант           контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы  основного  общего  образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян.