Классы
Предметы

Роль указательных слов в подчинении предложений

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Роль указательных слов в подчинении предложений

Мы рассмотрим роль указательных слов в подчинении предложений, повторим прошлый материал и разберем примеры, объясняющие роль указательных слов в подчинении частей предложения.

Повторение прошлых тем

Рассмотрим предложение:

По каким признакам можно определить сложноподчиненное предложение? Мы видим, что части неравноправны, от слова в первой части «тучу» мы задаем вопрос: какую? – «которая тяжело подымалась и росла».

Каковы средства связи придаточного предложения и главного? Это интонация и союзное слово, которое является в предложении подлежащим.

Построим схему этого предложения (рис. 1).

Схема предложения

Рис. 1. Схема предложения (Источник

Грамматические основы: «облачко превратилось» и «которая подымалась, росла».

Роль указательных слов в подчинении предложений

Разберем предложение:

Главное – «о такой дружбе не стоит жалеть», придаточное – «которая не выдерживает голой правды». Грамматические основы: «не стоит жалеть» и «которая не выдерживает». Стоит обратить внимание, что в главном предложении используется указательное слово «такой», выполняющее роль определения, придаточное предложение по своему значению сближается с этим словом. В этом мы можем убедиться с помощью вопроса: дружбе какой? – «которая не выдерживает голой правды». Построим схему предложения с учетом того, какими членами предложения являются указательное слово и союзное слово (рис. 2).

Схема предложения

Рис. 2. Схема предложения (Источник)

Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

Определив, каким членом является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного предложения. Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного предложения, помогают выделить в главном то слово или словосочетание, которое поясняется придаточным предложением.

Проанализируем следующее предложение:

Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.

Грамматические основы: «гуляли мы», «не стали гаснуть отражения». Части соединены интонацией и союзом «пока». В главном предложении есть указательное слово «тех», пор каких? – тех, является определением. Схема этого предложения (рис. 3).

Схема предложения

Рис. 3. Схема предложения (Источник

Рассмотрим следующее предложение:

Я устал так, что не мог идти дальше.  

Перенесем указательное слово из главного предложение в придаточное:

Я устал, так что не мог идти дальше.

Мы видим, что в первом предложении союз «что», а во втором – «так что». Изменилось ли значение придаточного предложения, мы можем увидеть с помощью вопросов: в первом случае – «я устал» как? – «что не мог идти дальше», во втором: «я устал» – что из этого следует? – «не мог идти дальше» (рис. 4).

Вывод: место запятой может повлиять на значение придаточного предложения.

Влияние места запятой на значение придаточного предложения

Рис. 4. Влияние места запятой на значение придаточного предложения  (Источник

Заключение

Мы выяснили роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях, узнали, что они помогают выяснить вид придаточного.  

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Русский язык.9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. – М.: «Дрофа», 2007.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Genon.ru (Источник).
  2. Licey.net (Источник).
  3. Videotutor-rusyaz.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Каковы средства связи придаточного и главного предложения?
  2. Какова синтаксическая роль указательных слов?
  3. Может ли место запятой повлиять на значение придаточного предложения?