Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Сложноподчинённые предложения  с придаточными сравнительными, уступительными

На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные и уступительные, какими союзами и союзными словами прикрепляются к  главному, в каких случаях мы можем ошибиться в определении вида придаточных – об этом наш урок.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

1. Введение

Термин придаточное сравнительное говорит о том, что в предложении что-то сравнивается, сопоставляется  с чем-то. Придаточное сравнения как раз и поясняет содержание главного с помощью сравнения, обычно располагается после главной части  и относится ко всему главному.  Средством связи главного и придаточного предложений служат сравнительные союзы  как, точно, словно, будто, как будто, как если бы, чем…тем и др.

Если в  главном есть указательное слово так, то в придаточном значение сравнения сочетается со значением образа действия: Какдерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин).

Придаточные  сравнения  часто бываю неполными: Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Особое место в системе сложноподчинённых предложений  с придаточным сравнительным занимают  предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается  главным  предложением:

Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось  сердце. ( С. Аксаков / см. М. Разумовская.)

Придаточное сравнительное  более полно и ясно, чем другие сравнительные конструкции, выражает сравнение  предметов и явлений.

Важно не путать придаточные сравнительные со сравнительным оборотом (это часть простого предложения, его выделяем запятыми, он не имеет сказуемого),  со сказуемым, в состав которого входит союз как, с нераспространенными обстоятельствами  сравнения, которые  часто можно заменить  творительным сравнения.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы: несмотря на что?  вопреки чему? К главному  предложению прикрепляются союзами хотя (хоть),  несмотря на то что, пусть, пускай, даром что,  союзными словами с усилительной частицей ни (что ни, как ни, где ни, куда ни и т.д.): Кто б ни был ты, печальный мой сосед,  люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов.)

Так как  сложноподчиненные с придаточными уступительными по своему значению близки сложносочиненным предложениям с противительными союзами  но, а, однако, тем не менее, все же, эти союзы мы можем увидеть в главном предложении сложноподчиненного с придаточным уступительным. Не путайте эти предложения.

Надо отличать придаточное  уступительное  с союзным словом что бы ни от  придаточного цели с союзом  чтобы:Чтобы написать книгу, требуется много времени.- Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.

 

Домашнее задание

Вопросы

1. К чему относится придаточное  сравнительное?

2. Чем связывается придаточное сравнительное с главным?

3. С каким  обстоятельственным значением может сочетаться  придаточное сравнительное?

4. С какими конструкциями можно спутать  придаточное сравнительное?

5. На какие вопросы отвечают придаточные уступительные?

6. Чем прикрепляются придаточные уступительные к главному?

7. Где возможна ошибка в определении придаточных уступительных?

Упражнение 1.   Определите вид придаточных предложений.

(1)   Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов)  (2) Несмотря на то что экзамен уже  был сдан, волнение все еще не покидало Свету. (3) Несмотря на сданный  экзамен, волнение не покидало Свету. (4) Роса как алмазы на листьях. (5) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной  почве. (И. Тургенев)  (6) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Упражнение 2.  Задайте вопрос к придаточному.

(1)   Чтобы написать книгу, требуется много времени.  (2) Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.  (3) Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось  сердце. ( С. Аксаков / см. М. Разумовская) (4) Как дерево роняет тихо листья, такя роняю грустные слова. (С. Есенин)  (5) Пусть арфа сломана, она еще рыдает. (С. Надсон)

Упражнение 3.  Сделайте вывод о виде придаточных в предложениях упражнения 2.

           

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник). 

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

  

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.   Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Русский язык. Теория 5–9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего  образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.