Классы
Предметы

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Что такое сложноподчиненное предложение? В нем придаточное предложение подчиняется главному. Об этом и о многом другом вы узнаете на этом уроке.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

1. Введение

Сложноподчиненное предложение (СПП) - это такое  сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т.е., от одного предложения к другому можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны при помощи  интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Часть  предложения,  грамматически  подчиняющая  себе  другую, называется главной; а подчиненная – придаточной.  В СПП может быть как одно, так и несколько  придаточных предложений. В схеме  главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми. [                    ], (                       ), (                           ).

Место придаточного в СПП может быть разным:  перед главным,  в середине главного, после главного.

Как различить союз и  союзное слово? Союз не является членом предложения, иногда его  можно опустить или заменить другим союзом.

Союзное слово – это член предложения, его  можно заметить  другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится.

Федор сказал, что машина придет только вечером.- Что - союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером.

Когда (= если) труд - удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) (Союз можно заменить другим союзом.)

Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых (= от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.

Вспомни песни, что пел соловей. (Союзное слово, можно заменить союзным словом которые = песни.)

Как правило, на союзное слово падает логическое ударение.

Простые предложения  в составе СПП  разделяются запятыми.

Домашнее задание.

Вопросы.

1.      Какие  предложения являются сложноподчиненными?

2.      Где может стоять придаточное по отношению к главному?

3.      Как отличить союз от союзного слова?

Упражнение 1.Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от одного предложения к другому.

1)Луна  взошла,  и  свет  ее  полился  на  берег  реки. 2) Когда  взошла  луна,  ее  свет  полился  на  берег  реки. 3) Когда  у  меня  в  руках  новая  книга,  я  чувствую,  что  в  мою  жизнь  вошло  что-то  живое,  говорящее,  чудесное.  (М. Горький.) 4) Нужно  читать  только  те  книги,  которые  учат  понимать  смысл  жизни,  желания  людей  и  мотивы  их  поступков. (М. Горький.) 5) Ветви  деревьев  казались  мохнатыми  и,  когда  набегал  ветерок,  слегка  шумели  первым  зеленым  шумом. 6) Если  бы  язык не  был  поэтичен, не  было  бы  искусства  слова  -  поэзии.  (С. Маршак.)7) Федор  сказал,  что  машина  придет  только  вечером.  8) Когда  труд  -  удовольствие,  жизнь хороша. (М. Горький.) 9) Автор  "Слова...",  обращаясь  к  князьям,  от  которых   зависела  судьба  Руси,  призывал  их  к  объединению. 10) Вспомни   песни,  что  пел  соловей.

Упражнение 2. В предложениях упражнения 1 определите, союзом или союзным словом прикреплены придаточные предложения.

Упражнение 3. Составьте схемы предложений.

1.      Когда в сложном предложении  можно задать вопрос  от одной части к другой, мы можем твердо быть уверенными,  что   видим сложноподчиненное предложение.  2) Поскольку  энергии  ядер  редко  хватало,   чтобы  вывести  корабль  из  строя,  бой  мог  заканчиваться  абордажем.   (ФИПИ, Демоверсия-2013.) 3)Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.   (А. Пушкин.) 4)Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся.  5)  Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг.  (А. Пушкин.) 6) На  автобусной  остановке,  находящейся  недалеко  от  нашего  дома,  я  встретил  своего  товарища,  с  которым  давно  не  виделся.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник  по  правописанию  и  литературной  правке. – М., 2012 

Единый  государственный  экзамен  по  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ.  Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  единого  государственного  экзамена  2013  года  по  русскому  языку,  подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения  в  2011, 2012, 2013  году  государственной (итоговой)  аттестации  (в новой форме)  по РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  обучающихся,  освоивших  основные  общеобразовательные  программы  основного  общего   образования,  подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян