Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н. В.)

Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать». 

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1. Введение

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две  и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.  Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда  их разделяют знаки препинания.

ССП

Знак

Пример

Два  простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

Запятая

День  выпал  теплый , и  кое-где  в последний  раз  зардела  рябина.

Предложения имеют один общий член, общую подчинительнуючасть, общее вводное слово.

 

Запятую не ставим перед союзами  и, да (= и),  или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

 

Предложения,  части которых – это два  восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

 

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

 

Во второй части  предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

Тире

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

 

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочиненного предложения?

2. Всегда ли в ССП  простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения  в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1)   Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый,  и кое-где  в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1.  Минута  и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё  секунда  и его рука дёрнула  удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились  волны внизу о камень. (М. Горький)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.  Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов единого  государственного  экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен  Федеральным  государственным бюджетным научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения  в  2011, 2012, 2013 году  государственной (итоговой) аттестации       (в новой форме)  по  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  обучающихся,  освоивших  основные  общеобразовательные  программы  основного общего  образования,             подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ   ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы  Т.В. Северян