Классы
Предметы

Сквозные темы к уроку «А.Н. Островский "Бесприданница"»

В этом разделе вы можете увидеть, что темы, которые затрагивает автор, – это масштабные и значимые для каждого человека вопросы.

Давайте посмотрим, где ещё (в предшествующей и дальнейшей литературе) обсуждаются похожие проблемы? С кем из авторов Островский вольно или невольно вступает в творческий диалог?

Человек и деньги – важная проблема для всей русской литературы. Гоголевские «Мёртвые души» и «Петербургские повести», рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», почти все произведения Достоевского показывают нам, каким притягательным шлейфом обладают деньги в глазах людей. Из героев литературы XIX века немногие умеют распорядиться деньгами так, чтобы никого не обмануть, не обобрать, не обидеть, не проиграть состояние: вспомним здесь как пример трезвомыслия прежде всего гончаровского Штольца. Часто деньги делают из человека циничного Лужина (герой «Преступления и наказания»), порой они  кружат обладателю голову, но сами по себе не способны принести человеку счастье (например, чеховскому Лопахину). В классических произведениях, как и в жизни, нередки были случаи, когда из-за денег было невозможно соединить судьбу с любимым человеком (в «Войне и мире» Николай Ростов не женится на Соне), и чаще всего при таком положении вещей страдали женщины.

Женщина и её право принимать решения. Ещё Софья, героиня комедии Грибоедова «Горе от ума», находит своеобразный способ противостоять отцу, желающего найти дочери подходящего жениха. За свою судьбу пытаются бороться героини Пушкина, отваживаясь на авантюрные поступки: Лиза («Пиковая дама»), Дуня («Станционный смотритель»), Марья Гавриловна («Метель»), да и шалость Лизы Муромской из «Барышни-крестьянки» тоже весьма смела. Цена за смелость могла быть велика (вспомним Наташу Ростову, которая, как и Лариса Огудалова, увлекается недостойным человеком). Кто-то, как Вера из романа Гончарова «Обрыв», просто разочаровывается и оказывается на перепутье, а кто-то гибнет, как Катерина в «Грозе». Кто-то готов смириться с законами общества, в котором женщина лишь вещь (так сначала готовится принести себя в жертву Дуня из «Преступления и наказания»). Героини всё отчётливее осознают, что готовы сами устраивать свою судьбу, – и ищут в любимом человеке не денег и не общественного статуса, а уважения и понимания.

Любовь. Сложно найти такое литературное произведение, которое не было бы хоть отчасти связано с проблемой любви. Лариса Огудалова говорит, что «искала любви, но не нашла». Именно поиски любви предопределили поступки героини. Несостоявшаяся, обманутая любовь становится драмой Ларисы.  Но если попытаться найти похожие ситуации (любовное разочарование, одиночество, драма), то мы вспомним «Бедную Лизу» Карамзина (Эраст оставляет Лизу и женится на богатой вдове, чтобы поправить своё состояние), «Героя нашего времени» Лермонтова (особенно печальную судьбу Бэлы), «Чайку» Чехова (героиня пьесы, как ей кажется, нашла свой идеал, недолго была любима, а потом покинута).

Поделиться
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
http://interneturok.ru/textfiles/literatura/skvoznye-temy-ostrovsky