Назад
views 281
calendar 27 марта 2024

Финансовая грамотность для школьников: как разобраться в расходах

Финансовая грамотность для школьников: как разобраться в расходах
contents Оглавление
Свернутьarrow
7 подсказок, как научить ребёнка разумно тратить деньги.

В этой статье смотрим познавательный выпуск курса о финансовой грамотности и обсуждаем, как и о каких расходах рассказать школьнику. Финансовые эксперты подсказывают, как поговорить не только о тех расходах, которые ребёнок видит, но и о тех, в которых он участвует неосмысленно. 

Анастасия Половникова, профессор Московского городского педагогического университета, автор пособий по финансовой грамотности для школьников:

«С 6 лет человек может самостоятельно совершать примитивные товарно-денежные сделки. Это прописано в Гражданском кодексе. В этом возрасте у ребёнка меняется вид деятельности: с игровой на учебную. И появляются “собственные” деньги. Следовательно, полезно объяснить: если сегодня он потратит все карманные деньги на спонтанную покупку, в будущем ему может не хватить на что-то необходимое. Однако в 6 лет детям сложно осознать, что такое “в будущем”. Поэтому с основами финансового планирования полезно знакомить в игровой форме ещё в детском саду».

Когда учить ребенка финансовой грамотности

Не переживайте, если у ребёнка старше 6 лет пока нулевые навыки финансовой грамотности. Подсказки из статьи помогут наверстать упущенное и научить школьника разумно тратить деньги. 

А если вы и ваш ребёнок не из тех, кто любит читать, предлагаем посмотреть видеовыпуск курса о финансовой грамотности ИнтернетУрока. В нём разбираем по полочкам виды расходов, налоги и лайфхаки ведения личного бюджета. 

Прицениваемся в магазинах вместе с ребёнком

База понимания расходов — понимание стоимости товаров и услуг. Поэтому в начальной школе уже можно и нужно обсуждать стоимость обязательных покупок и хотелок. Стоит прямо говорить о возможностях семьи, когда речь заходит о дорогих подарках. И не скрывать трудности, если они есть. Чёткая картина реальности поможет ребёнку грамотно относиться вначале к карманным, а потом и к собственным средствам.

Екатерина Каталина, психолог:

«Хорошая идея — чаще устраивать совместные походы в магазин и обращать внимание ребёнка, сколько стоят вещи и продукты и сколько в среднем вы тратите на них. Важно, чтобы к таким вылазкам школьник научился считать. А до этого можно говорить, что игрушка дешёвая или дорогая. Предлагаю рассказывать и о том, что есть акции и распродажи, а также оформить скидочные карты. Всё это постепенно погрузит ребёнка в мир настоящих денег».

Как научить ребёнка финансовой грамотности, объясняет психолог

Дальше можно переходить к основам финансового планирования через простой инструмент — списки покупок. 

Анастасия Половникова, профессор Московского городского педагогического университета:

«Начиная с детского сада, отлично работают списки: мы с тобой идём в магазин, давай подумаем, что нужно купить. Сначала можно показать свой список и спросить, не упущено ли что-нибудь. Потом ребёнок может предлагать свои пункты. А ученик средней школы может составлять и предлагать собственные списки». 

Учим вести личный бюджет 

Расходы не существуют отдельно от доходов и их баланса. Всё это вместе формирует личный бюджет. Для начала достаточно давать ребёнку минимум денег на пять дней: условно говоря — на перекусы и на проезд. Хорошая идея — добавить элемент игры. Например, если ребёнку хватило денег, то он получает бонус на два выходных дня. 

Екатерина Каталина, психолог:

«Ребёнку необходимы карманные деньги и возможность ими самостоятельно распоряжаться. Можно начать с небольшой фиксированной суммы, которой хватит на пару шоколадок в неделю. Если ребёнок мечтает о новой игрушке и дорогом гаджете, можно подарить копилку: это научит его расставлять приоритеты».

Не стоит слишком переживать, если ребёнок потратит карманные деньги раньше, чем договорились. Учиться на собственных ошибках нагляднее всего. В такой ситуации главное — грамотно отреагировать. Просто добавить денег — не лучший выход. Можно установить правило: не уложился в пятидневный лимит, значит, остаток недели выдаём еду в ланч-боксе с собой и деньги строго на проезд. И никаких бонусов в выходные. Это поможет освоить азы краткосрочного планирования. Но это только один из возможных вариантов, а не универсальное решение. 

Татьяна Никанорова, предприниматель, экономист, юрист:

«Если школьник потратил карманные деньги раньше срока, его волевая сфера ещё не до конца сформировалась. И это как раз нормально. Он ещё не скоро научится не съедать все конфеты и не тратить все деньги сразу. А некоторые не учатся никогда — “перехватывают” до зарплаты и сидят без денег. Но выход есть. Если ребёнок ведёт себя как шопоголик, есть смысл выдавать деньги ежедневно и только под потребности. В этом нет ничего страшного.

Важен и размер суммы, которую выдаём ребёнку. Допустим, выдали 5 тысяч рублей на неделю и он потратил всё за два дня. Если для родителей это существенная сумма, не стоит давать столько. А если выдали 500 рублей на неделю и ребёнок их потратил в первый день, но родителям не жалко — тогда нет смысла придираться к школьнику. Пускай сам учится распределять свои ресурсы так, чтобы хватало до конца недели. Только важно рассчитать корректно, чтобы действительно хватало на неделю, а не на два дня».

Как реагировать, если ребёнок потратил карманные деньги раньше сроки

Когда ребёнок трижды справится с недельным планированием, можно повысить ставки и выдать сумму на месяц вперёд. Хорошо бы при этом подсказать, как вести подсчёты личного бюджета. Для этого подойдут бесплатные сервисы вроде Google Таблиц, Money Lover, Money Flow. А если ребёнок любит писать от руки, можно подарить блокнот и подсказать, как фиксировать в нём доходы и расходы. 

articlePreviewImage
Карманные деньги: сколько давать школьнику
Шпаргалка про основы финансовой грамотности
 

Приглашаем ребёнка на «семейный совет» по финансовым вопросам

Не стоит проводить черту между деньгами семьи и средствами, которые выделяем ребёнку. Иначе у школьника не сформируется ясной финансовой картины. Важно, чтобы он понимал взаимосвязь и чтобы его голос учитывали при принятии семейных решений. 

Анастасия Половникова, профессор Московского городского педагогического университета:

«Чтобы ребёнок научился финансово зрелому поведению, полезно с самого детства включать его в принятие семейных решений. Рекомендую лайфхак: “Давай посоветуемся, как лучше сделать”. В этом случае родители просят ребёнка вместе с ними подумать о том, как оптимизировать семейный бюджет. Начиная со средней школы можно обсуждать, как рассчитать платежи по кредиту и где оформить более выгодный вклад. Для этих задач есть удобные и наглядные банковские инструменты: инфографики, выгрузки и калькуляторы».

Выпускаем детскую банковскую карту

Наличные удобны в первом, максимум втором классе. В 8–10 лет можно завести детскую банковскую карту. Такие выпускают для детей с 6 до 14 лет и привязывают к счёту одного из родителей. То есть вы будете в курсе трат ребёнка. Такая карта может стать альтернативой сервису учёта финансов. Большинство банков в конце месяца сводят баланс по расходам. К тому же некоторые предлагают кешбэк — возвращают часть средств за покупки. Или предоставляют опцию «Накопительный счёт» — начисляют процент на оставшиеся деньги. 

Татьяна Никанорова, предприниматель, экономист, юрист:

«Первые наличные я выдала ребёнку, когда он научился складывать и вычитать до сотни. Это случилось во втором классе. Выдала деньги десятирублёвыми монетами — их он потратил на жвачку и чупа-чупс. 

Когда в третьем классе ребёнок научился уверенно складывать сотни, он стал получать несколько сотен в неделю. Обязательным условием было самому посчитать: сколько получил, сколько потратил и сколько должна составить сдача.

В четвёртом классе мы завели детскую банковскую карту, чтобы ребёнок научился чувствовать виртуальные деньги. За год мы научились оплачивать покупки, кружки в секции танцев, проезд в автобусе, пополнять карту “Тройка” и покупать единый билет, а также оплачивать подписку в онлайн-кинотеатрах. Последнее он освоил без моей помощи, я узнала только из банковской транзакции».

Учим благотворительности

Говоря о расходах, можно подсказать, как тратить деньги не только на свои хотелки, но и для пользы обществу. Например, рассказать, зачем поддерживать благотворительные организации, фонды помощи нуждающимся, творческие и научные проекты, музыкантов на улице. Таким организациям пригодятся даже небольшие суммы: условно говоря, 100 рублей можно потратить не на газировку или чипсы, а на поддержку сирот, людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, или бездомных питомцев. Это поможет ребёнку понять, что такое осмысленные траты. 

Екатерина Каталина, психолог:

«Полезно научить ребёнка благотворительности: объяснить, кто и почему может нуждаться в деньгах, рассказать о проверенных фондах помощи бездомным, больным, приютам для животных и других благотворительных организациях». 

Рассказываем про мошенников 

Где деньги, там и мошенники. Даже если у ребёнка в распоряжении небольшая сумма карманных денег, он всё равно под угрозой: рискует попасть в ловушку цифровых мошенников, стать жертвой фишинга или другой аферы. Обо всех таких способах обмана ребёнку полезно знать.

Стоит избавить ребёнка и от иллюзий по поводу благотворительности: объяснить, чем помощь нуждающимся отличается от финансирования профессиональных попрошаек — людей, которые не находятся в настоящей нужде, а зарабатывают приличные деньги, выклянчивая подаяние у метро, на остановках и в других публичных местах. 

Екатерина Каталина, психолог:

«Рекомендую родителям объяснить ребёнку, почему не стоит верить сообщениям друга в социальных сетях с внезапной просьбой перевести денег, равно как и диктовать по телефону ПИН-код банковской карты. Истории о распространённых схемах мошенничества помогут ребёнку избежать риска быть обманутым. 

Сейчас наличными пользуются реже, чем цифровыми деньгами, и всё же стоит также рассказать, что купюры иногда бывают фальшивыми. К примеру, можно показать шуточную купюру из “банка приколов” и попросить ребёнка найти отличия».

Объясняем смысл налогов 

Детям сложно представить, что такое налоги и зачем взрослые их платят. Однако это статья расходов семейного бюджета: налоги на имущество, НДФЛ. Поэтому важно объяснять не только, как платят налоги, но и для чего. 

Валерия Красильникова, руководитель внешних связей сервиса «Актион Образование»:

«Налогообложение — сложная тема для понимания даже для некоторых взрослых. И всё же разговоры о налогах с ребёнком помогут ему в будущем правильно планировать свои финансы. Однако всему своё время. Первые разговоры о финансах можно начинать с 5–6 лет. А базовое знакомство с налоговой системой стоит отложить до 4–5-го классов. 

Для малышей оптимальным форматом станут сказки, в которых можно найти аналогии финансовых отношений. Детям постарше рекомендую рассказать историю возникновения налогов, почему важно платить налоги и на что их тратит государство. Стоит фокусироваться на их назначении. Это позволит избежать искажённого понимания налогов как повинности, иначе вы рискуете вызвать чувство протеста. Хорошая идея — объяснить, что многие вещи, которые окружают ребёнка, существуют благодаря налогам: от детской площадки до школы. 

По мере взросления вопрос налоговой грамотности становится более актуальным. Многие старшеклассники стремятся найти первую подработку на лето и сталкиваются с налогами напрямую. В это время стоит подсказать им, как оформить самозанятость».

Как объяснить ребёнку смысл налогов, объясняет эксперт по финансовой грамотности

Перед разговором полезно и самим разобраться с фактами, освежить в памяти размер налоговых ставок. А можно воспользоваться аллегорией с дольками яблока, предложенной нашим экспертом.  

Татьяна Никанорова, предприниматель, экономист, юрист:
«Моему ребёнку 10 лет. Я вижу, что он уже созрел для обсуждения сложных вопросов — вовсю стремится к самостоятельности. Первое, что я расскажу ему о налогах, будет касаться налоговой системы: что это и как организовано. Каждый взрослый гражданин платит налоги. Налог — это обязательный платёж в “общий кошелёк” всей страны. Все платят, а специально назначенные люди распределяют, куда пойдут эти деньги. Собранные деньги тратят на бесплатную медицину, бесплатное образование, ремонт дорог, строительство жилья для малоимущих, зарплату полиции и чиновникам, а также учителям в школе. 

Во-вторых, я расскажу своему ребёнку про размер налогов на примере. Каждый человек платит 13–15 % от своего дохода. Если разрезать яблоко на 8 долек, одну дольку надо отдать государству на общие дела, а остальные 7 можно съесть самому. Самозанятый (рукодельница, администратор соцсетей) платит 6 % с дохода — это половина дольки. Средний бизнес платит 15 % — это долька и один укус от второй. Крупный бизнес платит 40 % с прибыли — это три с половиной дольки. Некоторые ничего не платят и съедают всё яблоко — это называется льготой».

А можно объяснять и без яблок — на примере того, что школьник видит вокруг. 

Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России:

«С учениками младших классов можно затронуть темы функции налогов и НДФЛ, с простыми ассоциациями для примеров. Можно рассказать, как появляются общественные блага в виде детских площадок, школ и больниц — благодаря налогам, которые платят родители и другие граждане страны. Для большего вовлечения важно добавлять интерактивные механики, визуальные элементы, просмотр видеороликов. 

Этот же приём работает и со старшими учениками, но с другим фокусом. Стоит добавить исторический экскурс. Можно рассказать, как были устроены налоги на землю и скот в Византии или на урожай в Древней Греции. Интерактивные механики здесь можно усложнять: использовать настольные игры, викторины или видеоролики с обсуждением.

В старших классах интересно будет углубиться в детали налоговой системы и подсветить жизненные сценарии: устройство на работу, приобретение автомобиля, расчёт транспортного налога, оформление статуса индивидуального предпринимателя. Всё это позволяет постепенно и без стресса готовиться ко взрослой жизни».

Что такое налоги просто, объясняет на яблоках руководител проекта по налоговой культуре

Подробный наглядный ролик о расходах предлагаем посмотреть на YouTube-канале ИнтернетУрока. А если вам интересна тема денег, приглашаем на наш бесплатный видеокурс финансовой грамотности.  

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru