Назад
views 6 842
calendar 18 апреля 2019

Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду

Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду
Оглавление
Свернуть
Родители, недовольные распределением нагрузки в школе, все чаще переводят своих детей на домашнее обучение. Онлайн-технологии расширяют возможности аутскулинга (Обзор РБК)

Аутскулинг, или обучение на дому, становится все более частым выбором родителей российских школьников. Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования (АРСО), по итогам прошлого учебного года в нашей стране на домашнем обучении находились более 20 тыс. детей, или примерно 0,13% общего количества школьников.

На начало 2015/16 учебного года в форме семейного образования обучалось почти в 2,5 раза меньше — 8452 человека, или 0,058% общего числа учащихся, приводят статистику авторы совместного исследования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и НИУ ВШЭ «Семейное образование в России и за рубежом».

По словам президента АРСО Алексея Семенычева, по числу учащихся на дому в мире лидируют США и Канада.

По данным исследования Home Schooling in Canada Института Фрейзера в Ванкувере, в США, например, уже в 2010 году было 2,04 млн (около 4%) школьников, обучающихся вне школы.

В России официальная статистика обучающихся на дому не ведется, говорит Алексей Семенычев: «Но мы видим рост интереса родителей к семейному образованию по тому, как растет аудитория наших фестивалей, конференций и вебинаров». «В России home schooling развивается из-за недовольства системой школьного образования», — отмечает эксперт. Например, в Америке на домашнее обучение многие уходят по религиозным причинам.

По данным Росстата, число недовольных качеством образовательных услуг выросло с 10,1% всех семей, имеющих детей до 15 лет, в 2015 году до 14,8% в ;2017-м.

В 5% случаев выбор в пользу домашнего обучения сделан в связи со здоровьем ребенка, в 38% причиной становится потеря мотивации, сложности при обучении в школе и потребность в укреплении внутрисемейных связей; в 52% случае родители считают, что школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования, говорится в исследовании МГППУ и НИУ ВШЭ. Усредненный портрет родителей хоумскулеров таков: им от 25 до 49 лет, они воспитывают двух и более детей, это горожане с высшим образованием и работой, активные участники онлайн-сообществ.

«Родители хотят, чтобы их дети получили действительно качественное образование, не будучи замкнуты в довольно тесных и не всегда удачных рамках школьной программы», — отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев.

Кроме того, родители выбирают домашний формат обучения, чтобы освободить время ребенка для подготовки к олимпиадам, конкурсам и соревнованиям высокого уровня, отмечает директор московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Школа на дисплее

«Нам пришлось выбирать: либо учиться в очень слабой средней школе, либо за компьютером», — говорит Юлия Губанова-Тен, мать 16-летней Полины Олейниковой. В седьмом классе она перевела Полину на дистанционное обучение сначала в санкт-петербургскую, а затем в московскую онлайн-школу. Семья при этом живет в Алма-Ате, в Казахстане.

Ежедневно по каждому предмету Полина просматривает видеоуроки по 15–20 минут каждый и может задать преподавателю в чате возникшие вопросы. Она проходит необходимые объемы тестов и контрольных работ, получает четвертные оценки. При этом ребенок учится самостоятельно, у девочки вырос интерес к учебе и уровень личной ответственности, говорит мама Полины: «Остается дополнительное время на занятия в спортивной секции».

В арсенале школы сегодня достаточно технологий для организации полноценного обучения онлайн, говорит руководитель проектов «Экстернат» и «Домашняя школа» онлайн-школы «Фоксфорд» (резидент фонда «Сколково») Юлия Шароватова: «Мы используем собственную платформу онлайн-обучения». Заниматься онлайн, по ее словам, можно индивидуально или в группе, смотреть уроки — в режиме реального времени или в записи. За нагрузкой и успеваемостью следят персональные кураторы.

Родителями могут и сами выстраивать учебный график, лишь при необходимости консультируясь с педагогом в чате, говорит Юлия Шароватова: «Некоторые онлайн-школы высылают материалы в электронных учебниках либо в формате видеолекций».

«Мы на коммерческой основе заключаем договор о партнерстве с частной школой, у которой есть государственная лицензия и аккредитация, и наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ в школах-партнерах в соответствии с российским законодательством об образовании», — говорит руководитель отдела маркетинга Домашней школы «ИнтернетУрок» Ольга Перлина. Перед тем как заключить договор, школа-партнер, по ее словам, проверяет учебные программы онлайн-школы.

Единственная сложность — выпускной экзамен проводится очно. Полине Олейниковой из Алма-Аты пришлось ехать на ОГЭ с мамой в Москву. А аттестат государственного образца девочка получила по почте.

Пока только 8% родителей готовы к домашнему обучению ребенка — такие оценки приводят авторы исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий компании «Нетология-групп», проведенного в соавторстве с фондом «Общественное мнение», НИУ ВШЭ и Фондом развития интернет-инициатив. При этом 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.

Большинство самих школьников готовы получать онлайн-образование. А внедрение EdTech (образовательных технологий) в среднее образование поощряется государством, говорится в исследовании: «Одна из проблем среднего образования РФ — увеличение числа малокомплектных школ. Решить ее можно за счет частного бизнеса, в том числе с привлечением онлайн-технологий».

Проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования станет одним из драйверов рынка, и к 2021 году достигнет 1,5%, или 10,5 млрд руб. в денежном выражении.

По подсчетам интернет-журнала «Семейное образование», сегодня в целом в стране 125 организаций в 17 городах практикуют семейные и дистанционные формы обучения, к которым могут присоединяться желающие из всех регионов и стран СНГ.

Основной спрос на дистанционную форму обучения будет идти из регионов, говорит руководитель направления «Образование» ИТ-кластера фонда «Сколково» Екатерина Рыжкова: «Им не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню».

Например, 1457 столичных школ подключены к ресурсам проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), на котором собран весь школьный контент в цифровом виде.

По своей сути МЭШ — огромный банк знаний, говорит Илья Новокрещенов: «Это и библиотека электронных учебников и учебных пособий, и сценарии уроков, и цифровые лаборатории, и электронный журнал и дневник. Платформу можно использовать для организации дистанционной поддержки обучения детей».

back
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Семейная политика

Развитие дистанционных форм обучения — важная задача в рамках повышения качества образовательной среды, заявили РБК+ в пресс-службе Минобрнауки РФ: «В рамках нацпроекта создается Центр цифровой трансформации образования. Совместно с Минкомсвязи и Рособрнадзором будут разработаны и внедрены модели цифровой образовательной среды, ее федеральной и информационно-сервисной платформы. Все школы будут обеспечены высокоскоростным интернетом».

В Минобрнауки отмечают, что цифровизация образования не только расширяет доступ детям к знаниям, но и снижает бюрократическую нагрузку на педагогов.

По прогнозам Агентства стратегических инициатив (АСИ), массовое распространение цифровых образовательных услуг возможно уже к 2021–2024 годам. «В большинстве школ педагоги уже работают с использованием «цифры». Но пока это использование элементов цифрового образования в традиционном образовательном процессе», — сообщил руководитель проекта АСИ «Цифровая платформа для работы высокомотивированных и одаренных детей и их сопровождения» Александр Кондаков.

Либеральный подход

В России закон «Об образовании» еще в редакции 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне ее стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования.

Современными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) также предусмотрено получение общего образования в очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается и сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российское законодательство достаточно лояльно к правам семьи на выбор домашнего или семейного образования, отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», гендиректор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев: «Государственный контроль за семейным образованием ведется в сравнительно разумных пределах». В Германии, например, по его словам, семейное образование запрещено. По данным национальной организации по домашнему обучению Швеции Rohus, с 2011 года в стране фактически введен запрет на современное домашнее образование.

Противопоказания

Семейное обучение не всегда способно решить задачу социализации, говорит Алексей Семенычев: «Есть дети, которые в шестом-седьмом классах просятся в школу, потому что им скучно дома». Не всегда домашнее обучение целесообразно в отношении детей, склонным к точным наукам, считает профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Для будущих математиков и физиков, по ее словам, важен постоянный контакт с хорошим учителем. Дистанционное обучение, по ее мнению, тоже нуждается в живых тьюторах — наставниках, которые помогают ребятам организовать обучение с использованием новых технологий.

«Учитель остается центральной фигурой в системе отечественного образования, и дистанционные технологии неспособны в полной мере заменить педагога», — отмечают в Минобрнауки. 

Источник: РБК+

Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?

Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.

На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?

Проблемы со здоровьем - самая распространённая причина перехода, но не единственная. Желание родителей ребёнка или самого ученика также может быть причиной для перехода на индивидуальное обучение.

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?

Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.

Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru