Что такое ФГОС? Суть Федеральных государственных образовательных стандартов
ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод требований, которым обязаны соответствовать образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию.
Аббревиатура ФГОС — это Федеральные государственные образовательные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере школьного образования таковыми являются ФГОС в школе.
Цели стандартов образования
Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..
ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.
Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:
- становление личности добросовестного человека;
- раскрытие способностей каждого ученика;
- адаптация к коллективной работе;
- формирование ответственности.
В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:
- определяют необходимый уровень знаний и навыков;
- степень социального самоопределения;
- наличие принципов духовно-нравственного развития.
ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.
Общие цели и структура ФГОС закреплены в Федеральном законе «Об образовании», который был принят в 2012 году.
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:
- видам и правилам ведения образовательной деятельности;
- условиям реализации образовательных программ;
- результатам образовательного процесса.
Подробная структура ФГОС приведена на официальном сайте. Портал предоставляет информацию по всем существующим образовательным стандартам: от дошкольных до университетских. Представлены также отдельные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:
- базовыми образовательными программами;
- программами развития универсальных учебных действий;
- требованиями к кадрам, оборудованию, финансам в образовательных учреждениях;
- примерными рабочими программами по предметам;
- программами духовно-нравственного развития и воспитания.
Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.
Три поколения ФГОС в школе
Система образования, которую модернизируют последние 20 лет, включала в себя следующие периоды стандартов:
- Первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;
- Второе поколение, которое завершается выпуском детей 2019/2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей умению анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребёнка;
- Третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым вниманием к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Федеральные стандарты школьного образования нового поколения
ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.
Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.
Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:
- ставить цели изучения интересующих тем;
- формулировать и решать задачи;
- применять полученные знания на практике.
Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:
- возможности информационно-коммуникационных технологий;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- игровые технологии;
- преимущества организации конструктивных дебатов;
- навыки критического мышления и исследовательской деятельности;
- проблемно-диалогические техники и пр.
Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.
Требования ФГОС к результатам образования
Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:
- предметные знания – освоение школьных дисциплин, которое оценивается отметками в журнале и дневнике школьника;
- метапредметные результаты – освоение универсальных предметных действий, например, разработка проектов, умение анализировать и т. п.;
- личные результаты – способность ученика к саморазвитию, умение формулировать свое мнение, чувство собственной ответственности и т. д.
В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.
Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:
- могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом;
- мобильны в восприятии и анализе информации;
- чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание;
- умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.
Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.
И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.
Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.
Приведем и другие достоинства СО:
- индивидуальные программы обучения;
- возможный акцент на качествах и навыках, которые родители хотят привить ребенку;
- самостоятельный выбор педагогов;
- возможность регулировать нагрузку для наибольшей эффективности учебного процесса.
Все эти преимущества уже получают семьи, выбравшие Домашнюю школу «ИнтернетУрок». Учебная программа школы соответствует ФГОС, и при этом ребенок может заниматься в удобном ему темпе в комфортной обстановке и получать подробную обратную связь о своих успехах от педагогов школы.
Как на практике применяют ФГОС
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода — развитие личности: перед нами стоит задача научить не знаниям, а конкретным действиям, что подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы всё доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли способы решения проблемы, например, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Задача учителя — донести школьникам не навыки ненасильственного разрешения конфликтов, а понимание сути равенства и глубокого уважения к себе и каждому человеку, любви к себе. Если человеку хорошо с самом собой, ему будет хорошо и со всеми другими.
Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются. Обо всех отличиях в переводе и процессе обучения в разных классах вы можете узнать у специалистов Домашней школы «ИнтернетУрок» или по ссылке.
Если ребёнок переходит на семейную форму обучения, необходимо поставить в известность орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания − чаще всего это орган управления в сфере образования.
Контролировать усвоение знаний ребёнком обязательно. Самые распространённые формы контроля – контрольные работы, тесты, устные опросы. В нашей программе на СО после каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности.