Что общего у Михаила Лермонтова, Вольфганга Амадея Моцарта, Андрея Сахарова и учеников ИнтернетУрока
В этом обзоре вы узнаете, что объединяет учеников ИнтернетУрока и главных писателей, музыкантов и учёных, достижения которых остались в вечности и вызывают восхищение до сих пор.
Михаил Лермонтов
Русский поэт, драматург и прозаик Михаил Лермонтов начал учиться в 5 лет. Детские годы он провёл у бабушки Елизаветы Арсеньевой в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии. В детстве он был субтильным и меланхоличным ребёнком, болел диатезом. Сверстники насмехались над ним. Именно поэтому вместо привычных детских развлечений Михаил начал искать их в творчестве. Вот как будущий поэт выглядел в возрасте дошкольника:
Слева: портрет Лермонтова в 3 года из Государственного лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Справа: портрет Лермонтова в 5 лет, принадлежит Институту русской литературы РАН, Санкт-Петербург.
Дальше вместе с соседями-ровесниками Давыдовым и Погожиным Лермонтов изучал азбуку. Первым их учителем стал француз Жако. Потом его заменил более молодой француз Капэ. Однако Лермонтова больше привлекала внушительная домашняя библиотека. Тогда под руководством гувернёров он занялся самообразованием: изучал иностранные языки и европейскую культуру в целом. И с особенным трепетом — мировую литературу.
В 15 лет Лермонтов переезжает в Москву. Здесь, в одноэтажном особняке с мезонином на Малой Молчановке, он готовился к поступлению в университетский благородный пансион. В этом ему помогали преподаватель латыни и русского Алексей Зиновьев, бывший полковник французской армии Гондро и англичанин Виндсон. По итогу этого обучения Михаил овладел латынью, французским, греческим и немецким языками, научился играть на скрипке, виолончели, фортепиано и семиструнной гитаре. Он успешно поступил в пансион, а после — в Московский университет, где сначала учился на нравственно-политическом отделении, затем — на словесном.
Главные шедевры Михаила Лермонтова: роман «Герой нашего времени», драма «Маскарад», поэма «Мцыри», стихотворения «Tpи пaльмы», «Пpopoк», «Смерть Поэта», «Парус», «Бородино».
Как именно домосед добился славы в веках, объяснил подписчикам Журнала «ИнтернетУрок» руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» в рамках НИИ развития народного образования Эмиль Ахундов:
«Михаил Лермонтов с детства занимался чтением и получал образование в семейной обстановке. Это помогло ему развить свои литературные способности и укрепить интеллектуальную и эмоциональную сферы. К тому же домашнее обучение предоставило ему свободное время. Поэтому Михаил Юрьевич смог полностью погрузиться в изучение литературы и развивать свои навыки. Благодаря такому обучению и атмосфере Михаил Лермонтов развил свой ум и дух, получил мотивацию к творческому самовыражению и достиг высоких результатов в своём творчестве».
Вольфганг Амадей Моцарт
Величайший австрийский композитор не посещал никаких школ. Пока его сверстники готовились к поступлению, он уже давал концерты. В 3 года Вольфганг находил на клавесине консонирующие интервалы и играл на крошечной скрипке. В 4 года повторял за старшей сестрой Марией Анной маленькие пьесы. В 6 лет исполнял сложные виртуозные произведения и сам научился играть на классической скрипке. При этом играть на духовых не получалось: он терял сознание. В 7 лет Моцарт отправился в первое мировое турне, где выступал по 4–5 часов за концерт.
Слева: Моцарт в 6 лет, портрет Пьетро Антонио Лоренцони из музея Моцартеум в Зальцбурге. Справа: портрет отца Моцарта, Леопольда, из музея Моцартеум в Зальцбурге.
Главный учитель Моцарта — его отец Леопольд. Вот что о нём рассказывает подписчикам ИнтернетУрока российский композитор, пианист, педагог, эксперт в области культуры и искусства Семён Кривенко-Адамов:
«Леопольд Моцарт изучал философию и право в Зальцбургском университете, разрабатывал методические труды о скрипичной игре, был хорошим скрипачом, дирижёром и композитором. С 4 лет он выявлял признаки гениальности у сына и почувствовал, что талант Вольфганга будет затмевать его собственный. Тогда Леопольд пожертвовал карьерой и посвятил себя детям. Вольфгангу и Марии Анне была предписана только одна дорога — к славе, которая напоминала висячий мост над пропастью.
Сегодня многие говорят, что главным стимулом Леопольда было воплощение в сыне своих несбывшихся амбиций. Лично я в этом сомневаюсь. Считаю, что у требовательности Леопольда Моцарта были самые благородные начала. Моцарт-старший считал, что ключ к мастерству и успеху лежит в длительном и упорном труде. На этом и основывался его подход к воспитанию сына. И в этом он оказался бесконечно прав»
Главные шедевры Моцарта: 600 концертов, симфоний, квартетов, сонат, опер и духовных произведений, в том числе «Лакримоза» из «Реквиема», «Маленькая ночная серенада», ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта», ария Фигаро, «Турецкий марш».
Подробнее значение домашнего обучения Моцарта объяснил преподаватель по классу гитары ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», концертный исполнитель, лауреат международных конкурсов Максим Кириков:
«Успех Моцарта объясняет домашнее обучение у его отца Леопольда. Помимо любви к музыке, он привил сыну интерес к языкам и литературе. Благодаря этому Вольфганг Моцарт был не только талантливым композитором, но и ярким литератором.
Даже спустя столетия разносторонний вид обучения не утратил своей актуальности и продолжает набирать популярность.Сегодня педагогический подход с многогранным обучением студентов практикуется в лучших музыкальных академиях и консерваториях.
В работе со своими студентами я часто вижу, как продуктивные разносторонние домашние занятия позволяют студентам добиваться выдающихся результатов. А вовлечённость родителей в образовательный процесс помогает раскрыть их внутренние таланты и расширить творческие горизонты».
Что ещё дало домашнее обучение Моцарту, объяснила нашему Журналу культуролог Анна Осадчая:
«Домашнее обучение помогло Моцарту освоить музыкальные техники и знания. Он получил возможность развиваться в индивидуальном темпе с энтузиазмом, который породил у него страсть к музыке. Это разнообразило творческий потенциал Вольфганга и помогло удивить мир новаторским подходом к музыке. Проще говоря, домашнее обучение дало Вольфгангу мотивацию, поддержку и безграничные возможности для роста».
Томас Эдисон
Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон научился читать и писать ещё до школы. Этому его научила мать Нэнси. Но из школы его быстро отчислили. Мальчик был глухим на одно ухо и с трудом усваивал заданный материал. Дальше случилась трогательная история. Томас принёс из школы записку, и Нэнси прочла вслух: «Ваш сын — гений. В нашей школе нет подходящих учителей, способных чему-то научить его. Учите его сами, пожалуйста». На самом в записке говорилось другое: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем его учить вместе с остальными». Но Томас этого не знал.
Мать отдала сына репетиторам. В 9 лет Томас зачитывался книгами по истории, сочинениями Диккенса и подрабатывал продавцом яблок и газет. Заработанные деньги он тратил на опыты в лаборатории в подвале.
Томас Альва Эдисон перед своим фонографом, винтажная гравированная иллюстрация из «Вселенной и человечества», 1910 год.
Об основных учителях Эдисона в этот период подписчикам Журнала «ИнтернетУрок» рассказал создатель и ведущий курсов по теме литиевых аккумуляторов и электромобилей, научный руководитель курсовых работ студентов по физике Дмитрий Пелегов:
«Основными учителями Томаса были книги и окружающий мир. Родные позволили мальчику развиваться так, как ему было комфортно. Эдисон любил читать и экспериментировать. Ему давали читать и не наказывали за неудачные эксперименты. Томас Эдисон вырос в успешной семье, которая добилась успеха не благодаря титулу, а благодаря серьёзной и продуктивной работе. И это сформировало у него прагматический подход. В отличие от детей аристократов, Томаса интересовали не эксперименты ради чистой науки, а эксперименты ради конкретных результатов и прибыли».
Главные достижения Томаса Эдисона: автор больше 4000 патентов во всём мире, создал фонограф, усовершенствовал телеграф, разработал коммерчески успешный вариант лампы накаливания, придумал говорить «алло» в начале телефонных разговоров.
Каким образом человек без высшего образования добился таких коммерческих и научных высот, специально для подписчиков Журнала «ИнтернетУрок» объяснил доцент кафедры менеджмента и общегуманитарных дисциплин Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Тимофей Башлыков:
«Томас Эдисон с детства отличался наблюдательностью и настойчивостью. И это впоследствии помогло ему в изобретательской деятельности. Посещение народной библиотеки в Порт-Гуроне заменило ему учёбу в школе. Несмотря на то что Томаса Эдисона прежде всего интересовали естественно-научные знания, в возрасте 12 лет он уже успел прочитать такие книги, как “История возвышения и упадка Римской империи” Гиббона и “История Великобритании” Юма, то есть познакомился и с социально-гуманитарными дисциплинами.
Томас рано стал самостоятельно зарабатывать и познакомился с реальной “взрослой” жизнью. Это вряд ли было бы возможно, если бы он учился в школе. Первым его рабочим местом стала железнодорожная линия между Порт-Гуроном и Детройтом, что только усилило тягу к технике и техническому творчеству.
Домашнее обучение позволило лучше развиться тем чертам характера, которые уже были заложены в Томасе Алве Эдисоне с рождения. Такое обучение высвободило все силы и энергию для того, что было для него самым важным».
Андрей Сахаров
Советский учёный Андрей Сахаров учился дома с 6 до 13 лет вместе с братом Юрой и другими детьми, включая будущего детского писателя Сергея Михалкова. Математике и физике группу учил отец Андрея — Дмитрий Иванович, талантливый педагог и автор задачника по физике, который издают и сегодня. А мать Екатерина Алексеевна привила любовь к классической музыке и литературе.
Андрей с благодарностью вспоминал обучение дома. Он считал, что такое обучение помогло ему «двигаться быстрее, приучило к самостоятельности и дало больше возможностей для интеллектуального развития». После домашнего обучения Андрей продолжил учиться в обычной средней школе, окончил её с отличием и без экзаменов поступил на физический факультет Московского государственного университета.
Академик Андрей Сахаров дает интервью на конференции АН СССР. Россия, Москва
Главные достижения Андрея Сахарова: создатель водородной бомбы, автор научных открытий по астрофизике, космологии, магнитной гидродинамике, физике плазмы, физике гравитации, физике управляемого термоядерного синтеза и элементарных частиц.
Что помогло Андрею Дмитриевичу добиться таких выдающихся результатов, подробно объяснил руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» в рамках НИИ развития народного образования Эмиль Ахундов:
«Домашнее обучение дало Сахарову свободу выбора и возможность изучать то, что ему действительно интересно. Благодаря этому он стал пионером в области ядерной физики и физики элементарных частиц. Вместе с тем домашнее обучение помогло ему развить самостоятельность и уверенность в своих силах».
Как видите, у четырёх героев нашего обзора есть один общий секрет при всём разнообразии бэкграунда, исторических эпох, континентов и личностных качеств. То же самое есть у каждого ученика ИнтернетУрока — возможность учиться дома под руководством опытных наставников и следовать за своей мечтой.