Домашнее задание с удовольствием: как ИнтернетУрок делает учебу интересной
Домашнее задание — одна из самых нелюбимых школьных обязанностей для многих детей. Учишься, учишься весь день, а потом уроки заканчиваются, а ты почему-то дальше учишься. Да еще и делаешь то, что в классе с учителем не успели. Заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок» Лада Коновалова объяснила, для чего нужны домашние задания и как сделать их не только полезными, но и интересными.
В школьной системе учителя нередко используют домашние задания, чтобы нагнать программу. И это не удивительно: ученики работают в разном темпе, да еще и много времени тратится на дисциплину и организационные вопросы. Отсюда большой объем работы дома, отсутствие времени на отдых, усталость и потеря интереса к учебе.
Страх неудачи и низкой оценки отбивают у ученика желание делать домашние задания. К тому же ответы на типовые упражнения уже давно лежат в интернете. В итоге польза теряется из-за бездумного списывания.
Для чего нужно ДЗ
Домашние задания нужны вовсе не для того, чтобы ребенок делал работу за учителя и даже не для того, чтобы отбить у школьника интерес к предмету. Задачи домашней работы:
- Закрепление пройденного. Как известно, повторение — мать учения.
- Применение полученных знаний на практике. Школьные знания должны быть применимы в реальном мире, окружающем ребенка. Домашние задания дают возможность применить новую информацию и понять её ценность
- Развитие самостоятельности. При выполнении ДЗ может потребоваться поиск дополнительной информации, небольшие исследования, самостоятельная проработка материала.
- Развитие творческого мышления и интереса к учебе. Сочинения, рисунки, проекты — это способ подойти к изучению предмета креативно, поделиться собственным мнением, узнать интересные факты.
- Понимание сути явлений. Домашнее задание помогает ребенку самостоятельно находить причинно-следственные связи и формировать свою точку зрения.
Как сделать ДЗ интересным
Преимущество дистанционного обучения состоит в том, что ребенок учится в удобном темпе, не догоняет и не ждёт других, время уроков не тратится на организационные вопросы и восстановление дисциплины. Это оставляет время для самостоятельной, творческой и познавательной учебы.
Чтобы домашние задания было интересными и полезными, а не пустой тратой времени, методисты Домашней школы ИнтернетУрок сформулировали три условия.
Условие 1. Мотивация
Нужно, чтобы ребенок хотел и не боялся делать домашнюю работу самостоятельно. Комментарии учителей к работам учеников ИнтернетУрока строятся по следующей схеме:
- преимущества;
- недостатки;
- рекомендации по развитию необходимых навыков;
- мотивационная часть.
Таким образом учитель не заостряет внимание на ошибках ученика, выделяет сильные стороны, указывает направление для развития. Для учеников младших классов мы нарисовали специальные поощрительные стикеры с котиками, которые учителя прикладывают к комментарию, чтобы поощрять и мотивировать ребенка.
Условие 2. Разнообразие
Делать одно и то же — скучно и неинтересно, поэтому в Домашней школе разработали несколько видов заданий для каждого предмета. Так, например, по истории ученикам предлагают около 20 разных работ: тесты, письменные задания, задания-сравнения, задания-определения, рассказ, эссе, историческое сочинение, работа с контурными картами.
Такие упражнения помогают ребенку раскрыть творческий потенциал, высказать точку зрения, углубиться в материал. При этом позиция и взгляды ребенка на оценку не влияют, учитель рассматривает только связанность и аргументированность ответа.
Кроме того, по многим предметам ИнтернетУрок предлагает ученикам выбрать между базовым уровнем для изучения необходимого минимума и профильным для более глубокого изучения.
Условие 3. Ясность
Плохие отметки — один из главных страхов учеников. Особенно обидно получить двойку, когда потратил на задание много времени и сил. Поэтому очень важно формулировать четкие и ясные требования к работам.
В заданиях ИнтернетУрока подробно расписаны все требования. Например, в одной работе по обществознанию нужно составить памятку о том, как быть смелым. В тексте задания указывается, что памятка должна опираться на материал урока, состоять из 10 пунктов и хотя бы 2 примеров из литературы, фильмов или личного опыта. Так ребенок сразу понимает, как именно ему стоит действовать, и сможет написать работу, на оценку которой не повлияет оформление.
***
Цель учебы — получить как можно больше знаний и навыков, которые пригодятся в жизни, будут полезны и применимы. Правильно построенная домашняя работа помогает ребенку не просто закрепить знания, а сформировать свое мнение, научиться видеть причинно-следственные связи и раскрыть свой творческий и исследовательский потенциал.
Нет, учиться дома может любой ребёнок. Это предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Да, конечно. Каждый ребёнок может проходить программу в своём темпе. Вам необходимо написать нам на электронную почту school@interneturok.ru и сообщить о своем намерении пройти программу двух классов за один год.
Образовательное учреждение, за которым закреплен ребёнок, обучающийся дома, проводит промежуточную и государственную итоговую аттестации. Они необходимы для контроля и объективной оценки знаний ребёнка, получающего семейное образование.