Экология домашнего обучения
Рукописи не горят. Рукописи отправляются в мусорку, как только отслужат своё. Тетради, блокноты, контурные карты, классные журналы, записки, рисунки, дневники… Всё это покупается каждый учебный год, но не используется целиком, а большая часть этих материалов потом отправляется в помойку. Чего стоит нашей планете традиционное школьное образование и насколько оно неэкологично?
Первая ассоциация со школьными экологическими инициативами – сбор макулатуры и прочего вторсырья на переработку. Но вряд ли это все меры, которые можно предпринять. Какие ещё шаги помогут школьникам сохранить окружающий мир и своё здоровье? Почему современные форматы обучения играют такую важную роль в будущем планеты и климата?
Об экологичности дистанционного обучения нам рассказала Людмила Шатило, кандидат биологических наук, преподаватель химии в Домашней школе «ИнтернетУрок».
Людмила ШатилоКандидат биологических наук
Преподаватель химии
в Домашней школе «ИнтернетУрок»
Педагогический стаж 16 лет
Экономия времени и средств на дорогу
Начнем с того, что учёба на дому не требует регулярных передвижений по городу, а значит, помогает уменьшить показатель экологического следа. Благодаря тому что мы реже используем личный и общественный транспорт, снижается расход топлива, а значит, и выброс СО2 в атмосферу.
Чем страшен углекислый газ? Он создаёт в атмосфере парниковый эффект, что приводит к изменениям климата. Из-за значительного потепления тают ледники, «разбавляя» солёный океан талой пресной водой. Это влияет на подводные течения – например, на тёплый Гольфстрим, без которого в Европе станет холоднее и начнут образовываться новые ледники. Ледниковая шапка иссушает климат, аккумулируя воду, а без воды климат становится сухим и холодным, резко континентальным, как в Сибири; леса деградируют и редеют.
Уменьшение расхода пластика
Возможность обедать дома – это экономия на всякого рода контейнерах и бутылках для еды и питья, которые обычно либо берут с собой в школу, либо используют в столовых и буфетах для выдачи питания. На разложение одной пластиковой бутылки природе необходимо более 200 лет.
Выделяя вредные химические вещества, полимеры отравляют не только почву, но и грунтовые воды. Тех, кого пластик не убивает, он вовсе не делает сильнее – поднимаясь вверх по пищевой цепи, микрогранулы синтетического полимера попадают в наш организм и вызывают различные заболевания.
При сжигании пластиковых отходов выделяются диоксины. Эти токсические вещества, опасные для людей, животных и растений, практически не выводятся из организма.
Сокращение использования бумаги
Благодаря использованию современных компьютерных технологий решается проблема записи домашних заданий. Оформление работ в электронном виде позволяет экономить в среднем 70 тетрадей в год на одного ученика.
В Домашней школе «ИнтернетУрок» более 19 000 учеников, которым для обучения потребовалось бы более одного миллиона тетрадей. Для производства такого количества бумаги нужно: а) 3 га леса, или около 4 футбольных полей; б) 10 миллионов литров воды – 5 олимпийских бассейнов.
Проекты и исследования
У школьников на дистанционном обучении куда шире возможности самовыражения при выполнении исследовательского проекта. Диапазон экологических исследований, которые выбирают школьники, очень широк – от проблем бездомных животных и приютов для них в регионе до растений — индикаторов загрязнения рек и экологичных продуктов на полках магазинов.
Ученики Домашней школы «ИнтернетУрок» в 10 и 11 классах выбирали для своих проектно-исследовательских работ по химии и биологии такие темы, как «Осознанное потребление», «Экологический мониторинг качества воды», «Системы очистки воздуха на промышленных предприятиях», «Апсайклинг». Такие работы вместо привычных для обычной школы контрольных с правильными и неправильными ответами поощряют неравнодушие школьников к интересующим их вопросам и областям знаний.
Неравнодушное сообщество
Проведение онлайн-конференций среди учащихся из разных городов и стран объединяет инициативных школьников, которые хотят защитить свои научные проекты и обменяться опытом. Это позволяет расширить кругозор и сформировать целостную картину экологических проблем в ряде регионов.
Важно, чтобы молодое поколение умело поднимать темы, о которых не принято говорить. Под Москвой, «златоглавой» столицей, находится крупнейшая в Европе свалка. В Сибири-«матушке» вырубают леса. Урал, «опорный край державы» отравлен производственными отходами. Экосистему «бесценного дара природы» озера Байкал убивает целлюлозно-бумажная промышленность. Гордиться своей Родиной за её богатую историю, архитектуру и природу – мало. Нужно с детства понимать, что лишь в наших силах это сохранить.
«Зелёные» горизонты
С детства совершая правильные и важные шаги к заботе об окружающем мире, выпускники школ и дальше могут развивать в себе полезные экопривычки или даже связать свою будущую профессию с экологией. Спектр направлений в этой сфере сегодня широк как никогда. Ещё в школьные годы попробовав себя в качестве учёного, логиста или социолога в ходе исследовательских проектов, ученики могут выбрать наиболее интересный и близкий по духу вектор развития.
Тем, кто не планирует связывать профессиональную сферу своей жизни с экологией, но чувствует силы и стремление помогать природе в рамках хобби и образа жизни, тоже есть чему поучиться. Волонтёрство – это интересный опыт, знакомство с единомышленниками и участие в социально значимых проектах. Осознанное потребление и принятие личной ответственности за будущее планеты с каждым годом всё популярнее среди молодёжи.
Одна из учениц Домашней школы «ИнтернетУрок» благодаря возможности дистанционного обучения получает российское образование и ходит на занятия в экошколе на Бали. Подробнее об увлекательной жизни на индонезийском острове и возможностях, которые открываются нашим ученикам, читайте в статье Джунгли зовут.