Назад
views 734
calendar 09 октября 2023

Как перейти на домашнее обучение максимально комфортно

Как перейти на домашнее обучение максимально комфортно
contents Оглавление
Свернутьarrow
Подсказки по адаптации на семейном обучении для учеников любого возраста
В этой статье вы узнаете, как перейти на домашнее обучение без стресса. Обсудим, какие инструменты ускорят и упростят адаптацию.

Какая нужна адаптация в дистанционном формате?

На домашнем обучении важно помочь ребёнку пройти адаптацию трёх видов.

Психологическая адаптация

Психологическая готовность проявляется в позитивном отношении к школе: когда ребёнок с удовольствием изучает материалы и делится своими впечатлениями. К психологической готовности относят также способность контролировать поступки усилием воли, слушать, понимать и вникать в учебные процессы, а также навык удерживать внимание. 

В период психологической адаптации к новому формату обучения важно сформировать дома благополучную атмосферу, поддерживать ребёнка и вводить новые привычки постепенно. 

Физиологическая адаптация

При переходе на семейное обучение организм подвергается стрессу. Особо чувствительные ученики даже худеют и испытывают головные боли. Избежать этого поможет сбалансированный режим дня и прогулки. Не забываем про умеренные физические нагрузки и полноценное питание.

Подсказки по физиологической адаптации на семейном обучении:

  • Соблюдаем биологические ритмы. Школьнику младших классов полезно засыпать в 21:00–22:30 и спать по 9–10 часов. Подростку достаточно 7–8 часов сна. 

  • Убираем гаджеты за час до сна. Вместо этого читаем книги или гуляем.

  • Завтракаем в первый час после пробуждения. По возможности принимаем пищу в одно и то же комфортное время.

  • Стараемся соблюдать оптимальный баланс времени обучения и отдыха — 3:1 (после 45 минут работы устраиваем 15-минутный перерыв). 

  • Стараемся учиться в активные часы биоритмов: 10:00–12:00 и 16:00–18:00.

Социальная адаптация

Этот вид адаптации про общение с учителями, наставником, друзьями. Для поддержки ребёнка можно просить его делиться впечатлениями о школе. Важно, чтобы ученик поддерживал контакты с друзьями. Необходимо прислушиваться к чувствам ребёнка: если ему хочется побыть в одиночестве, то важно предоставить ему такую возможность.

Организовать эти три вида адаптации без педагогического и психологического образования сложно. Избежать ошибок в этой ситуации может помочь наставник. Это не репетитор, который выполняет за ученика домашку, а эксперт, который налаживает учебный процесс.

Как повысить работоспособность школьника?

На дистанционном обучении школьникам бывает сложно сконцентрироваться на учёбе дольше получаса. Разбираемся, как увеличить время продуктивных занятий.  

Оцениваем продуктивность

Предлагаем для начала оценить уровень работоспособности вашего ребёнка. Выбираем предмет, задания по которому школьник выполнит в первую очередь. Дальше засекаем время, сколько минут ребёнок будет заниматься, не отвлекаясь. Как только отвлечётся, говорим: «Стоп».

Даже если время концентрации меньше 20 минут, всё равно не меняем позитивный настрой и тон. Делимся результатами с ребёнком, поддерживаем его. Договариваемся, что это время нужно увеличивать с каждым занятием. Ставим промежуточную цель — например, увеличить время занятий до 30 минут. 

Тренируем работоспособность

Дальше переходим к тренировкам. Наша цель — научить ребёнка делать уроки в течении 45 минут, не отвлекаясь. На второй тренировке через условные 30 минут (или другое время, о котором договоритесь на первой тренировке), предлагаем ребёнку самому решить, чем занять свой перерыв. Упростить задачу помогут проверенные подсказки. 

Лайфхаки для школьников, чтобы повысить продуктивность:

  • Составляем расписание занятий на день и неделю. Системность внесёт элемент спокойствия и поможет настроиться на рабочий лад. 

  • Планируем время для учёбы и выполнения домашних заданий.

  • Составляем список дел на день в порядке их приоритетности, начиная с самых важных. 

  • Выбираем одну якорную задачу на каждый день — это приоритетное задание, которое планируем выполнять в течение ближайшего часа. Фокусируемся на этом «якоре» и не распыляемся на мелкие задачи.

  • Договариваемся с собой, что социальные сети проверяем только на перерыве, но не в момент выполнения поставленных задач.

  • Если чувствуем, что нужен перерыв, — делаем его. Пользуемся приятным преимуществом в школе «ИнтернетУрок» — это отсутствие строгой привязки к расписанию. 

articlePreviewImage
Семейное обучение: льготы и бонусы для учеников
Бонусы для школьников и их родителей

  • Стараемся провести время перерыва максимально продуктивно и эффективно, чтобы вернуться к учёбе с новыми силами. Например, делаем короткую разминку, о которой узнаете дальше. 

  • После выполнения дела из списка даём количественную оценку. «Я сделал 10 примеров», «Я занималась английским языком 30 минут». Это помогает отследить прогресс.

  • Вычёркиваем выполненные дела. К концу дня их должно остаться мало, а лучше — не остаться вообще.

  • Отслеживаем свои успехи и сравниваем себя с собой в прошлом.

Фиксируем результаты

Отмечаем прогресс в специальной таблице. Такая наглядная динамика будет стимулировать ребёнка. Для младших классов цифры можно заменить яблоками, использовать картинки и аппликации. Хвалим и поддерживаем ребёнка, подкрепляем промежуточные успехи. 

Однако не у всех родителей есть возможность уделять время тренировкам ребёнка. Поэтому есть смысл доверить это профессионалам. В нашей школе «ИнтернетУрок» есть специально подготовленные наставники, которые профессионально владеют техниками повышения продуктивности и концентрации и быстро обучат им вашего ребёнка.  

Как повысить концентрацию? 

Повысить продуктивность получится быстрее, если развить концентрацию. В этом помогут три приёма, которым важно научить школьника.

Чёрный список

Предлагаем ребёнку составить список опасений и подробно их описать. Напротив каждого пункта просим написать противоположное позитивное высказывание через желаемую цель.

Пример, как превратить опасения в цели

Негативная установка через опасение

Позитивная установка через желаемый результат

Я не справлюсь с домашним заданием по английскому, оно слишком сложное

Я уже запомнил новый вокабуляр и строю предложения с новыми словами

Я ошибусь в задании по математике, так как буду невнимателен

Я внимательно перепроверил свои ответы перед тем, как отправить их на проверку, и получил пятёрку

Переключение эмоций

Внимание снижается, если не переключаться. И особенно если чересчур сильно переживать за результат. Поэтому учим ребёнка полезному упражнению. Предлагаем детально описать предмет или предметы, которые находятся в поле зрения — назвать пять свойств. Например, если ребёнок выбрал ручку, можно задать такие наводящие вопросы: «Какую ручку ты видишь?  Какой у неё тип стержня? Какого цвета чернила? Насколько она новая? Как она появилась у нас дома? Насколько она тебе нравится?» Такой приём сдвигает фокус внимания с тревожности.

Физические упражнения

Полезны и лёгкие физические упражнения. Мы не говорим сейчас о полноценной зарядке. Предлагаем научить ребёнка трём упражнениям, которые включат концентрацию.

  • Резкий поворот головы направо активизирует левополушарные процессы: рассудительность и холодную логику.

  • Медленное и глубокое дыхание помогает собрать свои мысли, успокоиться и восстановить концентрацию.

  • Чередование быстрого и медленного мигания вызывает расслабление нервной системы, после чего она «перезагружается».

Ирина Рябинина-Рыбалкина, лингво-ментор: 

«Для того чтобы онлайн-обучение стало более продуктивным и здоровьесберегающим, рекомендую: 

  • делить уроки на 30-минутные блоки; 

  • между блоками делать перерыв для зарядки для глаз, вокальной терапии, танцевальной гимнастики или других физических упражнений; 

  • держать у мониторов воду для питья и для промывания глаз; 

  • проветривать помещение в перерывах.

Выполняя такие простые и действенные рекомендации, можно улучшить психоэмоциональное состояние и использовать возможности онлайн-образования по максимуму». 

Как перейти на домашнее обучение

Как научить ребёнка самостоятельности?

Предположим, ваш ребёнок уже повысил продуктивность и научился концентрироваться на учёбе в течение 45 минут. Теперь важно, чтобы он не прибегал к вам за советами по несколько раз за час. В этом помогут четыре приёма.

Отходим в сторону

Стараемся промолчать, когда хочется сказать, как ребёнку нужно поступить. Вместо навязанного выбора даём свободу и уважаем это решение. Чтобы избежать двойных стандартов, даём выбор только там, где готовы его принять. Например, вполне рационально позволить ребёнку выбрать, какую книгу прочесть и что съесть на обед: кашу или суп. А планы на отдых в выходные до 13 лет лучше строить совместно.  

Даём получить обучающий опыт

Развитию самостоятельности поможет опыт, когда что-то ломается и не выживает из-за ребёнка. Предлагаем поручить школьнику простую работу по дому, например, поливать цветы. При этом важно быть готовыми, что они завянут. Это научит ребёнка ответственности, ведь работают не нравоучительные беседы, а именно такой опыт.

Отправляем ребёнка в самостоятельное путешествие

Путешествие может быть коротким, например, детский лагерь или ночёвка у друга. При этом полезно разрешить ребёнку тратить карманные деньги. В таких условиях ребёнок поймёт ответственность за свои действия и решения. 

Привлекаем опытного гида 

И всё-таки отпускать ребёнка совсем одного в самостоятельное плавание по жизни преждевременно. Даже в учёбе на первое время нужен опытный наставник.

Чем школьникам и родителям помогают эксперты ИнтернетУрока в индивидуальных занятиях «Помощь с домашними заданиями»?

  • Анализируют успеваемость и активность ученика.

  • Созваниваются с ребёнком, контролируют выполнение домашних заданий и других важных задач. Помогают построить план занятий.

  • Отслеживают важные дедлайны и помогают не пропустить их, мотивируют выполнять задания вовремя, развивают самоорганизацию ученика.

  • Помогают развитию тайм-менеджмента, самоанализа и других важных навыков.

  • Снимают функцию помощи в домашних заданиях с родителей — это идёт на пользу и учёбе, и детско-родительским отношениям.

Хватит делать домашку за ребёнка!
Помогаем школьникам самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания
Помощь с домашними заданиями

Если будете придерживаться принципов из этой статьи, то адаптация в домашней школе пройдёт у вас максимально быстро и комфортно.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru