Назад
views 21 948
calendar 20 ноября 2019

Онлайн-образование для школьников

Онлайн-образование для школьников
contents Оглавление
Свернутьarrow
Как учиться в интернете и получить полноценный аттестат

Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования (АРСО), интерес к семейному образованию в России растет, и все больше родителей и детей выбирают внешкольную форму обучения. Однако эта сторона образования вызывает много сомнений — а как сдавать аттестацию, где искать качественные ресурсы для обучения, не останутся ли дети без друзей. В этой статье разбираемся с мифами и показываем, что аттестат можно получить и без школы.

По данным исследования МГППУ и НИУ ВШЭ «Семейное образование в России и за рубежом», на начало 2015/16 учебного года образование в семейной форме получали 8452 детей, или 0,058% от общего количества школьников. Исследование Ассоциации развития семейного образования (АРСО) показывает, что в прошлом учебном году семейное обучение выбрали 20 тыс. детей, или около 0,13% всех школьников. Однако официальная статистика, сколько детей обучается на семейной форме, не ведется. А помимо «семейников», есть еще дети на домашнем обучении, экстернат, смешанные формы с привлечением дистанционных курсов. Таким образом, растет и доля детей, которые в той или иной форме учатся вне школы, а также интерес к онлайн-ресурсам, которые помогают в самостоятельном изучении школьной программы.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Почему онлайн-образование

Единой причины, почему родители и дети решают перейти на семейную форму обучения и использовать онлайн-ресурсы образования, нет. Кого-то не устраивает качество традиционного школьного образования, другие занимаются спортом и не могут встраиваться в обычное школьное расписание.

Директор Домашней школы InternetUrok.ru Павел Арсеньев среди основных причин выделяет недовольство родителей качеством образования, нехватку или недостаточную профессиональную подготовку учителей, слишком объемные классы более 30 человек и конфликты с другими учениками или учителями. Помимо группы родителей и учеников, которые недовольны качеством образования, есть также группа, для которых школа — не основной интерес. Это дети, которые профессионально занимаются спортом или искусством. Обычная программа для них не подходит. Также есть дети, которые либо живут в других странах, либо часто путешествуют с родителями, но которые хотят получить именно российское образование.

Похожие причины называет Юлия Шароватова, руководитель проекта «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда». Отдельно она выделяет учеников, которые опережают одноклассников в освоении отдельных дисциплин. И здесь еще одна важная проблема традиционной школы — отсутствие индивидуального подхода к ученикам.

Что думают по этому поводу сами ученики и их родители?

Лена Янышина, ученица онлайн-школы «Фоксфорд»:

Что не устраивало в традиционной школе? Сложности начались, когда я перешла из начальной в среднюю школу. Атмосфера в классе не способствовала учебе: иногда 25 минут от урока требовалось, чтобы установить дисциплину. Также распорядок дня в школе не устраивал: короткие перемены, мало времени, чтобы полноценно пообедать. Отдельная проблема — физкультура. Надо успеть переодеться до и после урока, а потом еще продолжать заниматься другими предметами. Физиология тоже сыграла свою роль: стало трудно вставать рано утром и заставлять себя вечером ложиться пораньше, чтобы выспаться.

Почему онлайн-образование? Когда с родителями поняли, что обычная школа не устраивает, стали искать альтернативы. На Facebook увидели отзыв об онлайн-школе «Фоксфорд». Отзыв понравился, почти сразу решили перевестись на онлайн-обучение. Я учусь здесь уже три года, есть желание продолжать дальше.

Виталий Микрюков, врач-косметолог, сын учится в «Онлайн-школе № 1»:

Что не устраивало в традиционной школе? Технологии и образовательные методы развиваются с большим отставанием. Школа готовит к миру, которого уже нет. Школа учит подчиняться, развивает синдром выученной беспомощности. Оценки могут ставить необъективно, из-за симпатий или антипатий к ученику.

Почему онлайн-образование? В первую очередь, мы выбрали онлайн-обучение, потому что так у ребенка формируются навыки самостоятельности и ответственности, развиваются soft skills — поиск и анализ информации. Во-вторых, подход к заданиям здесь не формальный. Ребенок за день осваивает не 6-7 предметов, как в обычной школе, а один или два. Но это глубокая и качественная проработка. Задания разнообразны и требуют применения различных навыков. Уроки больше похожи на исследовательскую работу.

Как проходить аттестацию

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании» предусматривает возможность для «семейников» сдавать промежуточную и итоговую аттестации, а также выбирать для этого любую школу. Согласно этому постановлению возможно и семейное образование без промежуточных аттестаций. Однако надо учитывать, что региональные и муниципальные власти могут принимать нормативные акты, которые устанавливают требования к документам для аттестации и регулируют порядок аттестации.

Также нет единого решения, как часто надо сдавать аттестацию. Закон разрешает не проходить промежуточные аттестации каждый год, а сдавать только итоговую аттестацию за девятый класс. Однако дети и родители вправе сдавать промежуточные тестирования каждый год или в зависимости от темпов освоения программы.

Ксения Несютина, психолог, родительский коуч:

«Если прикрепляете ребенка к онлайн-школе, проверяйте, есть ли у нее аккредитация. Не все онлайн-школы дают возможность пройти итоговую аттестацию и получить аттестат. Есть вариант, когда школы предлагают какие-либо курсы, знания, но чтобы получить аттестат, надо все равно прикрепляться к общеобразовательной школе. Поэтому, прежде чем выбрать онлайн-школу для обучения, узнайте, как организован процесс и помогает ли конкретная школа с прикреплением к обычной школе и прохождением аттестации.

Когда речь идет о самой аттестации, здесь вопрос диалога и договоренности между родителями и школой. Можно договориться с преподавателем по поводу написания контрольных дома (дистанционная аттестация). Ребенок вправе сдавать экзамены по индивидуальной программе, которую выбрал для обучения. Но не всегда школы на это идут и требуют сдавать аттестацию по стандартной программе.

Периодичность аттестации также зависит от договоренности. Например, аттестация в первом классе и далее 2-3 аттестации в начальной школе. Но если учитель видит, что ребенок знает предмет на достаточном уровне, он может не приглашать на очередное собеседование или предложить просто формальное заполнение контрольных тестов. Обратная ситуация — когда учитель видит, что ребенку требуется больше контроля. Или учитель впервые сталкивается с ситуацией семейного образования, боится и назначает дополнительное собеседование».

Важный аспект, который упоминает Ксения Несютина — аккредитация онлайн-школ. Если вы решили выбрать такой вариант, проверьте, предлагает ли онлайн-школа помощь при сдачи аттестации. Например, онлайн-школы «Фоксфорд» и «InternetUrok.ru» дают возможность сдать итоговую аттестацию и получить аттестат в школе-партнере. Сдать ОГЭ или ЕГЭ можно только очно в той школе, куда официально зачислен ученик. «Фоксфорд» предоставляет сведения об успеваемости, если ученики выбирают другие школы для итоговых экзаменов. Чтобы сдать итоговый экзамен, родители или совершеннолетний ученик должны подать заявление в школу. После этого школа издает приказ и вносит ученика в аттестационные списки.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Как грамотно использовать онлайн-ресурсы

Семейное обучение — это большая ответственность для родителей, потому что надо самостоятельно составить программу занятий и найти подходящие материалы для обучения. С одной стороны, сейчас очень много информации: обучающие видео на YouTube, многочисленные образовательные платформы с курсами по всем тематикам, онлайн-школы. Однако посреди этого разнообразия встает вопрос, как убедиться, что ресурс содержит действительно полезную информацию и принесет ребенку знания и пользу, а не вред.

Юлия Шароватова в первую очередь предлагает обратить внимание на экспертность преподавательского состава и качество образовательных программ. Преподаватели или авторы курсов должны иметь релевантный опыт и квалификацию. Они могут работать в топовых вузах, быть авторами учебных пособий, выступать экспертами на экзаменах или предметных олимпиадах.

Директор Домашней школы «ИнтернетУрок» предлагает обратить внимание на сайты издательств учебных пособий. Там есть электронные учебники, которые полностью соответствуют печатным аналогам, при этом они чаще обновляются. Кроме того, у них есть приложения — видеоматериалы и интерактивные задания.

Также при выборе ресурсов важную роль играет сама личность автора. Ксения Несютина советует проверить, какие ценности транслирует учитель и как он умеет выстраивать границы. Когда преподаватель ведет онлайн-курс через скайп или платформы для вебинаров, ему важно уметь держать дисциплину. Дети разные, кто-то выдерживает 45 минут сосредоточенной учебы, а кто-то начинает отвлекаться и дестабилизировать учебную атмосферу. Поэтому надо понять, сможет ли учитель грамотно построить урок и решать спорные ситуации. Узнать это можно через пробные занятия, отзывы или общение с другими родителями.

Руководитель проекта «Математика 1-4 классы» платформы Учи.ру Дарья Островская рекомендует выбирать курсы, которые охватывают все необходимые темы и преподносят материал последовательно. Важно, чтобы была возможность регулировать скорость, с которой ребенок изучает материал: одни темы он схватит на лету, на другие потребуются дополнительные задания. Чтобы сохранять мотивацию и интерес ребенка к новым знаниям, сложность курса должна быть сбалансированной: часть простых заданий, которые не требуют посторонней помощи, часть — посложнее, где может понадобиться помощь родителей. Также обращайте внимание на визуальную составляющую курсов. Материалы с приятным дизайном и качественным иллюстрациями помогут получить от обучения не только пользу, но и удовольствие.

Если вы выбираете онлайн-школу, попробуйте сначала демодоступ. Например, Фоксфорд предоставляет три дня демодоступа, чтобы оценить, подойдет ли ребенку обучающий курс. InternetUrok.ru предлагает пробную неделю, чтобы оценить возможности программы.

Как самостоятельно выбирать онлайн-ресурсы

Если вы хотите самостоятельно подобрать для ребенка ресурсы и обучающие видеоуроки, как было сказано выше, обращайте внимание на экспертность автора, отзывы. Также смотрите государственные ресурсы с подборками учебников и видеолекциями.

InternetUrok.ru предоставляет всем желающим бесплатную библиотеку видеоуроков по всем школьным предметам. Помимо видеолекций есть также конспекты и тесты для закрепления знаний.

На сайте Российской электронной школы также можно найти обучающие видео по школьным предметам. Это бесплатный государственный проект, который могут использовать и школы, и ученики.

Учи.ру — это интерактивная образовательная платформа, где ученики могут отрабатывать знания по школьным предметам в игровой форме.

Lingualeo — интерактивный способ учить английский язык. Можно учить новые слова по любимым песням. Есть бесплатная версия.

Арзамас подойдет старшим школьникам, которые хотят углубить свои знания и послушать лекции ведущих исследователей. Но и здесь есть интересные тесты, которые делают обучение и восприятие информации увлекательнее.

Проект Полка — это сайт о русской литературе, где есть подробные истории создания шедевров русской классики и комментарии филологов.

Постнаука также подойдет старшим школьникам, тем, кто, готовится к олимпиадам или просто хочет выйти за рамки школьной программы.

Тем, кто уже сейчас хочет почувствовать себя в атмосфере университета, можно пойти на Открытое образование или Универсариум. Здесь собраны курсы от ведущих российских вузов. Это отличная возможность познакомиться с лекторами и начать готовиться к университетской жизни.

Как наладить распорядок дня и решить проблему социализации

Социализация и распорядок дня школьника — главные страшилки семейного образования. А с кем же общаться будут, как контролировать время занятий? Мифы опровергнут руководители онлайн-школ и сами ученики и родители.

Юлия Шароватова:

«В нашей школе занятия начинаются не раньше десяти утра, между уроками 15-минутный перерыв. Базовые предметы проводим в первой половине дня, а во второй половине — углубленные и олимпиадные занятия. Если ритм жизни семьи не совпадает с расписанием онлайн-занятий, мы предлагаем ученику построить индивидуальный план и смотреть занятия в записи. Также кураторы помогают распределять учебную нагрузку.

С социализацией проблем не возникает, потому что именно на семейном обучении можно получить социализацию в истинном смысле слова. Дети ходят в спортивные секции, кружки, ездят в образовательные лагеря, где могут найти друзей по интересам. Также наша домашняя школа регулярно организует мастер-классы и совместные походы на выставки и квесты».

Павел Арсеньев:

«В нашей школе есть расписание на неделю, однако учащиеся могут самостоятельно распределять нагрузку, опережать программу или оставлять больше времени на предметы, которые даются трудно. Обучение проходит по принципу «перевернутого урока»: ученик изучает тему по видеоурокам и материалам к нему, потом встречается по видеосвязи с учителем, где обсуждает изученный материал. Отработать знания можно с помощью интерактивных тренажеров, а для проверки ученик проходит тесты и письменные домашние задания, которые проверяет учитель в течение одного рабочего дня.

При таком подходе к обучению у детей остается больше времени и возможностей, чтобы ходить на курсы и кружки и там общаться с друзьями со схожими взглядами и увлечениями. А идея быть запертым с 30 малознакомыми детьми кажется все более сомнительной».

Виталий Микрюков:

«В онлайн-школе, где учится сын, есть расписание, к нему готовимся, как к посещению любого курса. Дальше в свободном режиме в течение дня сын выделяет время, чтобы выполнить домашнее задание.

С социализацией проблем нет, сын общается с друзьями. И онлайн-обучение из дома — это не изоляция. У ребенка есть возможность самостоятельно решать, с кем он хочет общаться. А школа — это все-таки навязывание случайных людей».

Ксения Несютина:

«На семейном обучении ключевую роль играют организационные способности родителей. В школе распорядок идет извне — урок начался, закончился, нет возможности заниматься дольше или меньше. Дома таких рамок нет. Однако если родители будут создавать такие же жесткие рамки, как в школе, это будет неэффективно. Родитель рискует превратиться в такого же учителя.

Другая крайность — когда рамок нет. Лучше выбирать промежуточную стадию. Например, в десять утра начинаем занятия, в час заканчиваем, но при этом внутри этих 3-4 часов есть вариативность, с какого предмета начинать. Это помогает ребенку сформировать навыки самостоятельной работы.

На семейном образовании на плечи родителей ложится также и социализация ребенка, формирование внешней окружающей среды. Важную роль играют походы в музеи, на мастер-классы, кружки. Родители могут варьировать стратегии. Например, несколько семей продолжительное время вместе ходят на мероприятия, и у ребенка складывается круг общения, появляются друзья. Другой вариант — разовые походы куда-либо, где ребенок встречается с незнакомыми людьми и учится знакомиться, завязывать разговоры. Это тоже важный навык».

Лена Янышина:

«Я боялась, что буду чувствовать себя одиноко, когда переходила на онлайн-обучение. Но сейчас я посещаю секции и кружки, это заменяет школьную социализацию. Также в онлайн-школе у нас есть чат, с некоторыми онлайн-одноклассниками мы обменялись контактами и общаемся. Иногда есть мысль вернуться в обычную школу, но тогда придется отказаться от некоторых хобби. Поэтому онлайн-школа сейчас — лучший способ обучения».

Онлайн-образование — это уже реальность, которая нас окружает. Во всех московских школах уже есть МЭШ, а в будущем все российские школы планируют подключить к РЭШ. И это только государственные проекты. А исследование Яндекс.Кассы и Нетологии показывает, что в целом рынок онлайн-образования растет. Конечно, доля школьного образования в нем невелика — 3% от общего оборота. Но есть тенденции к росту и активному привлечению дистанционных ресурсов в обучении.

Для тех же, кто выбирает полностью самостоятельную форму обучения, важно помнить: да, это большая ответственность. С другой стороны, эта форма предлагает и много новых возможностей: у ребенка больше времени на собственные интересы, у него формируются навыки самостоятельности и критического мышления. А еще всегда можно вернуться в обычную школу, этого никто не запрещает.

Но чтобы успешно пройти весь путь и получить аттестат, вспомним о главных вещах:

1. Договариваемся о промежуточных и итоговых аттестациях. Промежуточные аттестации сдавать необязательно, но если хотите убедиться, что ребенок усвоил программу, договоритесь со школой об удобном режиме экзаменов. ОГЭ и ЕГЭ сдавать обязательно.

2. Онлайн-ресурсы. Ищите экспертов, преподавателей с релевантным опытом. А также читайте отзывы, общайтесь с другими родителями.

3. Расписание и социализация. Если перешли на семейное обучение, не переносите школу в дом. Создавайте комфортное расписание, чтобы ребенок усваивал предмет глубоко и всесторонне. Кружки и секции, походы в музеи или просто игры во дворе закроют все проблемы в общении. А у ребенка будет возможность выбрать тех, с кем ему действительно нравиться общаться.

 

Источник: МЕЛ

Вопрос-ответ
Правила перехода на СО для первоклассников и старшеклассников одинаковы?

Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются. Обо всех отличиях в переводе и процессе обучения в разных классах вы можете узнать у специалистов Домашней школы «ИнтернетУрок» или по ссылке.

Нужно ли уведомлять органы образования, что ребёнок переходит на семейную форму обучения?

Если ребёнок переходит на семейную форму обучения, необходимо поставить в известность орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания − чаще всего это орган управления в сфере образования.

Как контролировать уровень знаний у ребёнка на СО?

Контролировать усвоение знаний ребёнком обязательно. Самые распространённые формы контроля – контрольные работы, тесты, устные опросы. В нашей программе на СО после каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru