Персональный наставник: кто, зачем, откуда
Для ребёнка и его родителей обучение в онлайн-школе — это не только свобода и личный комфорт, но и некоторые трудности на начальных этапах. Преодолеть сложности поможет персональный наставник — проводник и старший товарищ для ученика. Откуда взялись такие специалисты в ИнтернетУроке и как они улучшают образовательный процесс для своих подопечных? Рассказывают стоявшая у истоков сервиса Ольга Апрелова и действующий руководитель отдела персональных наставников Денис Хныкин.
Всё началось в далеком 2017 году, когда ИнтернетУрок начал делать уверенные шаги в развитии Домашней школы — полноценной экосистемы для получения образования с 1 по 11 классы. Тогда количество учеников казалось нам запредельным — около 1500 человек из 63 стран мира. Для сравнения, на конец прошедшего учебного года у нас было более 17 500 учеников.
Рост принёс нам и новые заботы: к нам всё чаще стали обращаться с просьбами помочь спланировать расписание и вообще адаптироваться к новому формату обучения. Ученикам нужен был кто-то, не учитель, но своего рода личный классный руководитель.
Так мы решили ввести в учебный процесс персональных наставников (коротко — ПН). Сначала наставник был всего у пары учеников ИнтернетУрока. Но чем активнее развивается наша школа, тем больше желающих. При этом около 60% семей продлевают услугу каждый месяц.
Что делает персональный наставник?
Индивидуальный подход
Наставник помогает ученику вырабатывать индивидуальную траекторию обучения и следовать ей, внося коррективы по мере необходимости.
Развитие гибких навыков
Общение с компетентным и искренне заинтересованным взрослым помогает ребёнку развивать рефлексию и самоанализ, эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки, учит его долгосрочному планированию и просто поднимает настроение. Гибкие навыки, или по-другому soft skills, по данным исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха человека в профессии.
Помощь родителям
В нашей школе родители в значительной мере берут на себя ответственность за учебный процесс, однако детям бывает трудно увидеть в родителе учителя, а родителям не всегда хватает времени на помощь в обучении ввиду занятости. Наставник берет на себя контроль за работой ученика и снимает с родителей роль «кнута».
Желание поддерживать связь со школой
На дистанционном обучении некоторым хочется больше живого взаимодействия: детям — чтобы их мотивировали и «подталкивали» к учёбе, родителям — чтобы была обратная связь. В обычной школе эти обязанности ложатся на плечи классного руководителя, которому необходимо уделить внимание каждому ученику и его родителям. ПН у нас берет от этой роли самое лучшее: общение, мотивацию, помощь и информирование родителей.
Самоорганизация
В очной школе всегда есть чёткое расписание, одноклассники, у которых можно спросить домашку, и учителя, которые напоминают об этой самой домашке 2–3 раза в 45 минут. Наставник же не только следит за выполнением всех необходимых работ и напоминает о них сам, но и учит ребёнка самостоятельно строить расписание и распределять учебную нагрузку так, чтобы уложиться в отведённые сроки.
Адаптация к учебному процессу
Привыкать к новому формату обучения нужно и детям, и родителям. ПН служит проводником в мир семейного образования с самого первого этапа: он поможет подготовить документы для зачисления, разобраться с работой сайта, научит ориентироваться в расписании и личном кабинете, будет следить за процессом адаптации и поддерживать во всём.
За что любят наставников
«Чтобы социализироваться, в школу ходить необязательно. Дети находят себе хороших друзей в секциях, кружках, гуляя во дворе и так далее. Однако очень хорошо, когда есть дополнительное общение и поддержка со стороны заинтересованного в успехах ребёнка наставника.
Многие наши ученики с удовольствием делятся с наставниками своими успехами и даже секретами — например, о влюблённости или о каких-то страхах. Кто-то показывает, как играет на гитаре, кто-то пишет книгу и спрашивает мнение о сюжетных поворотах, кто-то делится своими видеороликами и мыслями о развитии собственного блога. Для учеников Домашней школы персональный наставник — это взрослый человек, к которому всегда можно прийти за советом и поддержкой и с которым можно без страха поговорить о чём угодно.
Здесь нужно отметить важную роль нашего наставника Елены Михайловны ❤️ У нас с сыном прямо очень тёплые чувства к ней! Сын ждёт её звонка по расписанию, выставляя будильник. Готовит заблаговременно речь, о чём расскажет. Мне очень нравится, что разговор начинается с вопросов о настроении, делах и событиях которые произошли в жизни ребёнка за неделю. И только потом переходит в разговор об учёбе. И завершается обещанием сына исполнить по предметам все установленные задания и даже больше. В итоге это приводит к тому, что Алим в течение недели держит на контроле выполнение заданий и спрашивает, всё ли он сделал, что обещал. Вот так! Я поняла, что, выбрав функцию ПН, поступила очень правильно! Счастлив сын — счастлива мама!
Поскольку мы досрочно закончили вторую четверть, в этом месяце не приобрела услугу и сказала сыну, что учитель в отпуске. Но наступит новая четверть, и снова сын будет делиться своими событиями в жизни, успехами в учёбе с нашей любимой Еленой Михайловной!
Несмотря на все прелести онлайн-обучения, всё же ребёнку нужно живое общение, авторитет учителя, и эту задачу здорово решает услуга — персональный наставник!
Благодарю ИнтернетУрок :) ».
За что наставники любят свою работу
«Получаю огромное удовольствие от работы с детьми. А общаясь с детьми, постоянно учишься и познаёшь что-то новое и неизвестное. Это уникальная возможность быть одновременно тружеником и мудрецом, философом и иллюзионистом, наставником и учеником. И, наверное, потому, что ни одна другая профессия не даёт такого разнообразия, динамичности, такого полета впечатлений и эмоций».
Елена Михайловна Фафенрод
«Каждый ученик является неповторимой личностью. Все они разные, и к каждому необходимо найти подход, заинтересовать, чтобы ребята прислушивались к моим рекомендациям и им это помогало в процессе учёбы у нас в школе. Я стараюсь, чтобы ученики воспринимали меня не только как строгого контролёра, но и как друга, помощника. Моя работа живая и непредсказуемая, всегда держит в тонусе. Мне нравится, что она способствует саморазвитию и самообразованию. Нужно постоянно быть в курсе происходящих событий, разбираться в интересах подрастающего поколения».
Екатерина Апевалова
Стиль общения
Когда ребёнок только приходит в ИнтернетУрок, мы о нём не знаем ничего: какой у него характер, как он воспринимает новое, как он привык общаться. Кто-то из родителей предпочитает, чтобы наставник был строг и официален, а кому-то, наоборот, не хочется, чтобы на его ребёнка давили.
Иногда люди просто не подходят друг другу по темпераменту: кто-то медлительнее, кто-то быстрее, кто-то стеснительный, а кто-то наоборот всегда открыт для общения. И у каждого наставника тоже свой стиль общения и свой подход к ученикам.
Но чтобы избежать серьёзных несовпадений в характерах, мы разработали специальную анкету для знакомства с учениками. Прежде чем начать общение с наставником, ребёнок или родитель проходит небольшой опрос, который позволяет нам лучше понять характер ученика и подобрать подходящего наставника.
Возрастные особенности
Коммуникативные потребности ребёнка во многом зависят от возраста, поэтому в целом мы рекомендуем наставникам придерживаться определённой стратегии:
- Начальная школа, 7–11 лет. В этот период детям свойственны доверчивость и открытость, добросовестность и старательность, эмоциональность. В связи с этим тон общения спокойно-доброжелательный, в меру требовательный, с объяснением своей позиции — как у мамы.
- Средняя школа, 12–14 лет. В этом возрасте ребёнок проявляет всё больше самостоятельности, чаще опирается на личный опыт, ищет собственные пути и намечает приоритеты в предметах. ПН общается скорее как старший товарищ, замечает успехи и изменения во взглядах, проговаривает этапы взросления, выслушивает позицию и направляет внимание на дополнительное образование и внешкольные хобби.
- Старшая школа, 15–17. Где-то начиная с 8 класса ученик во всём проявляет индивидуальность, отстаивает собственную позицию, появляется целевая направленность в будущее. ПН — это заинтересованный собеседник, который разогревает и поддерживает самомотивацию ученика, замечает сильные и слабые стороны и активно интересуется взглядами ученика на его будущее.
Разумеется, наставник ищет подход к каждому конкретному ученику и настраивается на работу с ним, учитывая его психоэмоциональные особенности.
Нет предела совершенству
Чем персональные наставники помогают помимо сопровождения учебного процесса:
- Тестирования. Помимо вводного опроса для новых учеников у нас есть тестирование на интересы, тест на адаптацию к школе и к новому формату. Пока это общие тесты, переработанные и адаптированные нашими психологами под формат дистанционной учёбы.
- Профориентация. После 2 месяцев работы с ПН ученику предлагается тест, результаты которого анализирует специалист, а ученик в итоге получает таблицу с предложениями по подходящим профессиям.
- Помощь в сложных вопросах. Наставник помогает ребёнку или родителям разобраться в сложных ситуациях, например, если ученик не согласен с полученной оценкой или возникают какие-то неполадки в работе сайта или личного кабинета. В этом случае ПН лично связывается с нужным отделом и помогает разрешить ситуацию.
- Регулярные отчёты родителям. По итогам работы с учениками наставники раз в неделю отправляют родителям письма со структурированной и наглядной информацией и графиками успеваемости.
***
Разобраться в новом формате бывает нелегко и многим взрослым, а ребёнок тем более нуждается в поддержке. Получить её можно, обратившись к персональному наставнику. Он не только поможет разобраться в устройстве Домашней школы, но и станет надёжным другом, готовым выслушать и поддержать ребёнка во всех его начинаниях.
И напоследок несколько слов о наших планах:
«Сейчас у нас в планах много изменений и нововведений. Конечно, они требуют времени, но в будущем мы планируем расширять сферу деятельности ПН. Будем проводить различные мероприятия для детей, где они смогут развивать свои гибкие навыки, общаться со сверстниками и находить новых друзей. Также мы планируем проводить вебинары для родителей и детей, которые взрослым помогут научиться мотивировать ребенка и организовывать учебный процесс, а детям — развивать креативность и эмоциональный интеллект».
Денис Хныкин, руководитель отдела персональных наставников