Назад
views 10 096
calendar 26 декабря 2018

Почему родители выбирают домашнее образование

Почему родители выбирают домашнее образование
contents Оглавление
Свернутьarrow
«Знаний и мотивации нет, в школе им просто скучно», – почему семейное обучение в России набирает популярность

Семейное обучение в России набирает популярность. Cегодня, по данным «Российской газеты», более 100 тысяч детей официально не ходят в школу, независимые оценки дают цифры в 200-250 тысяч. Все больше родителей забирают детей из традиционных школ и переходят на семейную форму обучения. Некоторые папы и мамы учат детей дома сами. Родители побогаче оплачивают репетиторов. В онлайн-школах в этом году в три раза выросло количество учеников. Почему растет интерес к дистанционному обучению, кому лучше учиться в сети, а кому от звонка до звонка?

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Вместо школы на гастроли

Ребята решают уравнения и узнают о нашествии татаро-монголов на Древнюю Русь дома за компьютерным столом. Здесь они проходят тесты и смотрят видеоуроки, делают домашку, отправляют ее на проверку учителю и получают оценки. Педагог в режиме реального времени отвечает на каверзные вопросы, а позже выставляет четвертные и годовые оценки. Зачастую так выглядит онлайн-обучение дома.

Форм «хоумскулинга» в современной России несколько, от онлайн-школ до репетиторов и обучения самими родителями. Однозначно можно сказать, и это общемировая тенденция, что все больше родителей забирают детей из обычных школ – и вовсе не по состоянию здоровья.

По данным крупнейшей отечественной школы InternetUrok.ru, число ее учеников в этом году выросло в три раза.

– В нашей школе учатся и дети из православных семей, чьи родители не хотят, чтобы дети учились в традиционной школе. Есть ученики, которые профессионально занимаются спортом или музыкой, у них сборы, гастроли и просто нет времени на школу. Некоторые наши соотечественники переезжают за границу, но хотят, чтобы дети получали российское образование. Наши ученики живут в 82 странах мира, – рассказывает руководитель проекта InternetUrok.ru Ольга Хасякова. – С каждым годом учеников онлайн-школ становится больше. В этом учебном году их число увеличилось в три раза.

Ольга Хасякова

руководитель проекта InternetUrok.ru

Причин перехода на семейное образование множество:

– Родители недовольны академической неуспеваемостью детей, самой системой образования, взрослые хотят оградить ребенка от негативного влияния, вырастить его в своей системе ценностей, папы и мамы выбирают для ребенка индивидуальный график обучения из-за занятий спортом, музыкой, искусством, – пояснила Гузель Гурдус, генеральный директор Центра поддержки семейного образования, в котором число учеников в этом году выросло в два раза.

Гузель Гурдус

генеральный директор Центра поддержки семейного образования

Школьные оценки сбивают родителей с толку

Мария Мезенцева, программист, перевела свою дочь на семейную форму, когда совмещать школу и профессиональное увлечение музыкой стало сложно. Это был 8-й класс, дочка решила поступать в Музыкальное училище им. Гнесиных.

– Когда мы принялись за обучение дома, то очень удивились ее познаниям по некоторым предметам – у дочки вскрылись серьезные пробелы. По химии и физике пришлось проходить программу с нуля. Год был непростым и дал полное представление о качестве школьного образования. Об усвоении материала родители судят по оценкам, а по факту выясняется, что за оценками пустота, знаний нет!

После года семейного обучения дочь успешно сдала экзамены и поступила в училище. Что касается особенностей семейного образования, то можно сказать следующее: в начальной школе любой родитель сможет взять на себя роль учителя. У него простая задача – научить ребенка читать, писать и считать. А вот в средней школе родитель уже выступает в роли менеджера: мало тех, кто может объяснить все школьные предметы, и тогда некоторые родители ищут кружки, репетиторов, другие обходятся онлайн-курсами.

«Учебники просто отвратительны»

Священник Никольской церкви села Стремилово Московской области Валерий Загорцев перевел своих детей на семейное обучение шесть лет назад. Старшая дочь уже окончила школу, а вот две средние, 14 и 16 лет, и двенадцатилетний сын учатся дома.

– Во-первых, негативное влияние среды, социализация с отрицательным знаком. И, самое главное, современные школьные программы просто ужасны, примитивны и не дают глубины знаний, – объясняет отец Валерий. – Учебники просто отвратительны. Вот, учебник по биологии для 5-6-го классов – тоньше общей тетрадки!

Ребятишки начинают в школе болеть, перегрузки, их не выпускают на улицу. Мы видим, как дети прихожан сначала идут в школу с желанием, с радостными лицами, а через три месяца начинают школу попросту ненавидеть.

Обучение взяла на себя супруга священника. Целыми днями она занимается с детьми по составленному расписанию. Они начинают учиться с утра, потом несколько часов отдыхают и проводят время на свежем воздухе, затем снова возвращаются к русскому и математике.

Сейчас дочери учатся дистанционно и практически самостоятельно в онлайн-школе. Скорее всего, их примеру позже последует и младший брат. По словам священника, число людей, которые предпочитают обучать детей дома, увеличивается.

– Я каждый год приезжаю в управление образования писать заявление о семейном обучении и все чаще вижу, что уже не один десяток людей в нашем районе последовал моему примеру, – говорит священник. – Это не массовое явление, но оно развивается.

«Мы были не готовы к тому, чтобы учиться без учителя»

Конечно, далеко не у всех родителей есть возможность дать семейное образование или хотя бы проконтролировать этот процесс, даже если он проходит в формате онлайн. Рядом должен постоянно находиться взрослый, который готов поддержать, помочь, особенно тем, кто помладше. Но в реальности многие папы и мамы большую часть дня проводят на работе и почти не видят своих детей. Поэтому без школы, а иногда и продленки, тут не обойтись. Многое зависит от самоорганизации ребенка, его усидчивости, общительности.

В этом деле, считают эксперты, главное не навредить, а уметь услышать потребности и желания сына или дочери.

– Если ребенок очень активный, ему нравится общаться с одноклассниками, или если он не способен сам организовать свое время, он выберет школу, – считает Ольга Хасякова.

Таким опытом поделилась мама дочек-погодок, Светлана Арсеньева. Она перевела Ксению и Арину на семейное обучение после окончания начальной школы и обнаружила, что не справляется с организацией обучения дома.

– Мы были не готовы к тому, чтобы учиться без учителя. К сожалению, школа не научила главному – учиться, а дистанционное образование требует большей самодисциплины. Мы вернулись в школу, но возможно, что перейдем на онлайн-образование, когда дочери будут готовиться к ЕГЭ. К этому времени у них будет большая мотивация к учебе, ведь от результатов госэкзамена будет зависеть их дальнейший выбор вуза.

back
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

«Дочь подустала»

Денис Собур – многодетный отец и преподаватель физики Православного Свято-Тихоновского университета с богословским образованием. Его старшая дочь, третьеклассница Ксения, полгода занимается в онлайн-школе. По словам Дениса, Ксюша – интроверт, любит побыть одна, поэтому и нормально отнеслась к решению взрослых перевести ее на семейное обучение.

– Школьный процесс неэффективен. Когда в классе 32 человека, большая часть времени уходит на дисциплину. Одни дети скучают, другие не успевают. У меня ребенок достаточно сильный, ей было неинтересно. Бессмысленная трата времени. Домашние задания пошли очень объемные, – говорит Денис Собур. – Она полдня проводит в школе, потом еще три часа тратит на уроки дома. Дочь подустала.

Денис Собур

Перевод на семейное обучение благотворно сказался на Ксении, уверяет отец. Девочка стала спокойнее и дружелюбнее. У нее уходит меньше времени на уроки, нет проблем с успеваемостью. Ксения выполняет задания, которые проверяет отец, и раз в неделю отправляет интернет-учителю.

Школа – не единственная социализация

Одна из главных проблем такой системы обучения, считают и эксперты, и противники семейного обучения: социализация ребенка, которая происходит в школе. Психолог Елена Кожевникова рассказала об этом следующее:

– При семейном обучении под присмотром своих родителей ребенок получает возможность для эмоционального развития, которое не менее важно, чем интеллектуальное, а им, к сожалению, часто пренебрегают. Порой именно внутри школы эмоциональному развитию ребенка наносится непоправимый вред нормами, которые приняты внутри школьного коллектива. Школа – важный источник социализации, но не единственный.

Елена Кожевникова

психолог

Не всегда опыт взаимодействия со своим окружением бывает правильным и полезным.

Находясь в школе, ребенок окружен детьми, которые оказались в тех же условиях, что и он. У него нет возможности выбрать свое окружение.

Основой в школе является коллектив, а коллектив – это не общество. Коллектив – это группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами, а общество намного многогранней, оно дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, культурным и профессиональным чертам. И наблюдать это в школе ребенку не представляется возможным. Все люди в школе подчинены единому распорядку и организации работы. Даже свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть уместной. Все это не столько социализирует ребенка, сколько вынуждает его приспосабливаться к определенным искусственным условиям.

О плюсах и минусах школьного мира можно спорить бесконечно. Задача же родителей-семейников, видимо, озаботиться вопросом социализации, найти кружки и секции, где ребенок сможет общаться с детьми, которые ему интересны, близки, рядом с которыми он чувствует радость общения, и не дать ребенку «законсервироваться».

– Это может быть воскресная школа, друзья, секция, бывшие одноклассники. Мы стараемся сохранять школьные контакты, приглашаем в гости подруг, – рассказывает один из родителей, Денис Собур. – Итогом социализации должно быть осознание ребенком своей личности, самоопределение и способность выстраивать прочные связи с людьми.

Дистанционные технологии прочно входят в нашу жизнь, число «виртуальных» школ будет расти, как и число их учеников. Но для успеха одного технического прогресса недостаточно. В нашей стране не все знают, что семейное обучение разрешено федеральным законом об образовании еще с 1992 года. Такая альтернативная форма обучения, имея ряд недостатков, дает и множество преимуществ. К примеру, за рубежом такие вузы, как Гарвард и Йель, с недавнего времени стали принимать прошедших через него детей без экзаменов, оценивая их знания как качественные.

 

Источник: Интернет-издание «‎Правмир»‎

Вопрос-ответ
Семейное обучение только для детей с ограниченными возможностями?

Нет, учиться дома может любой ребёнок. Это предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Возможно ли пройти программу двух классов за один год?

Да, конечно. Каждый ребёнок может проходить программу в своём темпе. Вам необходимо написать нам на электронную почту school@interneturok.ru и сообщить о своем намерении пройти программу двух классов за один год.

Как проходит государственная итоговая аттестация на семейном обучении?

Образовательное учреждение, за которым закреплен ребёнок, обучающийся дома, проводит промежуточную и государственную итоговую аттестации. Они необходимы для контроля и объективной оценки знаний ребёнка, получающего семейное образование.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru