Семейное образование
Постепенно система образования принимает новые стандарты, ориентированные на современные потребности общества. Основными требованиями ФГОС стали ориентированность на воспитание гармонично развитой личности, обучение ребенка с опорой на его интересы, увлечения. Способы и формы познания окружающего мира он выбирает сам, а задача педагога заключается в помощи и пробуждении интереса к освоению новых знаний. Благодаря изменениям в законодательстве были приняты альтернативные системы обучения, которыми стали дистанционное и семейное образование. Его суть заключается в изучении школьной программы вне школы по удобному для ученика графику.
Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку. Семейное обучение подойдет:
- одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
- детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
- учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
- детям, не переносящим большое скопление людей;
- ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
- творческим личностям, не приемлющим строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.
Семейная форма обучения станет хорошим выходом, если ученик столкнулся в школе с неразрешимой конфликтной ситуацией или в образовательном учреждении низкий уровень компетенции преподавательского состава.
Положительные моменты семейного образования
Уход от традиционной формы обучения приносит ряд ощутимых преимуществ. При такой форме получения образования появляется возможность уделять больше времени тем предметам, которые вызывают повышенный интерес, изучать их, более глубоко погружаясь в тему. Выбор уровня ежедневной нагрузки, плавающее расписание, проведение занятий в комфортном темпе тоже относятся к несомненным преимуществам. Можно вводить в программу семейного образования предметы, не числящиеся в перечне обязательных для определенного класса, например, астрономию, начертательную геометрию.
Спокойная доброжелательная атмосфера, искренний интерес родителей к успехам своего ребенка создают благодатную среду для возникновения желания к занятиям. Важным моментом становится свободная форма проведения уроков с использованием современных технических, информационных возможностей.
Недостатки семейного образования
Они обязательно присутствуют в любой форме образования. Рано или поздно возникают следующие ситуации:
- недостаток общения со сверстниками в рабочей обстановке провоцирует потерю некоторых коммуникативных навыков;
- отсутствие конкуренции лишает учащегося дополнительного стимула в обучении;
- свобода приводит к неумению работать по заданным параметрам;
- для родителей значительно увеличивается ответственность за качество образования ребенка.
Семейное обучение ребенка требует от родителей огромного желания помочь ему, готовности преодолевать возникающие проблемы, разногласия по поводу учебы, большого количества свободного времени.
Законодательные тонкости и требования к качеству обучения
Перейти на семейное образование в 2019 можно с любого класса. Для этого достаточно посетить директора школы, в которой числится ребенок, и заключить договор. В нем подробно оговаривается объем знаний за год, сроки аттестации, форма ее проведения, рекомендуются учебные, методические материалы для получения образования. Администрация учреждения имеет право отказать родителям в переводе ребенка на семейную форму обучения, ссылаясь на устав. В таком случае придется найти другую школу, которая будет согласна на предоставление права семейного образования и перенести документы на ребенка туда.
Школа предоставляет учебники, пособия, проводит оценку объема, качества знаний учащегося в соответствии с требованиями ФГОС. По окончании обучения и успешном прохождении итоговой аттестации обучающемуся выдается аттестат об образовании государственного образца. Если понятно, что такая форма обучения не подходит, то ученик вправе вернуться в школу в любой момент.
Образовательные программы
Для каждого предмета разработана рабочая программа. Она включает перечень тем, которые необходимо освоить за год, рекомендованную форму работы, список дидактического материала, понятий и терминов, изучаемых в рамках этой темы. Также дается количество часов на освоение и закрепление материала. При семейном обучении допускается более интенсивное изучение материала, чем при традиционном образовании, но объем знаний у учащегося при аттестации не должен быть меньше, чем в программе.
Основным принципом успешного образования является непрерывность и преемственность. Это значит, что осваивать премудрости предмета следует постепенно, соблюдая принцип усложнения. Например, не зная, чем отличается море от океана, учащийся вряд ли правильно ответит на вопрос, сколько океанов на планете. Можно менять темы местами, если они не нарушают общую логику обучения.
Родители имеют право заявить, что ребенок изучил за год материал 2 лет обучения, тогда при промежуточной или годовой аттестации учащийся должен это подтвердить, выполнив задания соответствующего уровня.
Формы проведения занятий и контроля
В традиционной системе образования применяются различные типы уроков:
- освоение новых знаний,
- закрепление,
- повторение,
- систематизация и обобщение,
- контроль знаний,
- комбинированный.
В чистом виде эта классификация не применяется. Каждый урок имеет комбинированный вид, но большая часть времени уделяется указанному этапу. Для разнообразия и смены деятельности используются формы лекций, бесед, практикумов, дискуссий, конкурсов, викторин. Очень интересным видом обучения становятся исследования и проектные работы. Они носят продолжительный характер, могут растягиваться на несколько занятий или даже месяцев, постоянно обогащаясь новым материалом.
Великолепным подспорьем в образовании станут виртуальные экскурсии. Вряд ли есть возможность ежедневно посещать музеи и выставочные центры разных стран лично, но посмотреть-то хочется. Тем более, что после таких экскурсий у ребенка появляется масса новых вопросов, которые стимулируют поиск информации и более глубокое проникновение в суть изучаемой темы.
Контролировать усвоение знаний ребенком обязательно. Самыми распространенными формами становятся контрольные работы, тесты, устные опросы. После каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности. Это важно, особенно для учащихся, заканчивающих освоение основной программы и планирующих получить образование в вузе.
Для поступления на определенные факультеты требуется не базовое, а углубленное знание предмета, поэтому придется на ГИА выполнять задания повышенной сложности, чтобы набрать необходимое количество баллов. К этому лучше готовиться заранее, результаты тестов покажут, где остались недоработки.
Олимпиады и конкурсы
Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.
Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.
За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.
Организация образовательного процесса
Человек, независимо от возраста, старается избегать лишних усилий. Для выполнения заданий и получения образования требуется проявить силу воли. Если события имеют закономерность, то вырабатывается привычка приступать к определенному виду работы. Поэтому первым пунктом в организации занятий на семейном обучении станет составление расписания. Жестко регламентировать время занятий не нужно. Если ребенку лучше думается и работается во второй половине дня, то можно пойти на компромисс, оговорить количество времени на выполнение практических заданий по предмету или объем изученного материала.
У учащегося должно быть отдельное учебное помещение или приспособленная для этого часть комнаты. Там устанавливается письменный стол, удобный стул или компьютерное кресло. На рабочем месте должно быть светло, свободно от лишних предметов, отвлекающих внимание. На время занятий выключается телевизор, убираются ненужные гаджеты, компьютер при необходимости настраивается на обучающее видео. В зоне досягаемости располагаются учебные пособия, тетради, канцелярские принадлежности.
Результаты
Семейное образование стимулирует развитие у ребенка самостоятельности, ответственности, личных взглядов на рассматриваемый вопрос. Формируется нестандартность мышления, оригинальные подходы к выполнению поставленной задачи. Обучение основано на постоянно поддерживаемом интересе к процессу познания, развитие не затормаживается необходимостью подождать отстающих. Ученик устанавливает для себя личный режим, скорость работы.
Мнение учеников о переходе на семейное обучение
В нашей группе ВКонтакте мы провели опрос, где спросили наших учеников о причинах перехода из обычной школы в Домашнюю школу «ИнтернетУрок».
Мнения родителей о семейном обучении ребенка
Все люди разные, поэтому ищут различные пути реализации своих планов, идей, задач. Это в полной мере относится к семейному обучению. Если ребенок стремится к познанию, ему тесно в рамках традиционной системы, то стоит задуматься об индивидуальной программе. Но когда родители надеются, что с переходом на другую систему образования они избавятся от множества проблем, то они глубоко заблуждаются. Действовать нужно только в интересах ребенка, учитывать, что при семейном обучении хлопоты только увеличатся, но результаты будут того стоить.
Мнения родителей разделились: кто-то ссылается на давние традиции в образовании в царской России, кому-то идея совершенно не нравится. Сторонники утверждают, что у ребенка появится возможность стать более счастливым, реализовать свой потенциал, всесторонне раскрыться, научиться принимать решения и отвечать за их последствия, смело смотреть в будущее.
Противники семейного образования указывают на потерю навыка работать в коллективе, находить компромиссы. Говорят о трудности прохождения ЕГЭ и ОГЭ, стрессе от непривычной обстановки ни сдаче итоговых экзаменов. Спорить бесполезно, для каждого самым весомым аргументом станет личный опыт. Система имеет очевидные плюсы и минусы, рассматривать их нужно в применении к конкретному ученику, его способности самостоятельно изучать предметы, состоянии здоровья, степени загруженности, обстановки в семье.
Для успешной организации семейного обучения в школе нужно сообща обсудить все стороны этого шага, посоветоваться с ребенком о том, как лучше распределить время, что нужно для результативной работы, каким образом составить расписание, когда ему удобнее приступать к занятиям, чем заняться в свободное время.
При индивидуальном графике обучения существенно сокращается время, поскольку ребенок идет в своем темпе. Обычно хватает 2 - 2, 5 часов интенсивных занятий для успешного освоения обязательного объема программы образования и еще остается немного на разбор интересующих вопросов. Остальная часть дня посвящается другим важным делам или развлечениям, общению, прогулкам.
Интересный опыт семейного обучения описан в подробностях на многих сайтах, но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому универсальных методик не существует, у родителей возникают свои нестандартные вопросы и ситуации. Семейное обучение подходит не всем, но если принято решение перевести ребенка на такую форму образования, то стоит четко осознавать, какие преимущества она даст в будущем.