Образование: дома или в школе?
Как обезопасить своего ребенка от пагубного влияния агрессивного мира и дать надлежащее среднее образование, не упустив при этом нравственное становление, задумываются многие православные родители. Православные гимназии есть не везде, да и обучение в них порой оказывается слишком затратным, особенно для многодетной семьи. В этом году повысился интерес родителей к семейному обучению с возможностью использования современных технологий. В онлайн-школах стало в три раза больше учеников, в том числе из православных семей.
Уроки в интернете
Как у старосты общины, которую принято считать консервативной, у меня неоднократно возникали мысли об открытии своей приходской школы. Благо, образовательный центр мы уже начинали создавать, обдумывали возможности субсидирования обучения из бюджета, планировали источники финансирования… Сказать честно, для маленького прихода столь амбициозная задача на данном этапе оказалась неподъемной. Несмотря на то, что моя жизнь тесно связана с интернетом, к мыслям о возможности организации учебного процесса детей из дома я пришел не так давно.
Пожалуй, в варианте семейного обучения сильнее всего родителя пугает прежде всего то, что мы привыкли называть «социализацией», вернее, риск ее отсутствия. Какими бы консерваторами мы себя ни считали, наша жизнь протекает в городах и крупных населенных пунктах с нормальной инфраструктурой, комфортной жизнью, в окружении неоновых вывесок и быстро меняющегося мира, за которым мы, честно сказать, всё же пытаемся успевать. Мы когда-то учились в самой обычной средней школе, мечтали вырваться из ее объятий, повзрослев, укрепились во мнении, что детей нам обязательно нужно уберечь от дурного воздействия образовательного учреждения. Но вот забирать детей из школы… В голове выстраивается цепочка страхов, заставляющая выбросить эти мысли из головы или оставить в сознании на уровне идеалистичной мечты. Между тем мир быстро меняется, традиционная система образования за этими изменениями не поспевает, а у детей, хотим мы того или нет, в этой системе снижаются возможности к здоровому духовному, интеллектуальному и творческому развитию.
«Дурные сообщества развращают добрые нравы»
Пожалуй, эти евангельские слова для верующего родителя будут являться главным основанием при постановке вопроса о выборе формы обучения. Когда мы отдаем ребенка в школу, мы его буквально передаем на несколько часов в стены, о подробностях творящегося за которыми ничего не знаем. Слова о том, что чадо, если его надлежащим образом воспитывают родители, не свяжется с дурной компанией и не попадет в историю, служат орудием самоуспокоения до первого печального случая. Ребенка-христианина, может, и минуют многие негативные моменты, а вот правило «вода камень точит» еще никто не отменял. Среда, как ни крути, сильно влияет на человека, тем более маленького, формирующегося, впитывающего всё как губка. «Научиться плохому» можно совершенно незаметно, достаточно за этим регулярно наблюдать, чтобы отклонение стало нормой и, не дай Бог, привычкой.
Одноклассники совершенно по-разному могут влиять и на успеваемость: отвлекать, мешать слушать на уроках и (в случаях со злостными хулиганами) психологически воздействовать на ребенка, что совершенно очевидно скажется и на внутреннем состоянии, и на успеваемости, и вообще на качестве жизни. Не последнюю роль играют учителя, приятно это кому-то слышать или нет, выстраивающие вертикаль взаимоотношений с классом в авторитарной плоскости. Личность педагога играет не последнюю роль в усвоении материала и в целом влияет на отношение школьника к процессу обучения.
Как это выглядит?
Если учить ребенка дома, то у родителя резонно возникают опасения о собственной компетентности. Вряд ли большинство из нас были полиглотами, и если одна группа предметов давалась запросто, с другой непременно были сложности. Здесь и встает выбор: взять на себя педагогическое бремя или же подключить специалистов? Наверное, большинство все-таки выберет последнее. Связываешься с педагогом в удобное для себя и ребенка время, и урок начался. Кстати, онлайн-образование имеет еще одну простую, но отсутствующую в традиционной школе особенность: непонятую тему можно бесконечное количество раз пересматривать в записи, вникнуть самому и помочь разобраться ребенку.
Стены нашего дома, дух семьи однозначно положительно влияют как на нас, так и на наших детей. Школьного невроза нет. И именно этот фактор влияет на усвоение материала. Снижается количество раздражителей – меняется и отношение к учебе. Сам подход к программе совсем другой, когда можно планировать не только расписание, но и нагрузку – пройти курс физики за несколько недель, если к нему ребенок проявляет интерес. И здесь происходит ключевая перемена: детей не нужно заставлять учиться, у них появляется желание, таинственная сила человека, позволяющая сворачивать горы.
Не из-под палки, а с удовольствием
«Если внутри ребенка селится чувство неприятия к чему-то, то никакие кнуты из него этого не выбьют, а только усилят противодействие».
Принцип кнута и пряника, пожалуй, всегда будет иметь место в воспитании, однако превратное понимание и перегибы к хорошему не приведут. Если внутри ребенка селится чувство неприятия к чему-то – например, к конкретному школьному предмету, учебе или даже самому институту школы – никакие «кнуты» из него этого не выбьют, а только усилят противодействие. Надо сделать так, чтобы дети получали от образовательного процесса удовольствие. Вспоминаю школу: каким замечательным было чувство понимания темы, задачи, пути решения, принципа во время урока. Эта вспышка буквально заставляла двигаться вперед, особенно по предметам, мною не любимым. А бывало и наоборот: не понял, а класс уже двинулся дальше. Интерес потерян, за ней и нить логики, начинает разверзаться бездна непонимания. А класс, ведомый учителем в очередной сорокаминутке урока, уже ушел вперед. Знакомо?
В уюте дома, с возможностью всегда вернуться к непонятому материалу, в случае с онлайн-обучением – обязательно и хорошим педагогом (а в вашей школе по каждому предмету учителя могут быть совсем разными) – ребенку явно будет легче усваивать знания.
А как же общение? У православных родителей – людей, как правило, активных – не должен стоять такой вопрос. Во-первых, у нас есть наш приход, воскресная школа, наши друзья. У них тоже есть дети. Вообще православный социум, как бы его ни ругали, существует. И обычно внутри него активно развиваются и детские проекты. Во-вторых, ребенок на домашнем обучении имеет больше сил для посещения секций – и там у него обязательно будет общение. В-третьих – это улица. На самом деле современную школу нельзя назвать местом социализации. Перемены по 5-10 минут? А найти друзей можно и в других местах.
Против искушений – современные технологии
Священник Валерий Загорцев из Московской области перевел на семейное обучение своих детей. Познакомиться с современной системой образования, по словам батюшки, ему очень хорошо удалось во время учебы в школе старшей дочери. После этого священник принял твердое решение взять на себя полную ответственность за обучение детей.
«Причин ухода из школы несколько: во-первых – нежелательная «социализация» (для нас это отрицательный фактор), во-вторых – полнейшая бестолковость школьной программы и методик обучения. Православные школы, к сожалению, или страдают теми же проблемами (хоть и в меньшей степени), или недоступны по географии и финансовым возможностям», – рассказывает отец Валерий.
Дочери 16 и 14 лет обучаются вшколе образовательного проекта «ИнтернетУрок», где есть видеоуроки, тесты, тренажеры по всем школьным предметам, 12-летний сын пока получает образование «оффлайн». Минусов в семейном образовании священник не видит:
«Самый главный плюс, помимо возможности свободно строить свой день и использовать наиболее эффективные методы обучения, в том, что дети учатся не за оценку, а для знаний. Такая мотивированность и способность к самостоятельной работе просто недостижимы в обычной школе. При этом полное отсутствие негативных школьных факторов».
За социализацию детей отец Валерий не боится: дети ведь живут не на острове, и общения со сверстниками им хватает. Результатами обучения детей отец доволен. Промежуточная аттестация сдается на «отлично» и «хорошо», средняя дочка сдала ОГЭ на «5 5 5 4», готовилась как раз в онлайн-школе.
Возможность удаленного обучения священник считает настоящим подарком. С современными искушениями помогают бороться… современные технологии. На выходе – хорошо образованные дети, умеющие самостоятельно мыслить, работать без палки, свободные от многих стереотипов и стадного мировоззрения.
Перспективы домашнего образования
Homeschooling (от английского «домашнее обучение») набирает популярность как в России, так и в мире. Такова тенденция. Проблема современного среднего образования – в отсутствии воспитательной составляющей, а ведь, по словам святых отцов, образованный человек без нравственного стержня похож на сундук, набитый умными книгами. Кроме того, нравственность ребенка формируется не только в семье, но и в той среде, в которой он регулярно вращается. В школе, например.
Развитие технологий уже в ближайшем будущем может существенно изменить и саму систему образования. Но пока прогресса в реформах не наблюдается, родители прибегают к семейному обучению, чаще всего при поддержке опытных учителей интернет-школ. Родитель несет ответственность за собственного ребенка, потому выбор оптимальной образовательной модели всегда стоит за ним. А воспитательной – и подавно.
В России среди православных христиан семейное обучение становится всё более популярным, и для качественного наполнения учебного процесса, конечно же, приходится дистанционного подключать педагогов онлайн-школ. Будущее семьи, рода, народа и страны лежит в плоскости подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Завтрашнюю реальность будут строить именно они. И ответственность за это лежит на нас. На родителях.