Назад
views 4 373
calendar 17 ноября 2019

Здесь нам позволили быть собой

Здесь нам позволили быть собой
О конфликтах в школе и о том, что общего у яхтинга, программирования, рэпа и философии

Согласитесь, странно, когда парень, который пишет рэп, играет на сцене и занимается яхтингом, вынужден уходить из школы из-за конфликтов с учителями и одноклассниками. Десятиклассник Святослав учится в Домашней школе «ИнтернетУрок» третий год, а его мама – режиссёр-педагог и преподаёт в театральной школе.

Мама (Елена): Сын сказал: «Ты меня туда привела, ты и забери меня оттуда. Я не хочу учиться в школе». И мы пошли ему навстречу.

Корр.: Святослав, почему захотелось уйти из школы?

Святослав: Я как-то не нашёл общего языка с классом и учителями. С успеваемостью сложностей не было, но оценки не радовали, потому что обстановка была ужасной. Так я отучился шесть классов и ушёл сначала просто на семейное обучение. Приходил в школу в конце года сдавать экзамены. Потом мы нашли «ИнтернетУрок».

Корр.: Елена, у старших детей тоже были конфликты в школе?

Елена: Три старшие девочки учились в гимназии, и им там всё очень легко давалось. Сын тоже охотно общается с людьми, играет в спектаклях и с первого класса сам договаривался с учителями о репетиторстве. Он занимается яхтингом, и я видела его на гонках в шторм – это было круто. К нему подходят детки, и он с удовольствием делится своей радостью и умениями. Думаю, что в школе нам просто не повезло – мы попали немножко не в свою среду.

При этом хочу отметить, что да, у нас были проблемы, в том числе с учителями. Но и помогали те же учителя из тех же школ. Большое им спасибо за это, потому что где-то ошибки исправляются, где-то приходит помощь.

Корр.: Святослав, ты занимаешься в Домашней школе «ИнтернетУрок» третий год. Трудно учиться?

Святослав: Такое ощущение, что в десятом классе произошёл какой-то рывок и учиться стало значительно сложнее. Даже неожиданно было, но интересно. Задания стали серьёзнее. История, обществознание были всегда легкими предметами, а сейчас они стали самыми сложными для меня. Химию и математику легче сделать.

Корр.: Есть ли у тебя сейчас конфликты с учителями или с куратором?

Святослав: Конфликтов с учителями давно нет. Причём не только из «ИнтернетУрок». Первого сентября я подарил цветы своей учительнице математики, у которой учился раньше. Мы поддерживаем с ней тёплые отношения. В Домашней школе мы много общаемся с куратором. В том числе спорим и высказываем свои пожелания относительно того, что нам хотелось бы поправить.

Например, раньше часто бывало, что вопросы домашнего задания не соответствовали материалу, который был на уроке. Возможно, в этом есть и свои плюсы, потому что в интернете нужно поискать ответ, но когда этого слишком много, то это изматывает. Сейчас таких нестыковок стало значительно меньше.

Елена: Образование в Домашней школе «ИнтернетУрок» для нас началось стихийно. Мне про неё написала подруга, и мы решили попробовать. Далеко не всё было так, как нам хотелось, но мы решили не гулять по сайтам, а довериться. И я не жалею. Я благодарна и школе, и куратору. Здесь нам действительно позволили быть самими собой. Для нас очень важна эта свобода.

К сожалению, конфликты в школе для учащихся не редкость. И не все родители имеют время и желание разбираться в их причинах. Итогом становится обида ребёнка на учителей и на весь мир.

Корр.: Елена, Вы, как педагог, пытались разобраться в причинах конфликтов и помочь сыну найти понимание хотя бы с учителями?

Елена: У меня была возможность поработать с педагогическими практиками и есть интересные открытия. Как философ, я искала, каким образом сделать так, чтобы сын не противопоставил себя миру и не ушёл в себя, видя вокруг непонимание и несправедливость. Чтобы верил учителю. Для этого я приглашала преподавателя, с которым возник конфликт, в качестве репетитора. Сын видел педагога с другой стороны, и она открывала его заново и становилась другом, который рядом.

Или были ситуации, когда два потрясающих учителя пошли навстречу и я была третьим человеком на их занятиях. Я видела, как реагирует мой мальчик – понимает что-либо неправильно и замыкается. Тогда я говорила: «Извините…». И объясняла сыну, что учитель хотел сказать, и сын снова включался в занятие. Или наоборот, объясняла учителю логику сына, когда у него не получалось передать своё понимание словами. То есть оказывала необходимую помощь в момент бешеного стресса ребёнка. Я благодарна своим коллегам, что они меня услышали. После этого Святослав влюбился в английский и у потрясающе жёсткого, но классного педагога получил сначала тройку, потом твёрдую четвёрку. А учитель математики после наших совместных занятий стала сама его выводить на более высокий уровень и показала просто чудеса его работоспособности. Она давала ему много контрольных на дом, а он щёлкал их как орешки за полчаса.

Нестандартные подходы всегда нужны. Я не только использовала методики известных педагогов, но и синтезировала их на основе опыта актёрской и режиссёрской работы. А когда я принимаю детей на обучение в театральную школу, то всегда говорю: «Я не ребёнка принимаю, а семью. Мне интересно, чем вы живёте. Исходя из этого, я предлагаю что-то своё. Это нужно, чтобы рёбенок “отправился в свободный полёт”».

Корр.: Святослав, у тебя есть три старшие сестры. Мешает ли общению разница в возрасте и есть ли общие интересы?

Святослав: Нас объединяет творчество. Мы снимаем спектакли и короткометражные фильмы. Пишем сценарии и выступаем в качестве актёров. Наша мама – режиссёр, и есть возможность учиться. Сыграв определённые роли, можно вскрыть некоторые проблемы.

Корр.: Какие проблемы тебе удалось решить, участвуя в постановках?

Святослав: Это даёт разнообразие в жизни. Потому что роль нужно не сыграть, а прожить. Только тогда то, что ты делаешь на сцене, будет естественным. Когда пытаешься сделать что-то большее, чем ты являешься, то получается очень нелепо.

Корр.: Ты имеешь в виду, когда пытаешься показать больше в роли своего героя?

Елена: Показывать – это уровень плохой самодеятельности. Он именно действует. Не случайно говорят: «Принять участие в действе». Это внутренняя интенция на уровне видения и мыслей. Можно сказать, что происходит психохимическое точное действие.

Профессионализм от самодеятельности отличается точностью и качеством, и он должен быть во всём. Это мировоззрение, которое я стараюсь передать дома и даже маленьким детям, в театральной школе.

Корр.: Не тяжеловато ли это для детей? Не будут ли сковывать их игру на сцене столь высокие требования?

Елена: Это разные вещи. Чтобы роль давалась легче, нужно доверять актёру и создавать такую атмосферу, когда он будет раскован, станет хулиганить и творить сходу. Это происходит на уровне интуиции и тонких струн подсознания. Так работать очень интересно и очень помогает, когда нужно всё снять и сыграть очень быстро.

Корр.: Святослав, хочешь ли ты стать актёром или режиссёром во взрослой жизни?

Святослав: Не в качестве основной деятельности. Я собираюсь получить профессию программиста.

Корр.: Неожиданно... Откуда такие предпочтения?

Святослав (смеётся): Да, я довольно разносторонний. Считаю, что раз есть возможность, то нужно пробовать разные направления деятельности. Мой отец – программист, и он многому меня научил. У него есть источники качественной информации, по которым он учился и по которым обучаюсь я. С его помощью я делаю компьютерную игру, и это мой первый собственный проект.

Корр.: Какие школьные предметы тебе помогают? Какие нравятся?

Святослав: Мне всегда нравились история и обществознание. История помогает в жизни. Я анализирую информацию и делаю выводы. Какие-то разделы вызывают конкретный интерес. Например, средневековье. Я пишу книгу в жанре фэнтези. Там свой оригинальный мир со своими законами. Время действия – средневековье.

Корр.: Как написание книги перекликается с программированием?

Святослав: Все это взаимосвязано. Я напишу книгу, потом сделаю по ней компьютерную игру, а далее могу снять сериал. Возможность работать в разных сферах – это же здорово!

Корр.: Предусматривает ли твоё разностороннее развитие какие-то спортивные увлечения?

Святослав: У нас есть яхт-клуб. Название города – Озёрск – говорит само за себя. Тут есть три больших озера, и я занимаюсь яхтингом. Участвовал в соревнованиях и уже выигрывал гонки. Весной буду сдавать на права второй категории – смогу водить серьёзные яхты.

Еще я занимаюсь конструированием. Из картона и пластика собираю крупные модели – макеты автомобилей. Это инсталляции чисто для себя. Но зимой я буду делать настоящую яхту. Своими руками из подручных материалов.

Корр.: Что считаешь главным в жизни?

Святослав: Главное – это заниматься творчеством и делать дело, которое нравится. Конечно же, это дело должно позволять достойно жить, то есть приносить нормальные деньги. Еще очень важно – найти свою команду, настоящих друзей и девушку.

Елена: Сын придумал интересный образ мечты: «Ветер, волны, а я иду на яхте навстречу бурям и молниям. И парус развивается трехцветным триколором нашей родины!»

Корр.: А как же программирование?

Елена: Программирование – это по сути синтез всех искусств. Это чистое пространство, в котором ты из какой-то дискретной точки задаёшь функции и прописываешь их свойства. Постепенно из этих функций и алгоритмов возникает действие. Это тоже творчество. А по жизни нужно идти как этот парусник. Таково мировоззрение сына.

Корр.: Елена, спасибо за полезный опыт. Что пожелаете другим родителям?

Елена: Обязательно нужно верить в своего ребёнка. Если в него что-то заложено, то это никуда не денется. Известный педагог и тонкий психолог Амонашвили говорит, что дети – это зёрнышки, которые прорастают по-разному. Помогайте им в этом.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru