Итоговое сочинение: что нового и как подготовиться на «пятёрку»
Итоговое сочинение — это обязательная письменная работа по литературе. Без неё 11-классников и экстернов не допустят к единому государственному экзамену. К тому же результаты сочинения учитывают при поступлении некоторые вузы.
Для допуска к ЕГЭ достаточно набрать проходные 3 балла, то есть получить «зачёт» по трём критериям, которые обсудим в статье. Более высокий балл понадобится для поступления на творческие направления, например факультеты филологии и журналистики. В этой статье разберёмся, как получить максимум баллов за итоговое сочинение.
Из чего состоит итоговое сочинение
Школьники пишут итоговое сочинение по темам 2014–2022 годов. Эти темы есть в открытом доступе. Но их больше 600. Кажется, подготовить каждую нереально. К тому же раньше ФИПИ публиковал направления заранее, а сегодня школьнику может попасться абсолютно любое из скрытых заданий обширных разделов:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.
3. Природа и культура в жизни человека.
Как проходит итоговое сочинение
В день итогового сочинения важно прийти в класс заранее, ведь именно за 15 минут до начала экзамена на сайте ФИПИ появятся 6 тем сочинений. Перед вами положат бланк с заданиями на выбор: по два для каждого направления. В бланк нужно будет вписать персональную информацию и номер темы, которую выберете. Дальше начинаем писать сочинение на черновик. На выполнение всей работы будет 3 часа 55 минут.
Какие критерии важны для успешной сдачи сочинения
Максимальное количество слов в сочинении не ограничено, но учителя рекомендуют составлять тексты объёмом около 350 слов. Такую работу реально проверить на ошибки и нарушения в логике рассуждения.
ВАЖНО! Если в сочинении менее 250 слов, его не засчитают, а выпускник не будет допущен к сдаче ЕГЭ.
Кроме того, итоговое сочинение оценивают по важным критериям:
ВАЖНО! Ключевые задачи — справиться с тремя критериями: К1, К2 и ещё с одним из оставшихся. Тогда зачёт и допуск к единому экзамену будут в кармане.
Как подготовиться к итоговому сочинению
Суть итогового сочинения — в проверке логических и речевых навыков, а также способности выстроить сильную аргументацию с помощью литературных или других произведений. Сложнее всего в итоговом сочинении приводить аргументы. В стрессовых условиях иногда забываешь, чем проиллюстрировать тезис. Именно поэтому важно подготовиться заранее.
Составить план по направлениям
Для начала знакомимся с разделами из открытого банка ФИПИ. А дальше подбираем по 2–3 аргумента к каждому.
Чтобы сократить время подготовки, лучше искать универсальные примеры для разных тем. Это необязательно объёмные книги, как «Война и мир», хотя избегать таких примеров точно не стоит. Однако полезным может оказаться и пятистраничный рассказ Паустовского «Телеграмма», который совмещает в себе микротемы о материнской любви, связи детей с родителями, оторванности современного человека от его корней, памяти и чувстве долга.
В сочинении разрешают приводить не только литературные аргументы, но и примеры из кино, театра, живописи и исторических документов. Главное — показать, что вы не поверхностно знакомы со своим аргументом. Для этого вспомните важные детали. Любопытно, что за отсутствие цитат баллы не снимают. Достаточно вспомнить название произведения, инициалы автора, имена главных героев и нужный эпизод. Причём важно не просто пересказать, а проанализировать нужный эпизод.
Важно! Засчитываются только примеры из литературы — от древнерусской до современной и зарубежной.
Валерия Дружинина, филолог, преподаватель русского языка и литературы ИнтернетУрок:
«Чтобы подготовиться к Итоговому сочинению, рекомендую составить список произведений литературы, которые вы читали, помните и готовы освежить в памяти. Или которые готовы начать читать прямо сейчас. Потому что на чтение будет не так много времени — до ноября включительно. Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря.
Хорошо бы в запасе иметь некоторые саги. Например, подойдут «Гарри Поттер», «Властелин колец» и «Война и мир». Понятно, что эти произведения большие, и перечитать их целиком трудно. Но тут нам поможет кинематограф. «Война и мир» хороша у HBO. На удивление этот сериал ближе к тексту, чем советский. И захватывает внимание — мои ученики не могли оторваться».
Изучить банки аргументов
Для быстрой подготовки или повторения подойдут банки аргументов: Литрекон, Ctege. Info, 4ege. Если вы понимаете, что до итогового сочинения осталось несколько дней, надёжнее всего сконцентрироваться на нескольких направлениях, по которым самостоятельно сможете привести максимум примеров и доучить малую часть недостающих.
Примеры аргументов по теме «Чудо» в одном из банков аргументов:
Мало запомнить убедительные аргументы. Как их описывать в сочинении, объясняет Валерия Дружинина, которая уже 10 лет готовит школьников к экзаменам:
«В сочинении проверяется не точное знание текста, а способность его анализировать. Так что если вы не запомните все-все детали (например, как долго Андрей Болконский смотрел на дуб), это не страшно. Наша задача — научиться рассматривать текст так, чтобы даже в незначительном для всей истории фрагменте увидеть аргумент для сочинения. Главное, не допустить фактических ошибок, — то есть не придумать того, чего не было, и не напортачить с именами героев и автора.
Важно анализировать текст, а не пересказывать. На деле это работает так. Пишем тезис. В основной части обращаемся к произведению и вводим проверяющего в историю — то есть кратко рассказываем про нужный фрагмент. Например, это может звучать так: “Обратимся к серии романов Дж. Роулинг «Гарри Поттер». Главный герой 10 лет был одинок. И только попав в школу чародейства и волшебства, обрёл друзей и учителей. Гарри, Гермиона и Рон были вместе всё время и были готовы рисковать своей жизнью ради друг друга. В первой книге «Гарри Поттер и философский камень» Рон пожертвовал собой и сделал тот самый ход в шахматах, чтобы помочь Гарри пройти дальше”.
Как видите, я не пересказываю текст — не говорю, что именно делают персонажи, а объясняю их мотивацию. Так пишутся все сочинения, которые базируются на тексте. В ОГЭ и ЕГЭ тоже нужно анализировать текст. То есть следить, что делает в произведении автор, а не герой. И смотреть на события как будто бы сверху, понимать причинно-следственные связи и доказывать тезисы с помощью текста. Но не пересказывать его».
Как писать итоговое сочинение
Чтобы не ошибиться в итоговом сочинении, важно внимательно читать задание. Если оно начинается с формулировки «Как вы считаете, верно ли…», то проверяем, отвечают ли тезисы на этот вопрос. А можно схитрить — и сформулировать точку зрения в зависимости от аргументов, которые помним.
Если задание основано на противопоставлении («Добро должно быть с кулаками или без?»), то сначала выбираем точку зрения. Дальше стоит прикинуть примеры, которые могли бы привести к каждой из них. В раскрытии темы делаем акцент не только на том, что иллюстрация подтверждает тезис, но и на том, что она доказывает неубедительность противоположной мысли.
Структуру итогового сочинения разберём на тезисном примере «Почему важно уметь сострадать другому?»:
- Введение (подводка к теме):
Умение сострадать ценилось во все времена, оно важно и в современном мире. - Раскрытие темы 1 (выдвижение нашего тезиса-мысли):
Ценно уметь сострадать, потому что эта способность помогает выстроить долгие отношения с другими людьми. - Аргумент 1 (краткий экскурс + объяснение, как пример подтверждает тезис):
Пётр Гринёв подарил Пугачёву заячий тулуп, а Пугачёв через время неожиданно спас Петруше жизнь, помиловав его. Таким образом, между настолько разными героями, как бунтовщик и служащий, в результате проявления сострадания возникли отношения, построенные на взаимном человеческом уважении. Они позволили обоим героям выжить. - Раскрытие темы 2:
Важно проявлять сострадание ещё и потому, что немилосердный человек обречён на одинокое и бесцельное проживание. - Аргумент 2:
В рассказе «Старуха Изергиль» Ларра убивает одну из девушек племени, потому что та оттолкнула его. В наказание племя навсегда отвергает его. Ларра не может умереть, он получеловек, который «живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!». Так Максим Горький аллегорично показывает, что жестокость может обернуться для каждого из нас потерей связи с социумом и целей, которые порождает только общественное взаимодействие. - Вывод:
Стоит проявлять сострадание, так как крепкие человеческие отношения помогают преодолеть любые трудности и обрести цель существования.
И помните, что итоговое сочинение — это не ЕГЭ и здесь приветствуются ваши самые смелые мысли, если они подкреплены сильными аргументами.