Итоговое сочинение — 2024: как подготовиться
В 2023/24 учебном году итоговое сочинение сдаём 6 декабря. Будут ещё резервные дни: 2 февраля и 4 мая. Как и перед любым важным экзаменом, важно провести ревизию своих знаний: вспомнить требования и подготовиться к содержательной части. В этой короткой инструкции мы собрали основные требования, которые помогут подготовиться к итоговому сочинению — 2024.
Соблюдаем требования
Знание требований позволит чувствовать себя на сочинении уверенно и получить «зачёт». Прежде всего важно соблюдать два правила.
Требование к объёму сочинения
Важно, чтобы в сочинении было от 250 слов. Если визуально сочинение покажется коротким, при проверке эксперты могут посчитать слова вручную. При подсчёте будут учитываться все слова, включая служебные части речи.
Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе:
«Оптимальный объём сочинения с литературными примерами — от 300 до 400 слов. В больших текстах легко увязнуть, потерять структуру или скатиться в пересказ. Но если объём написанного недалеко ушёл от критической отметки в 250 слов, то есть риск промахнуться и получить незачёт. До сих пор помню шок моего ученика, у которого в грамотном и содержательном сочинении с хорошими примерами оказалось 248 (!) слов. Пришлось идти на пересдачу».
Требование к самостоятельности написания работы
При подготовке к написанию сочинения можно пользоваться различными источниками: банками тем и аргументов. Но на экзамене придётся работать самостоятельно.
Соответствуем критериям
Сочинение оценивают по пяти критериям:
-
соответствие теме;
-
наличие аргументов по теме;
-
композиционная стройность;
-
смысловая точность, речевое оформление;
-
грамотность.
Дмитрий Филатов, основатель и преподаватель онлайн-школы риторики и гуманитарных дисциплин, филолог:
«К счастью, изменения в итоговом сочинении, связанные с критериями оценивания, не коснулись выпускников 2024 года. Однако есть нововведение: в разделе “Природа и культура в жизни человека” появился подраздел “Язык и языковая личность”. Без изменений с прошлого года также остался процесс выбора темы на экзамене: сдающему предлагается одна из шести тем (по две из каждого раздела) на выбор, взятых из закрытого банка тем итогового сочинения, который включает в себя около 2000 тем сочинений».
Критерий 1: «Соответствие теме»
На экзамене предложат 6 тем: по две темы к каждому из трёх блоков. Вам нужно будет выбрать одну тему. Не забываем указать номер темы в бланке регистрации и потом написать саму тему в бланке ответов. При подготовке рекомендуем внимательно изучить рекомендации по трём блокам от составителей экзамена. Это позволит не уходить от темы при написании сочинения.
Какие темы будут на выбор в итоговом сочинении — 2024:
-
Темы 1 и 2 — из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
-
Темы 3 и 4 — из раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
-
Темы 5 и 6 — из раздела «Природа и культура в жизни человека».
Этот факт позволит сэкономить время при подготовке. Выбрав для себя одно направление, можно глубже рассмотреть как можно больше тем раздела, собрать внушительную базу аргументов. Это позволит изучить одно направление с разных сторон.
Важно! Соответствие теме проверяется в первом абзаце, во введении. Кроме того, стоит обратить пристальное внимание на характер формулировки темы сочинения. При раскрытии темы стоит использовать конструкции «считаю» или «думаю».
Тема сочинения может быть сформулирована как вопрос, например «Как помочь человеку обрести надежду?», «Почему гордость и гордыня — разные понятия?», «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». В таких темах требуется ответить на конкретный вопрос. Ответ будет тезисом, который необходимо указать во введении. Например, сочинение с ответом на последний вопрос можно начать так:
«Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятие отзывчивости. Я считаю, что отзывчивость — это такое качество характера человека, при котором он способен реагировать на проблемы окружающих его людей, даже если он не знает этих людей или сам очень занят. Я думаю, что поступки, совершённые во благо других людей и бескорыстно, могут говорить об отзывчивости человека».
Именно такой тезис позволит грамотно выстроить аргументацию.
Возможна и другая ситуация. В теме может быть вопрос «Каковы причины…?», «Какие поступки…?». Тогда важно назвать причины или перечислить поступки. Начинать рассуждение необходимо с объяснения ключевого понятия темы.
И третий вариант. Тема может быть сформулирована в виде афоризма. Тогда необходимо выразить согласие или несогласие с этим утверждением. Например: «Согласны ли вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?» В начале стоит раскрыть своё понимание утверждения и потом написать, согласны ли с ним и почему. Некоторые темы подразумевают рассмотрение с разных сторон. С одной стороны можно высказать одну точку зрения, а с другой — противоположную. Тогда и аргументы должны быть разными.
Критерий 2: «Наличие аргументов по теме»
Второй критерий проверяет умение выстраивать аргументацию. Помните, что в работе должно быть два аргумента. Приводить один аргумент опасно. Его могут не зачесть, тогда сочинение получит общий «незачёт». Лучше подстраховаться и написать два аргумента.
Какие аргументы можно использовать в итоговом сочинении:
-
из одного школьного произведения;
-
из произведений, которые не изучаются в школе, но хорошо известны и их достоверность не вызывает сомнений;
-
из произведений зарубежных авторов;
-
из стихотворений, поэм, поэтических пьес — если хорошо помните поэтические строки.
Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе:
«Не забудьте про стихи. Уместная цитата из Высоцкого или Виктора Цоя или басня Крылова, подтверждающая ваш тезис, сделают текст ярким и запоминающимся».
В сочинении может быть один аргумент и один контраргумент. Например, рассуждая о том, какие поступки можно назвать отзывчивыми, можно ещё во введении сказать, какие поступки нельзя считать отзывчивыми, и уже на конкретном аргументе раскрыть этот тезис.
Пересказ произведения не считается аргументом. Нужен пример фрагмента, эпизода и его анализ, например:
«В рассказе А. И. Куприна “Чудесный доктор” незнакомый человек обратил внимание на главного героя, который находился в крайне подавленном состоянии из-за возникших в жизни его семьи трудностей: потеря работы, болезнь жены и маленькой дочки, отсутствие денег на продукты и лекарства. Мужчина, внимательно выслушав Мерцалова, решается тут же ему помочь: он осматривает больную девочку, даёт им деньги на первое время. Именно такой поступок можно назвать отзывчивым, потому что мужчина проявил чуткость и стремление помочь в трудной ситуации».
Конечно, искать аргументы на итоговом сочинении сложно. Рекомендуем заранее «вооружиться» знакомыми произведениями, из которых можно брать аргументы. Для вдохновения вот наша шпаргалка.
Список универсальных произведений для аргументов в итоговом сочинении:
-
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский»;
-
Л. Н. Толстой «Война и мир»;
-
И. С. Тургенев «Отцы и дети»;
-
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
-
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»;
-
А. И. Куприн «Куст сирени», «Чудесный доктор», «Олеся», «Гранатовый браслет»;
-
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
-
А. П. Платонов «Юшка»;
-
А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»;
-
В. П. Астафьев «Царь-рыба»;
-
М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»;
-
М. А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»;
-
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»;
-
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»;
-
Р. Брэдбери «Вельд», «451 градус по Фаренгейту»;
-
О. Генри «Дары волхвов».
Критерий 3: «Композиционная стройность»
Третий критерий предполагает соблюдение построения текста-рассуждения. В сочинении обязательно должно быть абзацное членение.
Структура итогового сочинения:
-
1-й абзац — рассуждение по теме, выдвижение тезиса, переход к аргументам. Это примерно 70 слов.
-
2-й и 3-й абзацы — это аргументы, анализ конкретных эпизодов и обязательно микровыводы в конце каждого примера. По объёму два аргумента должны уместиться в 150–170 слов.
-
4-й абзац — заключение, в котором школьник ещё раз обращается к введению, вспоминая тезис. В заключении можно поразмышлять о том, что эта тема актуальная, она важна для каждого из нас.
Критерий 4: «Речевое оформление»
Четвёртый критерий оценивает разнообразие лексики и грамматических конструкций. «Незачёт» могут поставить за грубые речевые ошибки, которые затрудняют понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий 5: «Грамотность»
И последний, пятый критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» поставят при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. В работе на 250 слов допустимы 15 ошибок.
Если объём больше, то, соответственно, и допустимое количество ошибок пропорционально увеличивается. Если работа получает «зачёт» по первым трём критериям, а по 4-му и 5-му «незачёт», то вся работа получит общий «зачёт».
При несоблюдении критерия грамотности работа получит общий «незачёт», если количество ошибок будет мешать восприятию текста.
В этой инструкции мы собрали главные требования, которые необходимо учесть при подготовке к сочинению. Но успешнее всего подготовка будет идти в надёжных руках мудрых наставников. Во время занятий мы рассмотрим как можно большее количество тем, поможем грамотно строить тексты. Мы ждём вас!
Начни подготовку заранее!