Назад
views 39 161
calendar 23 октября 2021

ОГЭ по информатике: как подготовиться самостоятельно к экзамену

ОГЭ по информатике: как подготовиться самостоятельно к экзамену
contents Оглавление
Свернутьarrow
Государственная итоговая аттестация по информатике после 9 класса проходит в формате ОГЭ. Задача экзамена проверить умения учеников составлять алгоритмические конструкции и их знания об IT терминах, принципах кодирования информации, основных элементах математической логики.

Государственная итоговая аттестация по информатике после 9 класса проходит в формате ОГЭ. Задача экзамена проверить умения учеников составлять алгоритмические конструкции и их знания об IT терминах, принципах кодирования информации, основных элементах математической логики.

Структура экзамена и особенности заданий

Экзаменационный вариант по информатике содержит задания двух типов:

  1. Задания с открытой формой ответа (выполнить – записать ответ) – задания 1–10.
  2. Задания, которые необходимо выполнить на компьютере – задания 11–15.

Причём задания 11 и 12 выполняются с помощью компьютера, но ответ записывается в бланк ответов № 1. 

Номера 13–15 выполняются на компьютере, результатом выполнения данных заданий являются отдельные (для каждого задания) файлы. Имена файлов записываются в бланк ответов № 2. 

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Изменения ОГЭ по информатике в 2022 году

Согласно данным ФИПИ, изменения в КИМ ОГЭ 2022 года относительно КИМ ОГЭ 2021 года отсутствуют.

Подготовка к ОГЭ по информатике: с чего начать

К подготовке к экзамену стоит приступить не позднее начала 9 класса.

Прежде всего будет полезно ознакомиться с содержанием демонстрационного варианта, рассмотреть типы заданий, их решения и критерии оценивания. Затем решить несколько вариантов из открытых банков заданий. После чего целесообразно будет условно разделить весь объём материала на три части – «знаю и умею выполнять», «знаю, но есть некоторые затруднения», «не знаю». И далее двигаться от простого к сложному (от известного к неизвестному).

Особое внимание при подготовке следует уделить заданиям второй части.

В 11 задании в текстовом документе с помощью встроенных средств нужно найти ответ на поставленный вопрос – чаще всего это имя героя литературного произведения, фамилия или город. 

Для выполнения 12 задания нужно уметь осуществлять поиск и подсчёт количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию. 

Ответы на задания 11 и 12 записываются в бланк ответов № 1.

В 13 задании нужно выполнить одно (!) задание из двух – создать презентацию по заданным критериям или текстовый документ, содержащий текст, таблицу и формулы. Результатом служит файл – презентация или текстовый документ.

В 14 задании требуется обработать массив данных с помощью электронной таблицы – ответить на два вопроса (для этого можно использовать встроенные функции, формулы, сортировку и фильтрацию данных) и построить диаграмму. Результат выполнения сохраняется в файл.

В 15 задании предлагается выполнить одно (!) из двух заданий – составить программу для исполнителя Робота или программу на языке программирования (Бейсик, Паскаль, Питон). Если учащийся владеет языками программирования, то вполне может справиться с заданием 15.2. Если же имеются трудности, то лучше выбрать задание 15.1. В таком случае нужно внимательно прочесть пояснительную часть к данному заданию – в ней содержится вся необходимая информация о командах, выполняемых Роботом, и о правилах записи этих команд. Кроме того, программа для исполнителя Робота записывается на русском языке, что несомненно упрощает выполнение задания. 

При выполнении как первой, так и второй части работы, целесообразно контролировать время, затраченное на выполнение каждого задания и всей работы в целом.

Какой язык программирования выбрать

Заданий, связанных с программированием, в экзаменационном варианте всего 2.

В задании № 6 даётся программа, записанная на алгоритмическом языке и на 4 языках программирования – Бейсик, Паскаль, Питон и С++. Для выполнения данного задания необходимо «вручную» выполнить программу и получить результат.

В задании 15.2 не указано, на каком языке программирования записывать программу. В демонстрационном варианте в пояснении к оцениванию сказано, что «решением является программа, записанная на любом языке программирования».

Так какой же язык программирования выбрать?

Поскольку в школьных учебниках по информатике основное внимание уделяется алгоритмическому языку и языку Паскаль, то целесообразно основной упор сделать на изучение как раз этих языков. Причём сначала лучше разобрать алгоритмический язык (все команды записываются на русском языке, поэтому он более понятен для начинающих). А затем уже перейти к языку Паскаль (структура программы близка к структуре на алгоритмическом языке, а команды записываются на английском языке).

Если же ученик изучает другие языки программирования и владеет ими на высоком уровне, то для выполнения задания 15.2 он вправе выбрать любой язык программирования.

ОГЭ по обществознанию
Обществознание занимает первое место по популярности среди предметов по выбору. Если же есть желание побороться за высокий балл, то к подготовке нужно подойти серьёзно и ответственно.

План подготовки к экзамену

Каждое задание в КИМ проверяет конкретные знания и умения. Мы составили план подготовки, в котором каждый номер задания относится к определённому блоку тем, и перечислили необходимые для его выполнения навыки. 

Ссылки на наши видеоуроки помогут сориентироваться в материалах для подготовки. Можно повторить конкретные разделы или идти по ним последовательно. В списке ниже уроки расположены в порядке, удобном с точки зрения освоения программы. 

№ 1. Информация. Единицы измерения информации. Информационный объём сообщения.

Нужно уметь: Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных

№ 2. Кодирование и декодирование информации

Нужно уметь: Декодировать кодовую последовательность

№ 3. Основы математической логики

Нужно уметь: Определять истинность составного высказывания

№ 4 и № 9. Информационные модели данных, представление данных в виде таблиц

Для № 4 нужно уметь: Анализировать простейшие модели объектов, находить кратчайший путь по данным в таблице

Для № 9 нужно уметь: Анализировать информацию, представленную в виде схем

№ 7 и № 8. Коммуникационные технологии

Для № 7 нужно знать: Принципы адресации в сети Интернет

Для № 8 нужно понимать: Принципы поиска информации в Интернете

№ 10. Системы счисления

Нужно уметь: Записывать числа в различных системах счисления

№ 11 и № 12. Организация данных в памяти компьютера. Файлы и файловые структуры

Нужно владеть: Поиском информации в файлах и каталогах компьютера

Нужно уметь: Определять количество и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию

№ 13.1. Технологии мультимедиа

Нужно уметь: Создавать презентации

№ 13.2. Создание и обработка текстовых документов

Нужно уметь: Создавать текстовый документ

№ 14. Электронные таблицы

Нужно уметь: Проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы

№ 5. Учебные исполнители

Нужно уметь: Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

№ 6, № 15.1 и № 15.2. Алгоритмизация и программирование

Для № 6 нужно уметь: Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования

Для № 15.1 нужно уметь: Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (Робот)

Для № 15.2 нужно уметь: Создавать программы на универсальном языке программирования

Полезные советы по самостоятельной подготовке с нуля

Из чего складывается высокий результат?

  1. Качественная и своевременная предметная подготовка.
  2. Умение выполнять вычисления без использования калькулятора. Поскольку в бланк ответов № 1 вносятся только ответы, то вычислительная ошибка при правильном алгоритме действий может привести к неверному ответу и, как следствие, к потере баллов.
  3. Внимательность при чтении задания. Важно выделить основные моменты: что дано, что требуется сделать, как представить результат.
  4. Умение работать с бланками. В бланк ответов выписываются числа, буквы и их комбинации – каждый символ в отдельную ячейку. В информатике (как и в математике) в бланк ответов не пишутся единицы измерения.
  5. Правильное распределение времени. На весь экзамен дается 2,5 часа. В комментариях к работе рекомендуется на первую часть работы затратить 30 минут и 2 часа на практическую часть. Учащийся может самостоятельно распределять время. Однако если всё же подразумевается выполнение практической части, то на первую часть лучше отвести не более часа времени. Важное уточнение – после начала выполнения практической части работы вернуться к выполнению первой части уже нельзя.
back
Подпишитесь на нашу рассылку

Список литературы для подготовки 

В подготовке можно использовать учебники, видеоуроки в сети Интернет. 

Для отработки и закрепления материала полезно воспользоваться:

Полезно чередовать решение заданий на одну тему (блоком) и вариантов.

Демонстрационные материалы ФИПИ

Темы, по которым представлены задания в КИМ, делятся на блоки (в скобках указаны номера заданий).

  1. Единицы измерения информации, количество информации, информационный объём сообщения (1). Кодирование и декодирование информации (2). 
  2. Математическая логика (3). Системы счисления (10).
  3. Простой алгоритм для формального исполнителя (5). Выполнение программы, записанной на учебном алгоритмическом языке или на одном из языков программирования (6).
  4. Адрес файла в сети Интернет, IP-адрес (7). Поисковые запросы в сети Интернет (8).
  5. Графическое представление данных, поиск кратчайшего пути – таблицы (4), ориентированные графы (9).
  6. Работа с текстовыми документами – поиск информации (11), создание текстового документа, содержащего таблицу и формулы (13.2).
  7. Файлы и файловые структуры, имя файла, маска (12).
  8. Создание презентации по заданным параметрам (13.1).
  9. Обработка массивов данных с помощью табличного процессора, построение диаграмм (14).
  10. Практикум по программированию: разработка алгоритма для учебного исполнителя (15.1) или на языке программирования (15.2). 

Скачать демонстрационные материалы можно на официальном сайте 

Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

https://doc.fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2022/inf_9_2022.zip 

Заключение 

Выбор, как готовиться к ОГЭ по информатике, остаётся за учеником и родителями. Кому-то спокойнее заниматься с репетитором, кому-то самостоятельно. Кто-то легко воспринимает информацию на слух, кто-то нуждается в иллюстрированном конспекте.

В нашей Библиотеке видеоуроков собраны записи с профессиональными преподавателями, дающими весь важный материал развёрнуто и доступно. Подача ориентирована на учеников различного склада ума и темперамента. С такими уроками будет нетрудно пройти путь от базовой компьютерной грамотности, которой в наше время владеет каждый старшеклассник, к отличному результату экзамена.

Статья подготовлена по тематическим комментариям эксперта ОГЭ по информатике Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Анна Пронько

Эксперт по проверке работ ОГЭ по информатике

Младший консультант

Заслуженный учитель Тамани

Педагогический стаж работы 12 лет

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru