Назад
views 14 319
calendar 13 февраля 2022

ОГЭ по литературе: к чему и как готовиться

ОГЭ по литературе: к чему и как готовиться
Оглавление
Свернуть
ОГЭ – подведение итогов и завершающий этап обучения в средней школе. Рассказываем, что такое ОГЭ по литературе и как к нему подготовиться.

ОГЭ – подведение итогов и завершающий этап обучения в средней школе. В 2020–2021 учебном году из-за пандемии в правила его проведения. были введены изменения: обязательными к сдаче остались только основные предметы – русский язык и математика.

Однако некоторые ученики, не довольствуясь минимальными знаниями, добровольно сдают профильные предметы. Рассказываем, что такое ОГЭ по литературе и как к нему подготовиться.

Что такое ОГЭ

ОГЭ – основной государственный экзамен, который школьники сдают после 9 класса. Его результаты влияют на выбор дальнейшего пути: поступление в колледж или переход в 10 класс.

Кроме того, ОГЭ – это ещё и репетиция определяющего экзамена, сдаваемого по окончании старшей школы, – ЕГЭ. С помощью ОГЭ у девятиклассников есть возможность познакомиться с его форматом и психологически подготовиться.

ОГЭ по литературе принято считать сложным экзаменом, ведь каждый ответ учащийся формулирует самостоятельно. Там совершенно отсутствует тестовая часть, и выбор готового варианта невозможен. Выпускники редко выбирают эту дисциплину, хотя при качественной и продолжительной подготовке написать ОГЭ по литературе на высокий балл абсолютно реально.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Особенности проведения экзамена

Экзамен проводится таким образом, что качество знаний в равной степени могут продемонстрировать школьники всей страны. Во избежание помощи педагогов своим выпускникам последние сдают экзамен не в своих школах под контролем других учителей.

Чтобы пресечь попытки списывания, в каждом классе установлены камеры. На экзамене присутствуют 2 наблюдателя, которые помогают ученикам разобраться в правилах заполнения бланков, выдают дополнительные листы для записей ответов и черновики. Но тому, кто выполняет задания самостоятельно, бояться нечего.

ОГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Важно правильно распределить время на выполнение всех заданий и заполнение бланков ответов.

Во время экзамена по литературе ученик может использовать необходимые для ответа художественные произведения, тексты которых расположены в аудитории, на трёх партах первого ряда. В процессе сдачи экзамена школьник может сесть за одну из этих парт, выписать из книги всё, что ему нужно, вернуться на своё место и продолжить работу.

На экзамене можно пользоваться черновиками. Написанное в них не учитывается при проверке, так что нужно успеть вовремя и аккуратно перенести всё в бланки ответов.

На КИМах (контрольно-измерительных материалах) можно делать любые пометки, а вот на бланках это запрещено. Работа с какими-либо посторонними знаками может быть аннулирована даже без проверки.

Структура и критерии оценивания экзамена

Структура

ОГЭ по литературе состоит из трёх частей:

  • работа с текстом эпического, лироэпического, драматического произведения;
  • работа с текстом лирического произведения (стихотворение, басня или баллада);
  • написание сочинения.

В заданих 1.1 или 1.2. Здесь ученику нужно дать развернутый ответ на вопрос по представленному тексту. Объем ответа — 3-5 предложений

В заданиях 2.1 и 2.2 (нужно выбрать одно) нужно сопоставить приведённый фрагмент произведения с другим эпизодом того же произведения по определённому критерию в 3–5 предложениях.

В заданиях 3.1 и 3.2 (нужно выбрать одно) ученик должен ответить на вопрос по стихотворному тексту в 3–5 предложениях.

В задании 4 ученик должен сравнить и проанализировать 2 приведённых стихотворения в 5–8 предложениях.

Третья часть экзамена – написание большого сочинения.

Ученик должен выбрать одну из пяти тем 5.1–5.5 и написать по ней развёрнутое сочинение объёмом не менее 200 слов. Тему нужно раскрыть полно и аргументированно.

Критерии оценивания:

Задания 1.1, 1.2, 3.1, 3.2:

 

 

Задания 2.1. и 2.2:

 

Задание 4:

 

 

Задания 5.1–5.5:

 

 

Отдельный критерий – грамотность. Максимальный балл за него – 6.

Максимальный балл, который может получить ученик за всю работу, – 45. Система перевода баллов в оценки в ОГЭ по литературе следующая:

0–15 баллов – оценка 2.

16–26 баллов – оценка 3.

27–36 баллов – оценка 4.

37–45 баллов – оценка 5.

Больше всего баллов (13) можно получить за пятое сочинение.

back
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

План подготовки к экзамену с нуля

Подготовка к ОГЭ по литературе подразумевает не только прочтение учеником всех произведений из кодификатора, но и более глубинные знания этого предмета, умение анализировать труды писателей и поэтов.

Поэтому, начиная подготовку, лучше всего первым делом открыть демонстрационный вариант и ознакомиться с заданиями, которые предстоит выполнить.

Чтение

Чтение произведений – основа подготовки к экзамену. Параллельно рекомендуется вести читательский дневник, выписывая все важные аспекты:

  • полное имя автора;
  • год создания;
  • род литературы;
  • направление;
  • тема;
  • герои;
  • основные идеи и проблемы;
  • ключевые цитаты.

Понимание исторического контекста периода жизни автора и момента написания произведения также может помочь полноценно разобраться и воспринять ту или иную книгу.

Все произведения, включенные в кодификатор, изучаются в школе на уроках литературы. Следовательно, большинство из них ученик читает по ходу изучения школьной программы 7-9 классов. Однако, если всё же что-то пропущено, имеются пробелы или непрочитанные произведения, рекомендуется заняться их изучением.. Ведь по любому произведению из кодификатора может попасться вопрос на экзамене.

ОГЭ по английскому
ОГЭ по английскому языку структурно идентичен другим экзаменам по иностранным языкам (немецкому, французскому, испанскому) и проверяет те же языковые навыки и знания.

Сочинения

Конечно, одного прочтения книг для блестящей сдачи экзамена не хватит. Важно практиковаться писать сочинения. Это помогает набить руку и избежать синдрома белого листа на экзамене, когда непонятно, с чего начать и о чём вообще писать.

В этом случае может помочь знание шаблонных фраз, умение работать с планом и соблюдение структуры:

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.

Например, в пятом задании в основной части сочинения лучше всего выдвинуть 2–3 тезиса, чтобы полноценно раскрыть тему.

Не нужно каждый день писать по 5 и более сочинений. Достаточно будет выполнять всего 1 полный вариант экзаменационного задания в неделю в течение всего учебного года. Однако важно писать не для себя, складывая работы в стол, а отдавать их на проверку учителю, чтобы он мог отметить ошибки и подсказать, что изменить, чтобы в результате получить максимальный балл на экзамене.

При подготовке к заданиям, где необходима работа с текстами лирических произведений (3.1, 3.2, 4), рекомендуется распределить все стихотворения по темам:

  • любовь,
  • природа,
  • война,
  • поэт и общество,
  • любовь к родине и т. д.

Это поможет при анализе и сравнении.

Во всех сочинениях есть критерий оценивания аргументации. Лучшая аргументация – цитирование. Оно может быть косвенным, но приведение конкретных фраз из текста литературного произведения гарантирует максимальный балл по этому критерию.

К счастью, в отличие от ЕГЭ по литературе, в ОГЭ нет необходимости заучивать все цитаты наизусть, так как во время экзамена ученик имеет доступ ко всем произведениям. Этой возможностью однозначно нужно воспользоваться. Не стоит внедрять цитаты в каждое предложение: лучше привести по 2–3 выдержки в мини-сочинениях (задания 1–4) и по 2–3 цитаты в аргументации каждого тезиса большого сочинения (задание 5).

Дополнительная помощь

Если у ученика есть свободное время, рекомендуем качественные, снятые близко к тексту экранизации произведений. Например, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова. Это поможет лучше усвоить материал.

А при необходимости экономить время не стоит забывать про то, что любые программные школьные произведения давно присутствуют на просторах интернета в формате аудиозаписей. Чтобы их получить, достаточно лишь задать нужное наименование в поисковике. Такое «чтение» с помощью наушников доступно по дороге в школу или секцию, в транспорте или во время пробежки.

Полезно знать

На сайте ФИПИ есть самая необходимая информация для сдачи ОГЭ по литературе: кодификатор (список всех необходимых к прочтению литературных произведений), демонстрационный вариант и документ со спецификацией экзамена (структура и содержание КИМов, начисление баллов за задания).

Также при подготовке к ОГЭ можно использовать специальные учебные пособия, которые включают в себя варианты выполнения экзаменационной работы. Они продаются в книжных магазинах, в любом книжном магазине, в отделе «ОГЭ».

Преимущества обучения в «ИнтернетУроке»

Подготовиться к экзамену легко месте с Домашней школой «ИнтернетУрок». Наша библиотека содержит материалы по всем темам школьной программы 1—11 классов. Подготовиться к школьному экзамену по литературе помогут видеоуроки, конспекты, тесты, тренажёры, консультации и домашние задания. А, чтобы проще было выстраивать план подготовки, на сайте есть: :

  • расписание, в котором структурированы все предметы и темы;
  • электронный журнал оценок за домашние и контрольные работы;
  • возможность в любое время обратиться к учителю с вопросом и получить ответ в течение 15 минут.

Занятия не привязаны ни к времени, ни к месту. Каждый сам выбирает когда и из какой точки мира учиться.

Также для тех, кто не хочет отказываться от своих увлечений из-за подготовки к экзаменам, существует тариф «С зачислением». Он позволяет осваивать школьную программу онлайн, в собственном темпе и по индивидуальному расписанию. Такой формат занятий помогает:

  • учиться в своем темпе, никого не ждать и не догонять;
  • экономить время, проходить каждую тему быстрее, чем в классе или даже выбрать экстернат;
  • строить гибкий график и успевать заниматься любимым делом, отдыхать и учиться;
  • лучше усваивать материал, спрашивать и повторять столько раз, сколько это нужно конкретному ученику.

Статья подготовлена экспертом Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Елена Донецкова

Старший преподаватель по русскому языку и литературе

Эксперт ЕГЭ и ОГЭ, педагогический стаж — 28 лет

Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru