Назад
views 1 503
calendar 01 июня 2023

ОГЭ по английскому: как решить на максимум баллов

ОГЭ по английскому: как решить на максимум баллов
contents Оглавление
Свернутьarrow
Подсказки от репетитора, как подготовиться к обязательному государственному экзамену по английскому.

В нашей статье мы ответим на сложные вопросы про ОГЭ по английскому. Подскажем, когда и как начинать готовиться к ОГЭ и какие лайфхаки выручат на экзамене. 

Структура экзамена

На ОГЭ по иностранному языку проверяют все полученные за время изучения навыки:

  • аудирование (Listening);
  • чтение (Reading);
  • лексика и грамматика (Use of English);
  • письмо (Writing);
  • устная речь (Speaking).

Первые четыре модуля школьники сдают на письменном экзамене. Устная часть экзаменационной работы проходит в другой день. 

В ОГЭ используют стандартную структуру международных экзаменов по английскому языку, то есть письменный экзамен всегда начинается с аудирования. Дальнейший порядок выполнения заданий зависит только от вас. Формально в бланке заданий модули идут в том же порядке, что и в нашем перечне. Однако вы можете выполнить сначала более сложные задания, а потом перейти к более простым. Например, написать письмо сразу после аудирования — это не возбраняется. 

Длительность экзамена:

  • письменная часть — 2 часа;
  • устная часть — 15 минут.

Правила выполнения заданий

Поговорим о правилах ОГЭ, которые помогут избежать обидных ошибок. 

Читаем задание и текст

Из года в год я наблюдаю, как школьники хотят «просто» найти ответ на вопрос, не поняв, о чём текст и что именно требуется в задании. Например, при выполнении заданий по грамматике пытаются «просто» образовать глагольную форму, которая чудесным образом окажется правильной при проверке. При этом учащийся иногда не понимает, должно ли это быть сказуемое, и если да, то в каком залоге: активном или пассивном.

Друзья, открою вам правду: не получится быстрее выполнить задания, не вникнув в текст. Так разве что можно быстрее наделать ошибок. Именно поэтому вначале внимательно читаем задание и текст. И только потом отвечаем на вопросы.

Выполняем все задания

ОГЭ по английскому не про «угадывания». Если вы сомневаетесь в ответе, хуже всего — не отвечать ничего. Надёжнее выбрать вариант, который кажется наиболее подходящим. Всегда есть шанс, что он будет правильным. А вот если оставить клетку пустой, ответ точно не засчитают. 

Внимательно переносим ответы в бланк

Тщательно изучаем требования к заполнению бланков, их приводят во всех справочниках. Например, в заданиях грамматической части формы сказуемых записывают одним словом без пробелов:

Если вы сделали ошибку при переносе, запишите правильный ответ в нижней части бланка. И главное — ничего не зачёркивайте и не перечёркивайте в самом ответе.  

Пишем разборчиво

Эксперты не будут догадываться, чем буква «а» в бланке отличается от «о» или «f» от «t», и подавать апелляцию в таком случае бессмысленно. На ОГЭ не снижают оценки, если вы пишете печатными буквами, при условии что у вас разборчивый почерк. Лучше всего писать буквами из образца в бланке. 

Исправляем ошибки в устной речи

На устном экзамене ошибка не засчитывается, если школьник её исправляет. Именно поэтому, если ошиблись в произношении слова, стоит прочитать или сказать его заново. Тогда засчитают второй, правильный, вариант.

Фокусируемся на экзамене

На экзаменах проверяют не только знания правил, но и личные качества. Опасно терять настрой на экзамен из-за погоды за окном, чьего-то настроения и всего того, на что невозможно повлиять. В утро экзамена вы отвечаете только за свой результат по ОГЭ. Поэтому переключаемся на что-то другое только после того, как проверили ответы, перенесли их в бланк, сдали работу и вышли в коридор.

Рекомендации по модулю «Грамматика»

Давайте подробно обсудим задания, где в ОГЭ по английскому допускают максимум ошибок, — модуль «Грамматика». Поговорим о трёх самых сложных видах заданий в этом разделе.  

Глаголы

В заданиях, где нужно выбрать грамматическое время, я рекомендую придерживаться проверенного алгоритма:

1. Определяем функцию глагола в предложении.

1.1. Если это причастие, герундий или инфинитив, глагол может иметь окончание -ing в функции герундия или Participle I.

E.g. I enjoy_____________ (READ) fiction books

Здесь герундий, поэтому окончание -ing: reading.

1.2. Если это сказуемое, то определяем залог: активный или пассивный.

А. Если это активный залог, разбираемся: это глагол действия (drive, do) или состояния (believe, know). Глаголы состояния не употребляются во временах группы Continuous.

E.g. After all your proves and details now I_____ (believe) you.

В этом примере важно не ошибиться из-за обстоятельства времени now, которое свойственно для Continuous. Believe относится к глаголам состояния, поэтому следует употребить Present Simple: believe.

Подчёркиваю: правило действует только с глаголами. На причастия и деепричастия оно не распространяется. 

 E.g. Susan sank in the armchair______ (KNOW) that Jack would not return soon. 

Здесь мы видим две основы: Susan sank и Jack would not return. Таким образом, мы не можем образовать личную форму от глагола know. По смыслу это деепричастие, поэтому на месте пропуска используем форму knowing

В. Если это пассивный залог, то образуем его страдательную форму. В пассивном залоге не действуют разделение на глаголы действия или состояния. Их просто переводим в форму to be + Past Participle.

2. Обращаем внимание на контекст.

Нередко в текстах сочетаются повествование в прошедшем времени и прямая речь, где может встретиться настоящее время, или Conditional 1, или Conditional 2, или конструкция I wish.

E.g. He realized he __________ (have) to call the company manager and tell him that he _______ not ____ (come).

В этом примере мы понимаем, что речь о будущем времени. Глагол will использовать мы не можем, поскольку это косвенная речь в прошедшем времени. Поэтому используем форму Future in the Past в обоих случаях, то есть would с глаголами на месте пропусков: would have и would not come.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Местоимения

На ОГЭ вам предстоит отличить притяжательные местоимения и объектные местоимения. Первые стоят всегда перед существительным, вторые — после глагола или предлога. Объясню на примерах:

  1. She put a book in _____ (SHE) bag. 

Здесь местоимение стоит перед существительным, то есть выполняет функцию определения. Поэтому на месте пропуска образуем притяжательное прилагательное her.

  1. They turned to____ (he). 

В этом примере местоимение стоит после глагола с предлогом и выполняет функцию дополнения. Поэтому на месте пропуска образуем форму him

Словообразование

Для образования правильной формы слова обращайте внимание на то, рядом с какой частью речи оно стоит или к какой части речи относится:

·         существительное — после артикля или перед глаголом;

·         глагол — после существительного;

·         прилагательное — перед существительным или после глагола to be (e.g. she is beautiful);

·         наречие — после глаголов действия или состояния (e.g. he speaks loudly, he remembers his trip well). 

С глаголом to be в английском языке чаще всего употребляются прилагательные: e.g. it is sunny

Наличие противительных союзов (however, nevertheless) может указывать на необходимость употребить отрицательные приставку или суффикс.

E.g. Some adults think that teenagers spend too much time on their computers, iPods and other gadgets. However, I think that the opinion that computers are evil is ____________(FAIR). The computer is the reality of our new world and it’s silly to _____________(APPROVE) of children using it. 

В этом примере автор начинает с цитирования мнения взрослых о том, что подростки слишком много времени проводят за компьютером. С помощью наречия however он сообщает своё мнение, которое противоречит утверждению, что компьютеры — это зло. Слово в пропуске относится к opinion (мнение), отвечает на вопрос «какое?» и выполняет функцию определения. Следовательно, на месте первого пропуска добавляем отрицательную приставку un- и получаем слово unfair. Автор продолжает защищать компьютеры и объявляет, что глупо не позволять детям ими пользоваться. Отрицательная приставка нужна и на месте второго пропуска. То есть добавляем приставку dis- и получаем форму disapprove

Иногда существительные требуется поставить во множественное число. Обращайте внимание на то, в каком числе стоит сказуемое, а также на такие слова, как another (ед. ч.) и other (мн. ч.).

E.g. (SCIENCE) think that progress is beneficial for mankind. 

Здесь от слова science нужно образовать производное, которое будет выполнять функцию подлежащего. Форма сказуемого think указывает на множественное число. Поэтому используем форму scientists.

Помощники на ОГЭ по английскому

На ОГЭ по английскому языку можно брать еду и питьё в упаковке без следов вскрытия. Если требует здоровье, можно взять лекарства или специальные девайсы, например глюкометр и иголки для укола инсулина для учащихся-диабетиков. 

Два главных предмета на любом экзамене:

  • паспорт — без него вас не допустят;
  • 1–2 чёрные гелевые ручки — ручка любого другого цвета (включая синий) аннулирует даже идеальную работу.

Категорически нельзя приносить на ОГЭ по английскому:

  • электронные девайсы;
  • шпаргалки; 
  • справочники;
  • словари;
  • черновики.

Обратите внимание: дисквалифицируют тех, у кого находят запрещённые предметы во время экзамена. Именно поэтому эксперты и преподаватели рекомендуют не приносить на ОГЭ гаджеты, шпаргалки и прочую «запрещёнку». Допустим, вы принесли с собой мобильный телефон — оставьте его охране и заберите после экзамена.

А если чувствуете, что вам будет крайне нужен словарь, расслабьтесь. Обычно в кабинете, где проходит экзамен, есть языковые словари, и вы сможете воспользоваться ими при необходимости. 

Результаты ОГЭ по английскому языку

До 2023 года результат ОГЭ шёл в аттестат о неполном среднем образовании, «перекрывая» годовую оценку по предмету. Так, моя ученица в 2016 году получила «4» за год в школе и сдала ОГЭ по английскому на 61 из 68 возможных баллов. В аттестат поставили оценку «5».

Однако с 2023 года результаты ОГЭ учитываются при распределении по профильным классам, и здесь в зачёт идёт количество баллов. Для зачисления в профильный класс требуется не менее 55 баллов на экзамене.

FAQ: как идеально сдать экзамен 

И напоследок отвечу на самые частые вопросы, которые мне задают школьники и их родители про ОГЭ по иностранному языку.

Когда начинать готовиться к ОГЭ по английскому?

По своему опыту скажу, что к ОГЭ можно подготовиться в течение 9-го класса, то есть за один учебный год. В моей практике был случай, когда скромные результаты входного теста в 24 балла превратились в 65 баллов на экзамене и оценку «5». Это случилось после года занятий дважды в неделю. 

Однако я не рекомендую оставлять подготовку на последний год. Подростковый организм иногда не выдерживает стресса. Это может выражаться в болезнях, из-за которых приходится откладывать подготовку к экзаменам.

Вместо этого я рекомендую учащимся 8-го класса пройти общее тестирование. Так вы поймёте, какие навыки требуют развития. Стоит сфокусироваться именно на них. Это можно сделать самостоятельно с помощью тренажёра и обсудить результаты с преподавателем. Он подскажет, какие ресурсы и методики использовать для улучшения. Например, приглашаем в ИнтернетУрок на подготовку к ОГЭ в мини-группах до 5 человек! Этот метод работает с большинством предметов. 

ОГЭ по английскому языку — своего рода репетиция перед сдачей ЕГЭ в 11-м классе, поэтому не стоит пренебрегать подготовкой к экзамену. Наоборот, полезно приложить все усилия, чтобы в будущем быть максимально подготовленным. 

Екатерина Сирота, методист ИнтернетУрока:

«Чтобы успешно сдать ОГЭ, необходимо не только хорошо знать правила английского языка, грамматику, владеть богатым словарным запасом, но и быть знакомым со структурой самого экзамена. Несомненно, всё можно изучить самостоятельно, но только представьте, сколько времени может уйти на подготовку в данном случае. Поэтому важно, чтобы был наставник, который поможет заполнить пробелы в знаниях, поделится всеми нюансами экзамена и поддержит морально. Мы рады предложить такую помощь в нашей школе “ИнтернетУрок”! Ждём вас!»

Достаточно ли занятий в школе или с репетитором?

Изучение языка — непрерывный процесс, движение от простого к сложному. Если мы не повышаем уровень того, что читаем, слушаем, пишем и говорим, то наши навыки не развиваются. Если не узнаём и не вводим в употребление новые слова и грамматические конструкции, то теряем уверенность в правильности склонений и спряжений, путаем удачные стилистические обороты с неудачными.

Именно поэтому, даже если с вами работают самый сильный школьный педагог и лучший репетитор, всё равно важна самостоятельная работа. И это не только выполнение «домашки». Полезная концепция — читать и слушать всё, что вам интересно на английском, и стараться письменно выразить мысли и впечатления. Так вы будете постоянно расширять словарный запас и пользоваться грамматикой.

Если же в перерывах между занятиями в школе и с репетитором вы не занимаетесь языком, то, скорее всего, перед сдачей ОГЭ придётся начинать подготовку практически сначала.

Как спланировать подготовку к ОГЭ?

Лично я не одобряю механические «прорешивания» вариантов с открытых ресурсов. Во-первых, задания на сайтах подготовки к ОГЭ не меняют совсем или перемешивают.  А во-вторых, решение заданий ОГЭ методом угадывания «правильного» варианта — это вовсе не то, для чего проводится экзамен. Поэтому при подготовке я рекомендую вдумчиво повторить пройденные разделы грамматики. В моей практике на это обычно уходит первое полугодие, после чего можно «набивать руку» на тренажёрах. 

Если вы начали подготовку к ОГЭ в 9-м классе, то рекомендую такой план:

  • Сентябрь — январь: повторяем грамматику и правила словообразования. Работаем с тренажёром: проходим аудирование, чтение, постепенное введение модуля «Грамматика».
  • Февраль — апрель: изучаем темы устной части, отрабатываем письмо, работаем с тренажёром (полностью выполняем задания).

Таким образом, к маю школьнику нужно быть готовым к ОГЭ. Оставшееся время можно посвятить решению вариантов прошлых лет.

Вот и всё на сегодня. Желаю вам стальных нервов и наивысших баллов в ОГЭ по английскому языку!

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru