Назад
views 1 541
calendar 14 ноября 2023

ОГЭ по физике: как решить задание № 22

ОГЭ по физике: как решить задание № 22
contents Оглавление
Свернутьarrow
Шпаргалка, как получить максимальный балл
В ОГЭ по физике задание № 22 проверяет знание механических, тепловых и электромагнитных явлений. Сдать его получится у школьников, которые разобрались в физических процессах, свойствах тел, а также явлениях, в которых преимущественно используется практико-ориентированный контекст. 

Как правильно выполнять задание № 22 по физике

Задание № 22 состоит из качественной практико-ориентированной задачи повышенного уровня сложности. В некоторых вариантах — задачи с рисунком. Решение проверяет эксперт. Примерное время выполнения 8–10 минут. 

В бланке на ОГЭ по физике необходимо записать развёрнутый ответ из двух пунктов:

  1. краткий ответ на поставленный вопрос; 

  2. обоснование краткого ответа с опорой на знание законов физики и свойств, условий протекания физических явлений. 

Алгоритм, чтобы грамотно выполнить задание № 22:

1.   Внимательно прочитайте вопрос, определите раздел физики, из которого приведена задача, физическое явление, процесс, описанный в условии.

2.   Вспомните основные законы, описывающие данное явление, его отличительные признаки и закономерности протекания. Отметьте, какие изменения происходят, как будут меняться величины.

3.   Запишите на черновике вытекающий из рассуждений краткий ответ на поставленный вопрос (пункт 1).

4.   Запишите на черновике обоснование краткого ответа (пункт 2). Важно помнить: несмотря на то что задачи носят практико-ориентированный характер, при формулировке обоснования следует опираться на знание физических законов.

5.   Проверьте, соответствует ли краткий ответ, изложенный в пункте 1, объяснению, которое приведено в пункте 2 (объяснение не должно противоречить ответу).

6. Перенесите в бланк № 2: 1) краткий ответ; 2) развёрнутое, логически связанное обоснование ответа.

Как избежать популярных ошибок 

Дать правильный ответ мало. Максимальный балл поставят за идеальный ответ: правильный и грамотно обоснованный. Если что-то одно будет не совсем точным, баллы снимут. 

Распространённые ошибки 

Как избежать ошибки

Правильные рассуждения приводят к правильному ответу, но ответ сформулирован неявно (потеря 1 балла)

В объяснении чётко прописать физическое явление или протекающий физический процесс

Правильный ответ, но его обоснование не является достаточным (потеря 1 балла)

Сделать обоснование развёрнутым, но при этом чётким и логичным

Рассуждения в обосновании правильные, но ответ на вопрос неверный (потеря 2 баллов)

Проверить, соответствует ли краткий ответ, изложенный в пункте 1, объяснению в пункте 2

Сколько баллов можно получить за ответ на вопрос № 22

Максимально за задание № 22 в ОГЭ по физике можно получить 2 балла. Однако из-за неточного ответа или недостаточного обоснования могут снять баллы. Рассмотрим распространённые ошибки на примере задачи из задания № 22.

Задача: Дима рассматривает красные розы через зелёное стекло. Какого цвета будут казаться ему розы? Объясните наблюдаемое явление.

Вариант 1: без ошибок

Как решить задание 22 в ОГЭ по физике на максимум баллов

За такой ответ школьник получит максимальные 2 балла. Это правильный ответ на вопрос с достаточным обоснованием. 

Вариант 2: неявный ответ

Сколько баллов можно получить за задание 22 в ОГЭ по физике

 

За такой ответ школьник получит 1 балл. Школьник изложил рассуждения, которые приводят к правильному ответу. Но ответ сформулирован неявно.

Вариант 3:  недостаточное обоснование

За что могут снизить балл за задание 22 в ОГЭ по физике

За такой ответ школьник, скорее всего, получит 1 балл. Здесь правильный ответ, но его обоснование недостаточное. 

Вариант 4: неверный ответ

 Как оценивают задание 22 в ОГЭ по физике

За такой ответ школьник получит 0 баллов, потому что ответ неверный. 

Какие вопросы могут попасться в задании № 22 в ОГЭ по физике

А теперь разберёмся на примерах. Подскажу ответы и достаточные обоснования для каждого  варианта. 

Задание про пловца и плот 

Задача: 

По реке плывёт пловец, а рядом с ним — плот. Одинаковое ли время потребуется пловцу для того, чтобы перегнать плот на 15 м, и для того, чтобы на столько же метров отстать от него? Ответ поясните. 

Пояснение:

Это задание на относительность движения из раздела «Механические явления». Вопрос с двумя вариантами ответа: одинаковое или нет время понадобится пловцу. Именно поэтому для получения 1 балла недостаточно дать краткий верный ответ, обязательно требуется обоснование.

Задачу можно решить двумя способами в зависимости от того, относительно какой системы отсчёта рассматривать движение: берега или реки. Рассмотрим систему отсчёта, связанную с рекой, то есть такую систему, которая движется со скоростью течения реки относительно берега. Тогда плот покоится в этой системе отсчёта, и для того, чтобы отплыть от него в одну и в противоположную сторону на 15 м, пловцу понадобится одинаковое время.

Возможный ответ:

Пловцу понадобится одинаковое время. В системе отсчёта, связанной с рекой, которая движется со скоростью течения реки относительно берега (инерциальная система отсчёта), плот покоится. Тогда для того, чтобы отплыть от него в одну и в противоположную сторону на 15 м, пловцу понадобится одинаковое время. Следовательно, для того, чтобы перегнать плот на 15 м, и для того, чтобы на столько же метров отстать от него, пловцу понадобится одинаковое время.

Задание про бутылки с водой на пляже 

Задача: 

Два друга собрались на пляж. Один положил пакеты со льдом на дно сумки холодильника и на них поставил бутылки с водой, второй на дно сумки поставил бутылки с водой, а на них сверху положил пакеты со льдом. У кого из друзей вода будет наиболее охлаждённой? Ответ поясните.

Пояснение:

Это задание из раздела «Тепловые явления». Вопрос предполагает два варианта ответа: более охлаждённой вода будет там, где лёд сверху. Именно поэтому при верном кратком ответе на вопрос без приведения пояснения работа может быть оценена в 1 балл. Где лёд снизу, вода будет одинаковой температуры, поскольку степень охлаждения не зависит от положения льда. 

Необходимо вспомнить условия теплообмена между телами. Воздух, вода и лёд обладают плохой теплопроводностью, поэтому при контакте льда и воды теплообмен между ними будет незначительным. Однако в воздухе возможна теплопередача энергии потоками газа (конвекция), тёплый воздух поднимается вертикально вверх, а холодный опускается вниз. Следовательно, лёд должен быть сверху.

Возможный ответ:

Вода будет наиболее охлаждённой, если пакеты со льдом положить сверху. Воздух и вода обладают плохой теплопроводностью, поэтому теплообмен между пакетами со льдом и напитками будет незначительным. В результате конвекции энергия переносится струями жидкости или газа. Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Поэтому пакеты со льдом надо расположить сверху, тогда охлаждённый воздух будет опускаться и охлаждать бутылки с водой.

Задание про нити и гребни 

Задача:

На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Влияет ли (и если влияет, то как) на этот процесс влажность воздуха? Ответ поясните. 

 Пояснение:

Это задание из раздела «Электромагнитные явления». Вопрос с двумя вариантами ответа: влияет или нет влажность на этот процесс. Для получения 1 балла недостаточно просто привести только краткий верный ответ, обязательно требуется обоснование.

Для получения максимального балла необходимо в развёрнутом ответе указать, что влажность окружающей среды может влиять на процесс электризации. Высокая влажность может способствовать проводимости воздуха и снижать электризацию, тогда как низкая влажность может увеличивать вероятность электризации.

Возможный ответ:

Влияет. Повышенная влажность уменьшает этот процесс. Прилипание нитей объясняется электризацией посредством трения. При высокой влажности на нитях в меньшей степени накапливается (или практически не накапливается) статический заряд. Следовательно, они меньше прилипают к гребням, меньше путаются и рвутся.

Понимаем, непросто. Но не всё так безнадёжно. Идеально подготовиться к ОГЭ по физике помогают курсы по подготовке к ОГЭ ИнтернетУрока. В мини-группах до 8 человек вы вспомните нужные темы по физике и научитесь точно и ясно формулировать обоснования ответов. 

Курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Мини-группы до 5 человек. Все ключевые предметы
Начни подготовку заранее!
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru