Ментальная арифметика: развеиваем популярные мифы
Основы ментальной арифметики придумали около 5 тысяч лет назад. Метод был популярен в Древней Греции, Риме и Индии.Тогда считать учились на счётах абакус, которые в Японии называют соробан. Но это больше предыстория. В современном виде ментальная арифметика возродилась в Турции в 1993 году и уже завоевала внимание учителей и родителей в 50 странах мира. В Японии и Китае её даже включили в школьную программу.
Но мы с вами не будем слепо верить тренду, а по существу разберёмся, действительно ли ментальная арифметика учит быстро считать в уме или это просто модная блажь.
Дважды два — четыре: что такое ментальная арифметика
Ментальная арифметика — это инструмент, с помощью которого дети могут выполнять математические вычисления «в уме» без карандаша, бумаги или калькулятора.
Быстрые вычисления обещают за счёт того, что ментальная арифметика задействует оба полушария головного мозга. Напоминаем, правое в большей степени отвечает за фантазию и визуальные образы, а левое — за логику, факты и анализ. Правое полушарие «думает» изображениями, а левое — словами. Именно поэтому числовые языки обрабатывает левое полушарие.
На практике это работает так: числовая информация по нервным волокнам поступает в правое полушарие, где переводится на язык образов — мозг запоминает картинку пространственного расположения косточек на абакусе. После этого информация должна пройти весь путь обратно через мозолистое тело, чтобы человек мог выразить решённое математическими понятиями.
В каком возрасте лучше изучать ментальную арифметику
Адепты ментальной арифметики советуют начинать заниматься методом в возрасте от 4 лет. В этом возрасте детский мозг активно развивается и готов эффективно и быстро перерабатывать огромные объёмы информации.
Светлана Сергеева, психолог, телесный терапевт:
«Ментальная арифметика может быть полезна детям от 4 лет и старше. В раннем возрасте дети легко усваивают новые знания и умения, поэтому начинать изучение ментальной арифметики лучше всего в детском саду или в начальной школе. И делать это в игровой форме. Важно, чтобы обучение было интересным и не вызывало стресс. Однако если ребёнок уже старше, то он также может освоить этот метод обучения математике».
Как проходит обучение
Обычно программа обучения ментальной арифметике рассчитана на 3 года. Первое время ребёнок учится считать на пальцах, затем начинает использовать счёты и на заключительном этапе уже может визуализировать счёты в уме и считать про себя.
Первый этап
Для начала дети учатся пользоваться абакусом, соробаном или обычными деревянными либо пластиковыми счётами: считают, вычитают и выполняют более сложные математические операции по типу умножения или деления. При этом ребёнок постепенно повышает сложность. Педагог учит детей двигать пальцы строго по обозначенным функциям так, чтобы большой палец двигал косточки абакуса по направлению вверх, а указательный — вниз. В процессе ученики запоминают, сколько косточек на каждой из спиц и как они расположены.
Второй этап
Следующий этап больше задействует правое полушарие мозга. Здесь учителя тренируются вместе с детьми представлять соробан в уме, то есть переносить вычисления с физического на ментальный уровень. Они дружно считают, двигая пальцами по воображаемым счётам.
Третий этап
На финальном этапе педагоги предлагают детям отрабатывать навыки на заданиях повышенной сложности. Например, сложить или вычесть двузначные и трёхзначные числа, выполнить то же самое, параллельно читая стихотворение и выполняя физические упражнения, умножая или деля другие числа.
Светлана Сергеева, психолог, телесный терапевт:
«Один из основных приёмов ментальной арифметики — это использование ментальной карты. Это воображаемая доска, на которой ребёнок визуализирует числа и операции. С помощью ментальной карты дети могут выполнять сложные расчёты в уме быстро и точно. В процессе обучения также используют различные игры, задания и упражнения, которые помогают развивать у детей логическое мышление, память, внимание и концентрацию».
Преимущества ментальной арифметики
Согласно убеждению педагогов ментальной арифметики, эта дисциплина повышает способность детей концентрироваться, развивает логическое мышление, навык визуализировать задачи.
Образовательные центры отмечают, что после занятий ученики становятся более сосредоточенными, а также уверенными в своих силах. На школьных уроках математики дети быстрее всех решают примеры.
Недостатки ментальной математики
Однако не всё так однозначно. Актуальные исследования не дают оснований говорить о плюсах ментальной арифметики наверняка.
Психолог Дэвид Барнер на протяжении трёх лет проводил исследование когнитивных навыков детей в Индии. За три года обучения он не выявил особенных отличий учеников, которые занимались по методике ментальной арифметики, от тех, кто посещал только школьные занятия. В результате Дэвид Барнер пришёл к выводу, что навыки счёта зависят от склонностей и способностей ребёнка.
Другой индийский учёный К. Васуки провёл сомнительное исследование, которое адепты ментальной арифметики используют в своей рекламе. Собрав две группы детей в возрасте 8–12 лет по 160 человек, Васуки в течение года давал им решать тесты на концентрацию, уровень креативности, объём памяти. В итоге группа детей, обучающаяся ментальной арифметике, показывала лучшие результаты. Однако эксперимент был коммерциализирован: его оплатила компания, которая занимается обучением ментальной арифметике. А главное — в исследовании нашли процессуальные нестыковки. Например, детям из обычных школ задания с каждым разом усложняли.
Есть и другие недостатки:
-
Ментальная арифметика не отменяет классической: даже когда ребёнок научиться быстро складывать и вычитать, ему придётся учить таблицу умножения, ведь по-другому разделить одно число на другое не получится. Конечно, существуют способы не тратить время на разучивание таблицы, но они сложные. Например, чтобы умножить одно число на другое, ребёнку предстоит совершить не одно, а три действия.
-
Нет гарантии, что каждый ребёнок сможет одинаково хорошо запомнить последовательность действий при счёте и будет ориентироваться в числах, а также не решит бросить обучение на половине дороги.
-
За основу в ментальной арифметике взяты правила, которые не встретишь в учебнике математики. Если ребёнок устанет от сложных и громоздких правил и не захочет продолжать, ему придётся учиться считать заново по классическому школьному методу.
-
Ментальная арифметика приучает считать быстро, и после занятий дети склонны торопиться даже там, где нужно сконцентрироваться. Например, во время чтения. Такое поверхностное восприятие мешает уловить глубинные смыслы и проникнуться темами, требующими более внимательного подхода.
-
Даже в младших классах дети сталкиваются с задачами не только на простой арифметический счёт, но и на логику, где ментальная арифметика бессильна.
-
Выполнить программу старших классов с помощью ментальных счётов почти невозможно.
-
Счёт с помощью абакуса развивает навык устного счёта, но если взять именно этот метод приоритетом, то другие математические способности будут в стагнации. Так у ребёнка может сформироваться шаблонный подход к решению.
Сергей Шестаков, преподаватель математики:
«Многие преподаватели позиционируют ментальную арифметику как панацею от всех математических проблем. К тому же это направление у многих на слуху, и поэтому цена таких курсов бывает неоправданно высокой. Между тем это всего лишь один из методов обучения устному счёту. Ключевые слова — “один из”. Я, например, в упор не вижу никаких преимуществ абакуса по сравнению с классическими счётами. К тому же я не сторонник использовать строго один метод. На мой взгляд, эффективнее показывать разные способы.
Абакус не панацея даже для устного счёта. Важно помнить, что для изучения математики нужен не только устный счёт. Необходимо также развивать математическую логику, решать задачи, строить математические рассуждения, понимать термины и их значения. Между тем ментальная арифметика всего этого не подразумевает. В целом я не против абакуса, познакомить ребёнка с ним можно. Но только как с одним из способов обучения счёту. Чудес от него ждать не стоит. В общем и целом заниматься ментальной арифметикой лучше, чем не заниматься вообще. Однако она ни в каком смысле не заменяет занятий математикой: самостоятельных или с преподавателем».
Можно ли научить ребёнка дома
Если вам всё равно хочется обучить ребёнка модной методике, сделать это можно и самостоятельно.
Алгоритм, как научить ребёнка ментальной арифметике.
Шаг 1. Купить абакус.
Шаг 2. Объяснить ребёнку принципы счёта. Расположить абакус горизонтально и указать на разряды чисел. Каждая из спиц справа налево маркирует определённый числовой разряд: единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее.
Шаг 3. Помочь изучить несколько разрядов: от простейших к бóльшим. Когда дошкольник направляет вверх одну костяшку среди разряда единиц, он получает значение 1. Когда поднимает костяшки на спице с десятками, то работает с двузначными значениями и в зависимости от поднятого количества получает от 10 до 90.
Важно дать ребёнку время запомнить и довести до автоматизма, что большие пальцы должны поднимать костяшки, а указательные, наоборот, опускать.
Шаг 4. Показать ребёнку, как складывать однозначные числа, и постепенно усложнять задачу.
Чтобы самому детальнее разобраться с ментальной арифметикой, можно посмотреть обучающиt видео и почитать объяснения на сайтах bли в специальных пособиях. А если у вас нет на это времени, не стоит переживать. Классические уроки математики в школе точно научат ребёнка правильно считать и не потребуют дополнительных затрат по времени и финансам.