Назад
views 626
calendar 04 марта 2024

Дорогие подарки: покупать ребёнку или нет

Дорогие подарки: покупать ребёнку или нет
Фото: Soloviova Liudmyla, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Подсказки для разного возраста

Французский философ XX века Жак Деррида описывает подарок как «чистый дар» — знак искреннего внимания и привязанности, который не создаёт обязательств. Возможно, подарки, которые мы дарим своим детям, как раз и отражают эту идею философа: мы не требуем ничего взамен, не ждём ответных подарков, а просто выражаем привязанность. 

Однако не всё так просто. Задаривать детей подарками не стоит, иначе это рискует превратиться в неотъемлемую обязанность родителей. Совсем не дарить подарков тоже вредно, иначе ребёнок может решить, что он не достоин ничего хорошего. Так как же соблюсти разумный баланс и как он отличается в разном возрасте? Обсудим с психологами в этой статье. 

Дошкольники

Детей младше 6 лет обрадовать просто. Новая яркая игрушка или пакет сладостей обычно вызывают восторг, как и подарки, которые стимулируют фантазию. Для дошкольника стул может за секунду превратиться в золочёную карету, а ветка с дерева — в волшебную палочку. Важно и то, как дарят подарок. Подаркам от Деда Мороза и других вымышленных персонажей радуются именно в этом возрасте. 

Ещё одна особенность возраста — дети не всегда ценят то, чем обладают. Машинка за 10 000 рублей через три дня может быть разобрана на запчасти, потеряна или подарена другу в садике. Это нормальное поведение, ведь ребёнок воспринимает вещь как свою собственность. 

Дошкольники слабо ориентируются в календаре и плохо прогнозируют события. Им сложно осознать, почему 8 марта девочки получают подарки, а мальчики — нет, почему в Новый год дарят подарки, а на 1 Мая — нет, и почему нужно ждать дня рождения, если подарок хочется прямо сейчас. Так же сложно им понять и то, чем отличается кукла, подаренная на праздник, от купленной просто так.

Какие подарки дарить не стоит

  • Выпрошенные капризами. Если ребёнок поймёт, что истерики и нытьё — путь к подаркам, то может начать манипулировать родными. 

  • Дорогие, модные, но, по сути, ненужные. До 6 лет дети слабо представляют цену подарка. Нередко, пресытившись дорогими подарками, ребёнок может выбрать самого убогого зайца и объявить его любимой игрушкой. 

Анжелика Атоева, мама сына:

«Моему сыну Руслану 3 года. В нашем воспитании мы допустили ошибку и я хочу предостеречь других родителей: не делайте подарки чем-то каждодневным. Внесите в эти моменты значимость и ценность, Поверьте, радости долгожданный подарок принесёт намного больше, чем тонны купленных игрушек, на игры с которыми у моего сына уходит от одного часа до максимум одного дня. 

С детства Руслан ни в чём не знал нужды. Любые игрушки, подарки — всё покупалось молниеносно, максимум на следующий день. И это дало не самые позитивные плоды. Ребёнок привык, что при возвращении домой его всегда ждут подарки. Если нет, начинал их требовать. Когда ему что-то не нравится, то он может кинуть и разбить игрушку, что не окажет положительного влияния ни на игрушку, ни на бюджет родителей. 

Поэтому сейчас я поступаю иначе. Если невозможно купить дорогостоящий подарок, который хочет ребёнок, я говорю малышу: “Все вещи в нашей жизни имеют свою стоимость. Иногда, когда мы хотим получить что-то очень дорогое, мы должны построить особый план, чтобы достичь этой цели. У меня сейчас есть некоторые трудности, которые мешают мне сделать тебе такой подарок. Я понимаю, как ты хочешь им обладать и как это важно для тебя, но мы должны признать, что сейчас купить его не получится. Можно насобирать денег и купить его чуть позже, а пока можем съездить и погулять в парке”. И это работает. Важно переключить внимание ребёнка. Можно напомнить о его любимых игрушках, о которых он мог уже забыть, и создать игру. Ведь в этом возрасте важны участие и проявление заинтересованности и внимания к ребёнку, а не цена игрушки».

Про дорогие подарки детям рассказывает психолог и мама

Какие подарки дарить 

Хорошая идея — создать «капсульную коллекцию» игрушек. Принцип такой же, как с сезонной одеждой. Достаточно собрать базовый набор необходимых игрушек: конструктор, машинки, звери, куклы, посудка — в зависимости от интересов ребёнка. Затем эту коллекцию можно обогащать аксессуарами: к примеру, приобрести одежду для кукол, новые наборы посуды и техники на кухню, дополнение к конструктору. 

Как дарить подарки дошкольникам:

  • Завести правило: когда ребёнку покупают подарки и кто. Это избавит от бесконтрольного попрошайничества в магазине.

  • Завести список желаний и записывать в него все хотелки ребёнка. Перед праздниками хорошая идея — дать ребёнку шанс выбрать. Вероятно, некоторые желания уже станут неактуальны.

  • Рекомендуем сопровождать подарок объятиями, признаниями в любви на словах и уделять время общению. Ведь подарок — не единственный способ выразить любовь и привязанность, а один из многих. Как правило, детям дошкольного возраста важнее пробыть целый день с родителями, играть с ними, разговаривать, чем получить в подарок дорогую машинку и провести день с няней.    

И ещё один лайфхак. Можно временно убрать игрушки, которыми ребёнок не пользуется. Через некоторое время он о них забудет. Заново дарить их было бы перебором, но такой ход избавит от лишних просьб и незапланированных покупок.

Ученики начальной и средней школы

Около 10 лет дети переходят на новый уровень. Им уже не интересны игрушки, раскраски, канцелярские мелочи. С подарками становится сложнее — дети начинают сравнивать себя со сверстниками, разбираются в брендах, умеют считать деньги и понимают их цену. 

Также в этом возрасте уже слабо верится в сказки про зайчика с маминой работы или Деда Мороза, а игры с поиском клада воспринимаются как нечто детсадовское, без особого восторга. С младшими школьниками уже можно договариваться по поводу подарков и обсуждать: что ребёнок хочет, от кого и в какой форме. 

К тому же дети разбираются в календаре и привыкают к традициям: получать подарки по особым праздникам и от особых родственников. 

Какие подарки дарить не стоить

Плохая идея — дарить подарки как лекарство от скуки. Детям свойственно иногда скучать среди многообразия игрушек и гаджетов. Вывести ребёнка из этого состояния родители нередко пытаются подарком. Но скука может быть особенностью возраста или следствием внутренних переживаний. Не обязательно выступать здесь в роли спасателя. Зато всё больше и больше подарков формируют пресыщение и новый приступ скуки.

Какие подарки дарить

Стоит советоваться с ребёнком насчёт подарков: обсуждать их варианты, стоимость и целесообразность. 

Татьяна Фёдорова, руководитель детского театра и мама троих детей:

«Важно понять, для чего ребёнку нужна дорогая вещь. Допустим, он просит айфон последней модели. Причины могут быть разными: желание стать более значимым в глазах сверстников или увлечение видеомонтажом. Выяснить истинные причины помогут простые вопросы: для чего нужен гаджет, что ребёнок будет с ним делать, что почувствует, когда возьмёт в руки. После ответа стоит вместе подумать, как можно решить эту задачу по-другому: к примеру, как можно проявить себя в кругу сверстников без новейшего телефона или какие есть более доступные способы создать качественное видео. Возможно, такой разговор окажется даже полезнее, чем дорогой подарок, и ещё больше вас сблизит. 

Если вы понимаете, что вещь действительно необходима, но у семьи пока нет на неё денег, стоит обсудить с ребёнком пути достижения желаемого. Например, если мои дети просят что-то дорогое, мы садимся и вместе думаем: что требуется сделать для покупки, сколько времени на это уйдёт, сколько стоит вещь, можно ли где-то купить её дешевле или новую вещь вполне заменит б/у вариант. Так рождается план, который приводит к желаемой вещи». 

Что подарить ребенку

Важно объяснить, что родительские возможности не бесконечны. С младшими школьниками можно и нужно обсуждать финансы семьи. Это не только укрепит доверительные отношения, но и приучит ребёнка к финансовой грамотности. 

Елена Новопашина, кандидат наук, доцент, семейный терапевт:

«Мотивацию зарабатывать можно развивать с возраста начальной школы. В это время дети могут продавать то, что сделали своими руками, копить карманные деньги или те, которые подарили на праздник. Здесь родителю важно помочь и поддержать ребёнка, сориентировав, чем полезнее и выгоднее заняться: выбрать интеллектуальный труд или физический, погулять с соседской собакой и заработать или написать школьные работы и тоже получить оплату. Так, моя дочь в 7 лет научилась шить на швейной машинке, в 8 лет создавала одежду и продавала моим подругам». 

Психолог делится лайфхаком о дорогих подарках

Подростки

Растут дети — растут их запросы. Особенность подросткового возраста — стремление быть не хуже других. Детям важно принадлежать к какой-либо группе и идентифицировать себя с ней. Начинаются запросы на подарки, которые как-то должны подчеркнуть статус: брендовую одежду и обувь, аксессуары, билеты на мероприятия, гаджеты, поездки. 

Евгения Асеева, семейный психолог:

«В подростковом возрасте меняется ведущая деятельность, и задача возраста — интимно-личностное общение. А значит, дорогие подарки предположительно могут быть про статус среди сверстников. В этом случае важно поговорить с подростком, как ещё можно “заработать очки” в среде одноклассников, всегда ли внешняя оболочка помогает стать лидером. Такие разговоры будут полезны для обсуждения разных стратегий поведения.

Хорошая идея — подсказать подростку, как заработать самостоятельно, или помочь это сделать. Тогда гордости подростка не будет предела. А вещи, на которые он заработает сам, обретут настоящую ценность и повысят его самооценку. На каждом этапе помощь ребёнку в финансовых вопросах нужна своя, главное — помнить, что это такая же наука для детей, как и всё остальное. Постепенно усложняя задания, вы сможете научить ребёнка большей осознанности в отношении денег».

Что подарить подростку, рекомендует психолог

Какие подарки дарить не стоит

  • Вызванные манипуляциями. Если подросток на ваше однозначное «нет» начинает ныть, кидаться обвинениями или ещё как-то деструктивно себя вести, то подарок покупать не стоит. В противном случае поведение закрепится. 

  • Нарушающие правила. К примеру, если установили правило: подарки не дороже 10 000 рублей, — то никаких исключений. 

  • Не по средствам. Сдержанность и жизнь по средствам — инвестиция в будущую финансовую грамотность ребёнка.  

Евгения Асеева, семейный психолог:

«Когда мы откладываем покупку дорогой вещи, например до какого-то значимого события, мы тренируем сразу несколько важных навыков:

  • Волю и саморегуляцию — умение подождать и потерпеть. Помним про нейробиологию и развитие мозговых структур, отвечающих за эмоционально-волевую сферу. Их тренировка в этом возрасте невероятно важна.

  • Рефлексию: способность разобраться, а так ли оно мне на самом деле нужно. Осознанное отношение к своим “хочу” — важный навык. 

  • Финансовую грамотность: ребёнок размышляет, сколько стоит вещь, сколько нужно накопить, можно ли заработать на неё самому. Конечно, ребёнок не сможет накопить полную сумму, но навыки накопления и распределения доходов будут ему очень полезны».

Ребёнку нужно объяснить, каково финансовое положение семьи и какие у неё возможности. Следует вместе выработать план, как выглядеть не хуже остальных и при этом не залезть в долги. А может, вообще поставить вопрос о том, что выделяться за счёт брендовых вещей не так уж и здорово. Оба варианта допустимы в зависимости от целей и установок родителей.   

На стремлении ребёнка обладать дорогими вещами можно построить воспитательную концепцию. Например, ребёнок просит игровой ноутбук. Уверяет, что будет учиться видеомонтажу. Вы можете заключить договор: часть ноутбука оплачивает сам ребёнок из накоплений, часть — родители. Однако родители ставят вопрос о том, что покупка ноутбука с их стороны — инвестиция в будущее. То есть ребёнку будет нужно продемонстрировать результат: например, пройти курсы видеомонтажа и получить хотя бы первый заработок. 

Также можно стимулировать ребёнка к самостоятельному заработку. В этом нет ничего плохого, и родители не проявляют скупердяйство. Осознанное отношение к деньгам и вещам формируется с детства. 

Какие подарки дарить

С подростками лучше чётко договариваться о подарках, их цене, периодичности, форме и прочих вещах. Обычно в этом возрасте уже формируются особые запросы и представление о том, что именно нужно. Например, запрос «помада» может включать в себя какую-то определённую помаду по цвету или бренду. 

Чего точно не стоит делать родителям

И напоследок обсудим четыре ошибки с подарками. Они могут навредить ребёнку в любом возрасте.

«Оплачивать» подарками успехи в учёбе или помощь по дому

Сложно избежать соблазна превратить дорогой подарок в приз, который ребёнку предстоит заработать. Например, бытовыми обязанностями или успехами в учёбе. И всё же полезнее отказаться от такой стратегии. 

Елена Новопашина, кандидат наук, доцент, семейный терапевт:

«Однозначно не рекомендую “платить” ребёнку за домашние дела. Это должны быть его обязанности. Маме/жене никто не платит за ужин или выстиранные вещи. Так же, как и оценки в школе, — это ответственность ребёнка. 

С одной стороны, можно выдать “премию” в виде подарка в конце учебного года за отличную учёбу, но это точно не должно быть мотивацией к хорошим результатам. Скорее, это как приятный бонус к пятёркам в дневнике».

articlePreviewImage
Карманные деньги: сколько давать школьнику
Шпаргалка про основы финансовой грамотности
 

К тому же дорогие подарки за достижения в учёбе обесценивают процесс обучения и создают ложные установки.

Екатерина Каталина, психолог, кандидат экономических наук:

«В случае “оплаты” успехов ребёнка дорогостоящими и желанными подарками у него формируется устойчивая мотивация заработать эти подарки, а вовсе не получить новые знания, помочь родителям и создать уют в своей комнате. Таким образом, и уроки, и любая другая помощь родным теряют свою ценность в глазах ребёнка. Они становятся инструментом для получения долгожданного презента.

Понимая, что родители готовы платить за успехи в школе и уборку, ребёнок может решить, что это всё нужно именно родителям, и собственной потребности трудиться и познавать мир у него так и не возникнет. 

Более того, ребёнок может привыкнуть к тому, что ему достаются новые игрушки и гаджеты благодаря исполнению его обязанностей. Однако во взрослой жизни за мытьё посуды никто платить не будет. Такова суровая реальность.

Лучше объяснить ребёнку, что изучение школьных предметов поможет понять, какая профессия ему больше подходит и что именно ему интересно, а выполнение бытовых обязанностей поможет впоследствии адаптироваться к самостоятельной жизни».

Стоит ли платить ребёнку за пятерки и помощь по дому, объясняет психолог

Заменять подарками нехватку времени

Детям любого возраста важны общение с родителями, совместное времяпрепровождение, тактильный контакт. Но современный ритм жизни не всегда оставляет на это время. Поэтому, когда мы дарим подарки, то нередко удовлетворяем интуитивное желание компенсировать недостаток общения. Однако способ не очень действенный. Ребёнку нужен родитель, и капризы из-за подарков могут быть сигналом к тому, что пора провести время вместе. 

Дарить детям подарки, которые хотели бы сами

Бывает, взрослые рассуждают так: «У меня в детстве ничего не было, поэтому пусть мой ребёнок ни в чём не нуждается». В итоге покупают лучшие вещи, даже если они не вписываются в бюджет. Ребёнку не всегда нужно всё то, чем мы его одариваем. Но он быстро привыкает к изобилию и бунтует, если оно прекращается. 

Елена Новопашина, кандидат наук, семейный терапевт:

«Как-то мужчина 38 лет у меня на консультации сказал: “Родится сын — куплю ему железную дорогу. У меня никогда не было, я всё время мечтал о ней”. Так родители за счёт детей удовлетворяют свои нереализованные детские мечты. Тогда я порекомендовала мужчине купить себе железную дорогу просто так, не дожидаясь рождения сына. А когда родится сын, купить ему то, что он выберет сам со временем. 

Сейчас изменилось отношение к цене товара и ценности подарка. Если есть у родителей возможность, они и младенцу покупают детские вещи, коляски по цене крыла самолёта. Некоторые это делают просто потому, что любят бренд, есть возможность. Некоторые вмещают в эту покупку свою любовь. Некоторые такой покупкой прикрывают чувство стыда из-за бедности в собственном детстве. 

Здесь для взрослых главное — понять, из какого мотива вы решаетесь на дорогую покупку для ребёнка. Подарки из любви к ребёнку, а не по причине стыда за своё детство или за нехватку времени на ребёнка, чаще рациональны и по цене соответствуют возрасту». 

Винить себя за то, что не получается купить дорогой подарок

Родители нередко винят себя в чём-либо: был недостаточно добр, недостаточно внимателен, уделял мало времени. Чтобы заглушить чувство вины, взрослые иногда покупают дорогие подарки. Но это не выход. 

Евгения Асеева, семейный психолог:

«Часто в консультировании я сталкиваюсь с такой установкой родителей: я должен дать своему ребёнку всё, чего не было у меня, чтобы он ни в чём не нуждался и не приобрёл “бедное мышление”. Родителям, которые выросли во времена дефицита, а после добились всего своим трудом, очень хочется облегчить детям жизнь, дать всё возможное и невозможное. Изъяны такой стратегии выясняются позже, когда оказывается, что ребёнок не ценит то, что имеет, ни к чему не стремится и не желает соответствовать ожиданиям родителей.

Дети не ориентируются в мире денег, не видят изнанки процесса зарабатывания. Деньги в их мире появляются, точно из воздуха. Поэтому и ценность их размыта, непонятна. Поэтому вопрос финансовой грамотности становится как никогда актуален. Задача родителей сегодня нетривиальна — научить детей обращаться с деньгами. Для этого стоит осознать важность этого процесса и его постепенность. В каждом возрасте ребёнок способен к разному восприятию информации. Книги вроде “Пёс по имени Мани” учат тому, как правильно раскрывать эту тему на каждом этапе взросления: от формата ролевой игры переходя к реальному обращению с собственными деньгами». 

Подсказки в этой статье помогут вам сформировать у ребёнка здоровое отношение к дорогим подаркам, укрепят семейные отношения и помогут постепенно приучить ребёнка к финансовой грамотности. И пусть однажды ваш ребёнок сам, без подсказок и упрашиваний, станет приносить вам дорогие подарки: не только к празднику, но и просто так, потому что очень вас любит.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru