Как увеличить словарный запас
Вспомним Ильфа и Петрова: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Эллочке Щукиной действительно хватало скудного словарного запаса, а вот современному ребёнку не хватит. Чем больше слов ребёнок знает, тем лучше он учится.
В этой статье вы найдёте методики, которые помогут обогатить словарный запас ребёнка. Кроме того, они будут полезны и любому взрослому. С поправкой на то, что взрослым стоит выбирать более сложные слова.
Читаем
Ни одна методика расширения словарного запаса не сравнится с чтением книг. Во время чтения художественной литературы даже нет необходимости целенаправленно запоминать слова — они сами поселяются в голове, поскольку автор их повторяет на протяжении 200–1000 страниц. А ещё к слову присоединяется образ и эмоциональные переживания, связанные с сюжетом.
Педагог и писатель Джим Трелиз в книге «Руководство по чтению вслух» пишет: «Чтение — сердце образования. Приобретение знаний практически по любому предмету связано с чтением. Чтобы понять суть математической задачи, школьник должен её прочитать. Если ребёнок не способен прочитать текст в учебнике по физике или обществознанию, как он ответит на вопросы после параграфа?»
Лайфхаки:
-
Читаем вслух вне зависимости от возраста ребёнка. Так можно читать более сложную литературу, чем положено по возрасту и объяснять сложные слова, метафоричные выражения, обсуждать сюжет. Рекомендуем читать вслух и подросткам, но уже по очереди: это полезно и для интеллектуального развития, и для поддержки эмоциональной связи с родителями.
-
Выбираем не только классику. Язык подвижен, лексика из классической литературы устаревает. Мы уже не говорим «лебедь белая плывёт», а слово «боливар» ушло из обихода, как только такая шляпа-цилиндр вышла из моды. Естественно, классику читать важно и полезно, но в перерывах неплохо бы развлечь себя современной литературой, чтобы понимать в том числе и новые слова. В этом смысле полезна не только художественная литература, но и нон-фикшн.
Поощряем чтение журналов, блогов и статей в интернете. Это тоже источник разнообразной лексики. Для расширения словарного запаса хорошая идея — предлагать качественные и зрелищные научпоп-медиа и каналы, чтобы ребёнок не залипал только в мультики и сериалы.
Добавляем в разговоры новые слова
Ребёнок перенимает лексику родителей, поэтому в разговорах со школьником полезно употреблять как можно больше разнообразных слов. И это касается в том числе и подростков, обратите внимание, как расходятся слова из модных сериалов: «зима близко», «ничего ты не знаешь, Джон Сноу».
Лайфхаки:
-
Используем в речи больше прилагательных и их синонимы. Например, в словаре Николая Абрамова можно найти 34 синонима к слову «красивый». В том числе: благовидный, изящный, миловидный, прелестный.
-
Обращаем внимание на предметы вокруг. Например, на электричках пишут слово «пантограф» (токосъёмник электровоза). Можно пояснить ребёнку, что означает это слово, почему оно написано на электричке и какие у него ещё есть значения. В будущем можно использовать это слово в быту: «У твоего любимого блогера модный пантограф под микрофон».
-
Обсуждаем события дня. Часто общение в семье бывает скудным: какие оценки, как поел, сделал ли уроки. Но можно за ужином обсудить то, что каждого из вас удивило, впечатлило, порадовало. При этом использовать как можно больше разнообразных слов, которые описывают ваши впечатления: я негодовала, недоумевала, была шокирована.
-
Обсуждаем то, что смотрит и слушает ребёнок. Например, можно узнать, чем его впечатлил последний сериал. Если характеристика скудная, помогаем ребёнку, ненавязчиво подталкиваем его, пересказывая его слова с помощью синонимов, начиная фразу со слов «я правильно поняла…» или «значит, главный герой тебе показался…». Это приёмы активного слушания, которые помогут вам раскрыть ребёнка, а заодно пополнить его словарный запас.
-
Фантазируем вместе. Можно придумывать имена для всего, что находится вокруг. Например, мы с сыном выдумываем имена для птиц, которые прилетают к нам на окно. Так у нас появились Замарашка, Милашка, Растрёпа, Курляндия, Задира. С подростками фантазию можно применить более изящно. Например, придумать шутливое продолжение, обсуждая какой-то забавный случай. Тогда новые слова могут стать самостоятельной шуткой.
Показываем ребёнку, где искать значения непонятных слов
Найти значение слова проще и быстрее всего в поисковике. Но есть способы докопаться до более глубоких смыслов, если знать где искать. Полезно показать эти способы ребёнку, чтобы заинтересовать его разными значениями привычных слов.
Лайфхаки:
-
Учим пользоваться современными словарями. Объясняем, что язык подвижен: меняется значение слова, ударение, произношение, правописание. Словарь Даля или Ожегова можно оставить в библиотеке как память, а проверять значение полезнее через словари в разделе «Библиотека» на сайте Грамота.ру.
-
Учим сомневаться в значении привычного слова. Например, слово «одиозный» часто применяют, чтобы описать непохожего на других человека. На самом деле это неприятный человек.
-
Показываем, как пользоваться словарём синонимов. Когда ребёнок готовит сочинение, проект, доклад, он может заглядывать в словарь синонимов, чтобы избежать повторов. Это позволит сделать текст более красивым и точным.
Мотивируем ребёнка писать
Увеличить словарный запас можно, если попробовать писать. Хорошая идея — предложить ребёнку вести личный блог или дневник. Практика письма дисциплинирует и мотивирует подбирать правильные слова, чтобы фраза звучала точно, чтобы не было лексических повторов или двойного смысла. Даже короткие ежедневные заметки в соцсетях улучшат навык письменной речи и расширят словарный запас. Особенно, если ребёнок начнёт пользоваться словарями.
Джавада Титарова, психолог:
«Предлагаю попробовать придумать с ребёнком собственную сказку. Если ребёнок считает, что уже вырос из сказок, это может быть история в любом другом жанре: например, роман, детектив, фэнтези.
Начинать хорошо с выбора сюжета. Спрашиваем ребёнка, о чём он хочет рассказать историю. Дальше помогаем создать персонажей: узнаём, кто будет главным героем, кем будут остальные. Пробуждаем фантазию вопросами о персонажах, о том, какие они: например, милые, сварливые, прямолинейные, застенчивые. После этого обсуждаем место, где происходят события. Это может быть магическое королевство, джунгли, подводный мир или фантастический город — что угодно. После этого выбираем время действия. Дальше — самое интересное, добавление слов, то есть сама история. Поощряем ребёнка использовать новые слова, описывая персонажей, действия и окружающий мир».
Играем со словами
Кроссворды, сканворды, ребусы, головоломки, практика слова дня — всё это расширяет словарный запас.
Мария Седова, старший преподаватель английского языка Домашней школы «ИнтернетУрок»:
«Для весёлого времяпрепровождения можно попробовать сыграть в “Alias” или “Экивоки”. Эти игры подойдут как для семейных встреч, так и для посиделок с друзьями и одноклассниками. В них можно играть вдвоём или даже онлайн. Основная цель — объяснить как можно больше слов за отведённое время, не используя при этом однокоренные слова. В разных версиях игр для объяснения можно использовать ещё и жесты, рисование, произношение слов наоборот. Подобное занятие поможет не только пополнить словарный запас, но и позволит ребёнку развить креативность и навыки общения, расширить кругозор.
Для детей младшего школьного возраста можно подготовить картинки, которые ребёнок постарается объяснить своими словами, а для старшеклассников подойдут более продвинутые версии игр с более сложной лексикой.
Настольные словесные игры подойдут и для изучения иностранных языков. Они будут хорошими помощниками в повторении лексического материала, а также научат школьников формулировать свои мысли на другом языке. Их можно подготовить самостоятельно или взять адаптированные варианты. Например, для детей среднего школьного возраста хорошим вариантом будет игра “Rory’s Story Cubes”, в которой нужно составить историю, используя картинки на гранях кубика. При этом игроки тренируют не только разговорные навыки, но и учатся слушать друг друга.
Для детей старшего возраста хорошим вариантом будет игра “Табу”, в которой для объяснения предметов или явлений нельзя произносить не только однокоренные слова, но и слова из списка на карточке (слова-табу). Такую игру легко сделать самостоятельно, подобрав лексику под уровень подготовки, возраст ребёнка и разные тематики».
Лайфхаки:
-
Играем в словесные игры. Одна из самых популярных настольных игр со словами — «Скрабл». Её ещё можно встретить в русской версии «Эрудит». Игрокам даются костяшки с буквами. По принципу кроссворда из букв, которые в данный момент есть у игроков, надо выкладывать слова. Интерес в том, что у каждой буквы подписаны очки, и побеждает тот, кто набрал больше очков, поэтому надо выкладывать слова длинные и с использованием букв, которые не так часто употребляются в языке.
-
Играем в словесные игры в дороге, в очередях. Например, можно придумывать фразы или даже рассказы, где каждое слово начинается с одной буквы, со следующей буквы алфавита или где все слова одной части речи.
-
Устанавливаем всей семье приложение, которое генерирует слово дня. Договариваемся использовать его с утра до отхода ко сну.. Обычно получаются забавные игры, потому что слова бывают неожиданными. Допустим, в один из дней попадётся слово экспроприация/экспроприировать (конфискация/конфисковать). Тогда в этот день можно общаться репликам в ключе: «я у тебя экспроприировала конфету, потому что ещё не было обеда» или «я у тебя экспроприировала футболку — она слишком грязная». Эти новые слова можно записывать в общую заметку в смартфонах или на флипчарте.
Татьяна Фёдорова, предприниматель:
«Увеличить словарный запас может и такое упражнение. Берём лист формата А1 и создаём на нём “карту”. Для этого клеим на этот лист картинки размером примерно 2 х 2 см. Выбираем изображения с разными предметами, животными и людьми. Чем старше школьник, тем сложнее слова. Дальше называем предмет и предлагаем ребёнку его найти. Затем идём по лабиринту: например, точка отсчёта — это картинка с переходником, две клетки от неё влево, три вправо, три вниз и так далее. Мы запутываем дорожку, загадываем карточку, к которой должен прийти ребёнок.
Благодаря этой карте можно не только увеличить словарный запас, но и развить слуховое восприятие и пространственное мышление. Причём этот метод может быть использован не только для русского языка, но и для любого иностранного.
У нас в семье этот плакат был затёрт практически до дыр. Мы знали каждую картинку, играли беспрестанно. Висел он в детской, но можно разместить его где угодно, например в ванной, чтобы ребёнок занимался им, пока купается или чистит зубы. Но лучше всего повесить его в гостиной, чтобы в процесс вовлекались все — дети любят игры, в которые играют и взрослые».
Важно! В игровом упражнении с картой важно учитывать возраст. Чем старше ребёнок, тем более сложные предметы рекомендуем подбирать для доски в игре. Например, в 3 года это могут быть продукты, предметы мебели, одежды, простые геометрические фигуры. В 5 лет — экзотические растения, времена года, простые транспортные средства и виды спорта. В начальной школе — представители разных профессий, планеты и другие небесные тела. После 10 лет берём редкие слова: сложные оттенки цветов, редкие виды спорта, необычные инструменты: например, терракотовый, марсала, индиго, сноукайтинг, флайбординг, фонендоскоп, оминикорд.
Как видите, увеличивать словарный запас совсем не сложно. Это весело и может увлечь не только ребёнка, но и всех членов семьи.