Кружки и секции для детей: развеиваем мифы
В этом круглом столе обсуждаем хобби детей наших подписчиков и учеников наших экспертов: от моделинга до нейросетей. Ранжируем увлечения от творческих до прикладных. Эти истории помогут выбрать полезное увлечение для ребёнка и уберегут от бесполезных секций и кружков.
Моделинг
Начинаем с неоднозначного хобби, от которого открещиваются многие родители, — школы моделей. Есть мнение, что ничему приличному в таких школах не учат, выпускницы теряют связь с реальностью и рискуют влипнуть в опасные истории. Но это скорее мифы из нулевых и десятых. В 2020-х бывает и иначе, особенно если относиться к школе моделей именно как к хобби, а не как к профессии мечты на всю жизнь.
Вала Беловежская, совладелица шахматной онлайн-платформы:
«Моей дочери 10 лет. Кружки она посещает с пяти: ходила на танцы, вокал, верховую езду, программировала, играла в шахматы, рукодельничала, посещала модельное агентство и даже паяла. Из всего этого многообразия сейчас оставили занятия танцами и модельное. Самым полезным для дочки я считаю моделинг. Поясню, почему. В выборе секций я считаю важными два фактора:
1) дополнительные занятия должны нравиться самому ребёнку;
2) такие занятия должны быть полезны ребёнку и сейчас, и в будущем.
Модельное агентство у дочки раз в неделю, в субботу по три часа. Девочки изучают дефиле, актёрское мастерство, визаж, фотопозирование, этикет, хореографию, психологию, стиль. Мне нравятся эти дополнительные занятия из-за навыков, которые развивают здесь и больше нигде. Во всяком случае комплексно.
Девочек учат красивой походке. После пяти лет танцев до занятий по дефиле моя дочка ходила так, как будто гвозди забивала, хотя она отлично танцует. А теперь походка стала уверенной и красивой. Благодаря актёрскому мастерству дочь стала получать на уроках литературы дополнительные пятёрки за выразительное чтение.
На уроках визажа девочкам показывают, как ухаживать за кожей лица. И дочь пользуется этими советами. Уроки по стилю влияют на самооценку, помогают модно одеваться. Дома стало меньше ссор на тему, в чём куда идти. Фотопозирование и показы прокачивают навыки самопрезентации и умение работать в команде, дочь охотно выходит к доске, вызывается отвечать.
Поэтому именно в её возрасте я считаю занятия в модельном самыми полезными для будущего дочери. Мне кажется, что с этими навыками ей будет проще пережить подростковый возраст. Да и во взрослой жизни всё это полезно».
Музыка
Продолжаем популярным увлечением — музыкой. Слушать музыку любят 89 % россиян, 51 % слушают её каждый день, а 21 % ещё и ходят на платные музыкальные концерты, если верить исследованию ВЦИОМ. То есть спрос на музыку есть. И заниматься ей не прочь каждый второй россиянин. Такие результаты опроса опубликовали исследовательский центр «Зарплата.ру» и «Группа Ренессанс Страхование».
-
77 % верят, что в перспективе 3–5 лет профессия музыканта сохранится.
-
55 % россиян хотят стать профессиональными музыкантами.
-
49 % с детства мечтают быть музыкантами.
-
34 % верят, что музыка могла бы их прославить.
В том числе из-за такого повышенного ажиотажа некоторые родители боятся отдавать ребёнка в музыкалку, чтобы не сбивать ориентиры: вдруг школьник начнёт грезить о карьере рок-звезды и бросит учёбу. Однако отнюдь не каждый занимавшийся музыкой человек связывает с ней свою дальнейшую жизнь. Большинство бросают ещё в школе и вспоминают потом пару песен, чтобы порадовать друзей и близких. Даже из поступающих в музыкальные сузы и вузы далеко не все делают карьеру певца или музыканта: некоторые становятся педагогами, звукорежиссёрами и музыкальными критиками.
Ольга Семаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ:
«На мой взгляд, школьников отлично развивает музыкальная школа. Во-первых, интеллект находится на кончиках пальцев. Обучаясь игре на клавишных и струнных инструментах, ребёнок постоянно работает пальцами. Это помогает образованию в мозге нейронных связей и развитию мыслительных процессов. Во-вторых, во время игры на музыкальном инструменте у ребёнка одновременно активизируются зрение и слух. Ему легче осваивать иностранные языки, включая произношение и восприятие устной иностранной речи.
В-третьих, освоение нотной грамоты развивает память, внимание к мельчайшим деталям. В-четвёртых, во время исполнения или прослушивания музыкальных произведений подключается воображение. Ещё обучение в музыкальной школе предполагает участие в концертах и конкурсах. То есть помогает преодолеть страх выступлений на публике и развивает навыки коммуникации, которые необходимы не только в музыке, но и в любой профессии.
В музыкальной школе дети обучаются хоровому пению. Это развивает лёгкие. Кроме того, регулярные выступления вносят в жизнь ребёнка атмосферу праздника, воспитывают умение одеваться и вести себя в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
И всё же обучение в музыкальной школе — это труд. И родителям придётся разделить эту нагрузку с ребёнком. Если он будет терять мотивацию и отказываться от занятий, не надо его ругать, лучше помочь. Когда я ходила в музыкальную школу, моя мама выучила со мной все ноты, музыкальные обозначения, названия аккордов. Так я всё-таки прошла весь курс обучения. Когда мои дети учились, я помогала им разучивать пьесы. В нашей семье никто не стал музыкантом, но и я, и мои дети благодаря музыкальной школе научились игре на фортепиано, узнали историю мировых музыкальных шедевров, сегодня нам интересны и понятны разные музыкальные направления».
Можно вспомнить и другие примеры людей, которые занимались и искренне восхищались музыкой, а в итоге проявили себя в другой сфере.
-
Поэт Михаил Лермонтов в детстве играл на скрипке и фортепиано.
-
Просветитель Жан-Жак Руссо сочинял оперы.
-
Писатель и переводчик Борис Пастернак в детстве и студенчестве играл на фортепиано и сочинял музыку.
-
Философ Фридрих Ницше сочинял фортепианные пьесы и вокальные произведения на стихи поэтов.
-
Александр I, как и многие монаршие особы, играл на скрипке и кларнете.
Эти и другие выдающиеся личности стали известны не благодаря музыке, но всё же она помогла им развить фантазию и дисциплину, а также завести правильные знакомства.
Дарья Агапова, репетитор по русскому языку:
«Занятия в музыкальной школе развивают творческие способности ребёнка, дисциплину и целеустремлённость, помогают раскрыть его таланты. Я училась в музыкальной школе 9 лет по специальностям “Фортепиано” и “Синтезатор”. Занятия после общеобразовательной школы научили в том числе грамотно распределять время и расставлять приоритеты. Музыкальные навыки пригодились во время концертов: выступала в хоре и ансамбле, пела сольно. Музыкальная школа сделала меня целеустремлённее, научила не сдаваться в середине пути. С теплотой вспоминаю время обучения и иногда играю дома на синтезаторе».
Литература
Это хобби может показаться непопулярным, но это миф. Допустим, ребёнок обожает подслушивать чужие разговоры, много фантазирует, выбирает фильмы и книги с необычным сюжетом. Ему стоит попробовать писательский или литературный курс для своего возраста.
Если верите стереотипу, что литературные навыки никому не нужны, рекомендуем посмотреть хотя бы сервисы самиздата. На портале «Стихи.ру» на момент публикации статьи выложено 62,4 млн текстов, а на сайте «Проза.ру» — 11,8 млн произведений. Большинство этих текстов — графомания и просто дичь, но для того и нужны курсы, чтобы отточить желание творить и превратить его в мастерство. А применить его есть где.
Можно за счёт издательства опубликовать роман и заработать на нём деньги. Стихотворения серьёзные издательства крайне редко публикуют за свой счёт, зато с такими текстами можно выступать, как со стендапом. В городах-миллионниках уже десятки литературных салонов, в которые можно влиться, читать свои тексты со сцены и находить единомышленников.
Алёна Жукова, учитель русского языка и литературы:
«Литературное творчество — это среда, которая поможет школьнику совершенствоваться и реализовываться как личности, автору, мыслителю. Это ранняя профориентация, шаг на пути к самосовершенствованию и познанию мира через слово. Написание авторских произведений помогает повысить грамотность, научиться чувствовать слово, развить умение точно выражать мысли, взгляды, эмоции, а также прожить множество жизней своих героев, безболезненно совершить вместе с ними ошибки и нравственно вырасти, осмыслив полученный опыт.
Обращение к слову — терапия при столкновении с проблемами и трудными ситуациями, кризисами. Как говорил классик Максим Горький, “литература есть человековедение”. И влияние литературы увеличивается, если ребёнок создаёт её сам. Например, литературное творчество стало лекарством от душевной боли для одной из моих учениц, когда её родители оказались на грани развода. Другая девочка без литературного опыта до нашей встречи в дальнейшем успешно освоила профессию журналиста».
Живопись
Это увлечение пробует каждый ребёнок. Первые рисунки дошкольника трогают многих родителей, и некоторые решаются отдать ребёнка в школу искусств на отделение живописи. Кажется, что занятие полезно только будущим дизайнерам. Не становиться же передвижником в XXI веке, да и пытаться обрести славу настоящего художника — квест, который требует серьёзной финансовой поддержки и терпения близких. На самом деле занятия живописью полезны и тем, кто не планирует связывать свою жизнь с искусством.
Евгения Заевская, учитель ИЗО, МАОУ «Гимназия № 3» в Балашихе:
«Как учитель изобразительного искусства я наблюдаю, как занятия рисованием влияют на моих учеников. Они становятся более внимательными, усидчивыми и креативными. Родители и учителя видят, что дети, занимающиеся искусством, проявляют больший интерес к учёбе, становятся более уверенными и эмоционально устойчивыми.
Один из моих учеников пришёл в кружок рисования в 1-м классе. У него были трудности с чтением и письмом. Мальчик был неуверен в себе и часто избегал участия в групповых заданиях. Однако через несколько месяцев регулярных занятий рисованием Иван заметно изменился. Он стал более усидчивым, начал проявлять интерес к литературе и математике. Его оценки улучшились, а самое главное — он стал более уверенным в себе и своих способностях. Сегодня Иван — один из лучших учеников в классе, участвует в олимпиадах и конкурсах, где проявляет не только академические знания, но и творческий подход к решению задач».
Спорт
Это увлечение необходимо для здоровья. Образ жизни большинства школьников сидячий. И для нормального развития организма важна физическая активность. 45 % школьников посещают дополнительные физкультурно-спортивные занятия и секции, согласно опросу ВЦИОМ.
Нара Совкова, нейропсихолог, нейрологопед:
«Школьникам нужен спорт. Подойдут любые спортивные секции, на которые ребёнок будет ходить регулярно и с удовольствием, например бассейн, коньки, лёгкая атлетика, групповые виды спорта, танцы. Как минимум нужна зарядка дома по утрам.
Спорт делает детей здоровее, увереннее в себе, выносливее и умнее. Регулярные физические упражнения стимулируют рождение новых нейронов и нейронных связей. При физической нагрузке в мышечной ткани образуются миокины — пептиды, которые регулируют деятельность головного мозга и других жизненно важных органов. В результате регулярные занятия спортом и тренировки крупной моторики повышают успеваемость, улучшают речевые и бытовые навыки, развивают внимание, усидчивость, концентрацию, понимание и память, снижают тревожность и агрессию, прорабатывают страхи, повышают самооценку ребёнка и интеллектуальные способности».
Футбол, баскетбол, волейбол и другие командные виды спорта полезны ещё и тем, что развивают навык работы в команде. А если хочется спортивной активности, которая максимально повысит успехи в учёбе, можно вообще никуда не ездить и заниматься дома нейрогимнастикой. Главное — делать это регулярно, иначе результаты будут посредственными.
Нара Совкова, нейропсихолог, нейрологопед:
«Ка эксперт по мозгу и мама двух сыновей-школьников с особенностями развития из всех секций и дополнительных занятий хочу выделить нейрогимнастику. Она полезна и особенным деткам, и нормотипичным, потому что очень эффективно тренирует мозг, как мышцу. Так развивается мелкая и крупная моторика, улучшаются когнитивные функции, координация, речь. Дети становятся внимательными, улучшаются память, концентрация и, как следствие, успеваемость в школе. Нейрогимнастика доступна, не требует дополнительного оборудования. Ей можно заниматься дома по 10–15 минут, можно ходить на занятия. Главное — регулярность».
Ораторское мастерство
Теперь обсудим нарастающий тренд — увлечение, которые помогает при боязни выражать мысли, выходить к доске и знакомиться с людьми. Такие секции и кружки для детей называют курсами ораторского мастерства, публичных выступлений или курсами по постановке техники речи.
Анна Волкова, преподаватель и методист по русскому языку:
«За десять лет моей работы преподавателем и наставником дети приходят с похожими сложностями: волнение, неумение структурировать свои мысли, скованность жестов и голоса, скудный словарный запас, неумение пересказывать и запоминать тексты. При этом многие из них прекрасно играют на музыкальных инструментах, отлично учатся и занимают призовые места на спортивных соревнованиях. Но не могут об этом завлекающе рассказать. И это критично.
Владение искусством публичных выступлений и развитие речи сегодня необходимы каждому, кто хочет добиться успеха. Навык красиво и уверенно говорить требуется в выступлениях, защите проектов, презентациях, собеседованиях, ведении блога. И больше того. Ораторское искусство помогает раскрыть потенциал. На доход и профессиональное признание существенно влияет сила личного бренда. Умение вдохновляюще говорить о себе и о своём деле позволяет уверенно чувствовать себя в любой сфере. И чем раньше ребёнок этому научится, тем больше побед и меньше поражений ждут его в жизни».
Шахматы
Это увлечение для интеллектуалов и желающих строить многоходовые стратегии. Считать шахматы развлечением стариков и мужчин неверно. Курсы шахмат для детей снова набирают популярность, особенно после сериала «Ход королевы», который посмотрели больше 62 миллионов официальных подписчиков Netflix и ещё миллионы в пиратских версиях. В результате во всём мире вырос интерес к шахматам, в том числе и среди девочек. Опрос ВЦИОМ показал впечатляющие результаты:
-
94 % респондентов связывают шахматы с развитием умственных способностей, памяти и дисциплины;
-
54 % россиян умеют играть в шахматы;
-
21 % желают обучиться игре.
Тенгиз Мхитарян, сооснователь школы шахмат:
«Шахматы учат побеждать. Не только противника в игре, но и свои страхи. В этом смысле показательна история, которая случилась в практике моего коллеги, педагога по шахматам. Третьеклассник Егор во время теоретической части занятия часто комментировал ситуацию на поле, фразы преподавателя и ответы ребят. В основном в негативном ключе: “Он проиграет”, “Ситуация безвыходная”.
За таким поведением скрывался страх. И этот страх проявился на практической части урока. Когда ребята расселись по парам за доски, Егор был взволнован. С каждым ходом волнение проявлялось всё ярче и ярче. Тем не менее наш герой выиграл пешку и “армия его короля” стала больше. Однако Егор заявил: “Я сдаюсь! Не буду больше играть!”
Все мы когда-то боялись проигрыша, но в данном случае налицо “страх победы”. Помог такой диалог.
Преподаватель: Тебе страшно или обидно?
Егор: Страшно. Я проиграю.
Преподаватель: Оценим позицию?
Егор: Давай. У меня лишняя пешка, но я проиграю!
Преподаватель: У кого больше шансов выиграть?
Егор: У меня, но я проиграю.
Преподаватель: Закрой глаза и почувствуй свой страх. Получилось?
Егор: Да.
Преподаватель: А теперь пересядь на соседний стул так, чтобы страх остался на старом стуле.
(Егор пересел.)
Преподаватель: В этой партии он тебе не понадобится.
Егор выиграл, и занятие завершилось. После занятия мой коллега попросил третьеклассника задержаться на одну минуту. Гордый собой, Егор согласился побеседовать.
Я: Хочешь оставить страх тут на этом стуле или заберёшь его с собой?
Егор: Оставил.
Я: До следующего урока или навсегда?
Егор: Навсегда!
Так Егор справился со страхом на уроке, но самое главное — получил опыт победы в лучшей позиции. После этой истории он стал самым сильным игроком в группе».
Нейросети
А теперь переходим к самому современному и прикладному увлечению в нашей подборке. Если хочется выбрать не только творческие, но и полезные дополнительные занятия, можно освоить нейросети.
Александр Жадан, преподаватель курса «Нейросети для учёбы и жизни» ИнтернетУрока:
«Занятия нейросетями помогают научиться выполнять задачи быстрее и качественнее. Мои ученики обычно умеют готовиться к пересказам, изучать новые термины, решать математические задачи, но в этих всех моментах не обойтись без проблемы чистого листа, когда сложно или неохота начинать. Нейросети помогают сделать черновик задачи, а школьнику остаётся доработать корректность ответа. То есть, например, выполнить задачу не за час, а за 10 минут».
Существует миф о том, что нейросети нужны только тем, кто планирует работать в IT. На самом деле нейросети необходимы инженерам, дизайнерам, журналистам, музыкантам и вообще всем. Подробнее об этом мы рассказали в статье о нейросетях.
Юлия Тюменцева, преподаватель курса «Нейросети для учёбы и жизни» ИнтернетУрока:
«Несмотря на то что курс по нейросетям относят к техническому предмету, на занятиях идёт сильное развитие когнитивных способностей. Улучшается речь, логическое мышление. Появляется способность чётко и сжато формулировать свои идеи, развиваются навыки публичных выступлений. Эти навыки пригодятся и на других школьных предметах. Некоторые задания строятся на английском языке, поэтому ученики тренируют навыки перевода. В конце нашего курса каждый ученик способен представить личный проект в виде небольшой игры, созданной нейросетью».
Если вам любопытно, с удовольствием подробно расскажем вам о курсе.
Хочу узнать больше о нейросетях!
Вот вы и узнали о популярных кружках и секциях для детей. А выбрать идеальное дополнительное занятие именно для вашего ребёнка вам помогут три принципа из другой нашей статьи.