Назад
views 1 744
calendar 18 мая 2023

Настольные игры для детей: как использовать в освоении школьной программы

Настольные игры для детей: как использовать в освоении школьной программы
contents Оглавление
Свернутьarrow
Подсказываем уникальную эдьютейнмент-технику, которая совмещает обучение и настольные игры для детей.

Дети не просто так идут в школу в 7 лет. Примерно в этом возрасте формируется произвольность психических процессов. И именно игры с правилами помогают увеличить эту произвольность. Выходит, настольные игры помогают подготовиться к школе.В школьные годы игры тоже полезны. Мы постоянно учимся, и познавательные процессы развиваются и меняются в течение всей жизни.

В этой статье мы обсудим, как использовать популярные настольные игры для детей в школе.

Закрепляем сложные темы школьной программы

Настольные игры помогают запомнить сложные темы. Главное — не частить с ними и применять только тогда, когда ребёнку действительно нужна помощь в освоении нового материала. 

Лото 

Запомнить сложные темы школьной программы помогает необычная версия лото. С помощью этой игры легко закрепить умение определять части речи в программе русского языка. Например, распределяем карточки с разными словами по игровому полю, а на поле размещаем названия частей речи. Если в игре несколько участников, то каждому предлагаем персональное игровое поле. Побеждает тот, кто первым и безошибочно распределит все карточки.

Принцип лото полезен и для того, чтобы запомнить города разных стран. Достаточно распределять по игровому полю названия достопримечательностей и картинки с их изображениями. Выигрывает тот, чьё игровое поле будет заполнено верно и быстрее остальных.

Бродилка

Закрепить непростые темы поможет также необычная версия бродилки. Правда, к  ней придётся подготовиться. Для начала составляем список проблемных вопросов по темам, которые хотели бы повторить. Как вариант: «Назови 5 любых существительных», «Сколько будет 6 умножить на 7», «Какие животные обитают в Австралии». Дальше остаётся купить или нарисовать игровое поле, позвать друзей или просто сыграть вдвоём со школьником. 

Правила просты: каждый игрок бросает кубики и делает ход только в том случае, если правильно отвечает на вопрос. Если ответ неверный, игрок остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым придёт к финишу. 

Развиваем логику и подтягиваем хвосты 

Прокачать логику помогает одна из самых древних интеллектуальных игр — шахматы. Не всем эта игра легко даётся с первого раза. Но редко какой ребёнок остаётся равнодушным, увидев шахматы впервые. Каждому интересно передвигать красивые фигурки.

Чтобы постепенно погрузить школьника в игру и развивать логику, стоит предложить передвигать фигуры по карте. Например, белая королева отправляется в путешествие во Францию, чёрный король совершает водную прогулку по реке Волге и так далее. А если нам нужно запомнить историческое событие, можно устроить представление с размещением войск на карте и последующим сражением. 

Вот ещё любопытная версия — разложите по квадратикам шахматной доски примеры на сложение, равные 7, 8 и 9. Допустим, белый конь может «скакать» только по квадратам, сумма которых равна 7, чёрный конь — по квадратам с суммой 8, а король ходит исключительно по сумме, равной 9. Сыграйте с ребёнком или предложите ему посоревноваться с другом: кто быстрее проскачет все свои примеры. 

Аналогично можно запомнить и части речи. Пусть белый конь будет прыгать только по существительным, чёрный — только по прилагательным. Как вы поняли, так можно обыграть многие темы.

Расширяем словарный запас

Лингвистические игры помогают не только расширить словарный запас, но и узнать верное написание многих слов и даже запомнить его. Напомню механику игр, которые для этого подходят. В них интересно играть компаниями по 2–4 человека. 

«Слова из слов»

Начнём с самой простой игры, в которую можно играть устно на прогулке или дома с листиками или гаджетами. Выбираем длинное слово или словосочетание. Из букв в этом слове игроки составляют слова. 

Варианты, как выбрать победителя:

  • Участники по очереди называют слова. Кто не смог в свой ход назвать слово, выбывает. И так по кругу, пока не останется один победитель.

  • Участники пишут слова на бумаге или в гаджете за ограниченное время. И сравнивают свои успехи. Побеждает тот, кто составил больше слов, или тот, кто составил максимально длинные слова. 

  • Побеждает тот, у кого оказалось суммарно больше букв во всех его словах.

  • Побеждает тот, у кого оказалось суммарно больше определённых букв.

  • Побеждает тот, кто составил слова из более ценных букв. Такие буквы выбирают заранее. Как вариант, за гласные начисляем по 5 баллов, за согласные — по 3 балла, или наоборот. Для большего азарта можно назначить по 7 очков за такие сложные буквы, как Й, Ё, Ь, Ы, Ъ. 

«Балда»

Почти то же самое, что и «Слова из слов», но на квадратном поле. Вначале придумываем слово, а дальше добавляем по букве по горизонтали или вертикали — под прямым углом. По диагонали — нельзя. В классической игре стартовое слово состоит из 5 букв и на поле 25 квадратов. Но возможно любое количество полей. 

За каждый ход игрок добавляет букву, чтобы получилось слово, и за каждую букву в этом слове получает баллы. 

Играем до победного. Победа наступает или тогда, когда заполнили все клетки игрового поля, или когда ни один игрок не может составить новое слово. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов. 

Классическая игра «Балда» в процессе: школьница пока выигрывает у мамы, но игра продолжается

Если надоест, попробуйте вариацию «Королевский квадрат»: здесь можно добавлять буквы и составлять слова по диагонали и за каждый ход добавлять по две буквы, то есть составлять по два слова за ход. 

«Чепуха» 

Эта игра не только развивает словарный запас, но и пробуждает креативное мышление. Устно сыграть не получится. Каждому игроку понадобятся бумага и ручка. Один из игроков в каждом раунде становится ведущим и вместе с тем участвует в игре. 

Дальше ведущий задаёт вопросы по списку ниже. Игроки отвечают письменно, заворачивают листок и передают следующему игроку. Ответ на второй вопрос каждый пишет на другом листе, то есть продолжает чужую историю. Если удобно, можно передавать листы по кругу, а можно обмениваться рандомно. 

Вопросы для игры «Чепуха»

  • Кто?

  • С кем?

  • Где?

  • Когда?

  • Что делали?

  • Что им сказали?

  • Чем всё закончилось?

Когда игроки ответили на все вопросы, каждый разворачивает листок, оказавшийся у него, и по очереди зачитывает весёлую историю, которая получилась.

Игра особенно полезна в самом начале обучения, когда освоение письма и чтения может вызывать трудности. Такая форма игры в слова поможет не только натренировать эти навыки, но и получить удовольствие от игры.

«Имя — страна — город — река — растение — животное — слово»

Эта игра расширит словарный запас и прокачает знания по географии, биологии и немного по математике. Каждому игроку понадобятся гаджет или тетрадный листок и ручка. Каждый из играющих расчерчивает листок на столбцы и называет каждую строчку в таком порядке:

  • мужское имя;

  • женское имя;

  • страна;

  • город;

  • река;

  • растение;

  • животное;

  • любое слово.

Нижней столбец таблицы называется «Баллы»: здесь будет записываться количество очков.

Один из игроков — ведущий. Каждый раунд он меняется. Один из игроков по команде ведущего начинает отсчитывать алфавит в удобном ему темпе в голове, не вслух. Когда ведущий говорит «Стоп!», игрок громко называет букву, на которой остановился. Задача игроков — как можно быстрее заполнить колонки словами, которые начинаются с этой буквы. 

Важно: если игрок остановился на буквах Й, Ё, Ь, Ъ, Ы или Щ, то нужно перезагадать букву, поскольку придумать достаточно слов и топонимов на эти буквы технически сложно или вообще невозможно. Для удобства можно договориться не проговаривать в голове «запретные» буквы. 

При строгом соблюдении правил требуют писать только полные имена (Евгений, но не Женя), но это детали. О них удобнее договориться на берегу, до старта игры, чтобы не испортить друг другу настроение при подсчёте баллов. 

Когда первый из игроков заполняет таблицу целиком, он говорит: «Стоп!» После этой команды игра прекращается, и начинается самое любопытное — подсчёт баллов. 

Первый заполнивший все графы игрок называет рубрики и свои ответы по порядку. Остальные зачитывают, что они написали в данной рубрике, и выставляют баллы:

  • Если слово ни с кем не совпало — 10 баллов. 

  • Если слово совпало с вариантами других игроков — 5 баллов. 

  • Если колонка не заполнена — 0 баллов. 

Дальше нужно сложить баллы за каждый ответ. Так определится победитель раунда. Но игра на этом не заканчивается. Дальше выбираем новую букву и играем до тех пор, пока не надоест. Или можно заранее договориться о фиксированном количестве туров. 

Тренируем устный счёт

Устный счёт помогают тренировать многие настольные игры. И королева среди них — любимая уже несколькими поколениями «Монополия». Эта экономическая стратегия помогает не только изучить цифры, но и учит финансовой грамотности. Один из игроков — банкир, он отдаёт и принимает игровую валюту, фишки филиалов и отелей.

Игроки по очереди бросают кубик и передвигаются по игровому полю, покупают  участки, на которых они остановились, или платят за них налоги или аренду. За прохождение круга каждый получает зарплату. Дополнительные бонусы и расходы приносят специальные поля. Если выпадут одинаковые значения кубиков, вы сможете совершить второй ход. Победитель всегда один — единственный, кто не обанкротился.

Учим таблицу умножения

Выучить таблицу умножения могут помочь сорбонки — небольшие двусторонние карточки, на одной стороне которых записывается пример, а на другой — ответ. Все карточки лежат одной стопкой примерами вверх. Участник берёт карточку, называет ответ. Если верно, откладывает в сторону. Если неверно — кладёт обратно в стопочку вниз и продолжает называть ответы, пока не закончатся все карточки.

В игре ребёнок устно решает пример и сразу может его проверить, перевернув карточку другой стороной. Заниматься школьник может один, а можно играть в компании или всей семьёй. В группе карточку забирает себе участник, назвавший верный ответ. Если он ошибся, карточка помещается вниз общей стопки. Удобно, что неверно решённые примеры можно разобрать дополнительно. Так ребёнок поймёт, как именно получается ответ. 

Кроме таблицы умножения, сорбонки полезны для заучивания иностранных слов, запоминания формул, терминов и их определений. 

Увеличиваем скорость чтения 

Акцент в педагогике уже давно сместился со скорости чтения на понимание прочитанного. И всё же скорость чтения тоже необходимо развивать, чтобы ребёнок быстрее выполнял домашние задания и мог прочесть больше литературы. 

Чаще всего на курсах скорочтения рекомендуют задания с таблицей Шульте. А мы предлагаем вам более любопытную и менее распространённую игру — «Ладошки». Перед началом игры каждый игрок на своём листе обводит свою ладонь. В этом пространстве каждый размещает буквы или цифры в произвольном порядке. Их число обговаривается заранее. Дальше начинается сама игра. Игрок называет букву или цифру, а второй пытается их найти на своей ладошке. Загадавший быстро ставит крестики в клеточках на своём листе, начиная с верхней левой клетки. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.

Развиваем память 

На сладкое мы оставили самую нестандартную игрушку, которая пригодится для развития памяти. Это флексагон, плоские модели из полосок бумаги, которые можно складывать и сгибать. 

Фото флексагона подготовила для журнала старший консультант Домашней школы «ИнтернетУрок» Юлия Фролова

Уникальность игрушки в том, что после каждого раскрытия школьник увидит новую картинку. За счёт необычности открывать новое изображение хочется снова и снова. 

Для начала подбираем фотографии того, что хотим помочь запомнить ребёнку. Например, достопримечательности Москвы, формулы сокращённого умножения, животные или растения из Красной книги России. Разделяем их на квадраты и располагаем, как на картинке.

Инструкция, как сделать тетрафлексагон своими руками: 

1. Распечатайте и вырежьте два изображения.

2. Склейте их так, чтобы было видно изображение с обеих сторон.

3. Согните так, чтобы оба изображения были видны полностью.

4. Переверните. С другой стороны должно получиться изображение ещё одного памятника.

5. Склейте скотчем в изгиб по отметке на фото.

6. Потяните в стороны и откройте новую картинку.

7. Переверните и повторите действие — откроется новая картинка.

8. Получился флексагон.

С пользой игр для обучения школьников согласна и детский нейропсихолог Екатерина Стафеева:

«Любые игры могут оказывать положительное влияние на развитие когнитивных и социальных навыков. Настольные игры могут помочь улучшить концентрацию внимания, развить логическое мышление, память, внимание, аналитические способности. 

Однако не все настольные игры одинаково полезны в обучении. Чтобы настольная игра действительно помогла развить навыки школьника, она должна соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка. И содержать задания, для выполнения которых понадобится задействовать умственные способности».

Специально для подписчиков Журнала «ИнтернетУрок» Екатерина Стафеева выделила две игры, которые, по её мнению, бесполезны в обучении:

  • «Крокодил»: игра может быть забавной, но не помогает развивать навыки, связанные с обучением;

  • «Мафия»: игра может быть интересной и развивать социальные навыки, но не помогает в обучении.

И ещё одна важная мысль напоследок. Наверное, почти каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был самым умным, самым талантливым, самым успешным и, главное, самым счастливым. Но постоянная конкуренция и гонка за успехом в мире переизбытка информации может привести к неврозам и другим нарушениям психологического здоровья ребёнка. Именно поэтому игра, возможно, самый безопасный способ обучения с точки зрения психологии. Желаем интересно и с удовольствием провести время вместе с детьми!

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru