Права ребёнка: когда и кто поможет защитить
В России защитить права детей можно не только в суде. Помочь могут и другие государственные и частные организации. Юрист Нелли Гурьянова объясняет, к кому обратиться, если права ребёнка нарушили.
Заставляют платить за бесплатные лекарства
В некоторых случаях государство гарантирует гражданам бесплатные лекарства, в том числе и детям. Однако поликлиники и больницы не всегда соблюдают правило, и родители вынуждены платить за то, что полагается бесплатно. Разберём два распространённых случая.
Требуют покупать лекарства на стационарном лечении
Полис обязательного медицинского страхования гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, в том числе в стационаре. То есть если ребёнок ложится в больницу, то ему положены бесплатные лекарства, питание, процедуры и уход. Все затраты больнице оплачивает Фонд медицинского страхования. Если врач обязывает родителей покупать лекарства или медицинские изделия, то это нарушение прав ребёнка.
Доказать нарушение получится, если его зафиксировать. Можно записать разговор, можно купить предложенные лекарства, сохранить чек и назначение врача. Затем стоит обратиться в страховую компанию, которой принадлежит полис ребёнка, и пожаловаться на нарушение. Главное, прописать в заявлении требование вернуть деньги, потраченные в стационаре. После обращения в страховую в больницу придёт проверка — выяснить, почему нет лекарств, которые оплачивает Фонд медицинского страхования. После такой проверки можно вернуть деньги, потраченные на лечение в стационаре.
Ребёнку не выписывают бесплатные лекарства, полагающиеся по закону
Дети до трёх лет, а в многодетных семьях — до 6 лет вправе получать бесплатные лекарства по рецепту врача на основании закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Имеются в виду не специфические болезни и медицинские случаи, а рядовые детские болезни. Например, если ребёнок заболел ОРВИ, ему выписывают противовирусные препараты, лекарства от кашля, капли в нос, жаропонижающие. Всё это можно получить бесплатно.
Врач, который назначает лечение, во время приёма выписывает рецепт на специальном бланке. Получить препараты можно в аптеке, которая находится при больнице. Если педиатр отказывается выписывать рецепт, можно обратиться к руководству медицинского учреждения. В случае повторного отказа стоит написать жалобу в страховую компанию, которая выдала полис, и в Минздрав.
Если ребёнку требуется сложное дорогостоящее лечение, то можно обращаться в общественные организации.
Нелли Гурьянова, юрист:
«Общественные организации обычно держатся на инициативе и энтузиазме конкретных людей, создаются в форме некоммерческих организаций без цели извлечения прибыли, ведут свою деятельность на основе пожертвований, грантов, взносов. По функционалу их условно можно разделить на две группы. У первой помощь информационная, координационная, профилактическая. Вторая группа помогает материально и адресно: оказывают материальную помощь детям-инвалидам, специализированным детским учреждениям, интернатам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, собирают деньги на лечение и реабилитацию».
Примеры общественных организаций:
-
«Право ребёнка» при Российском исследовательском центре по правам человека;
-
Российский детский фонд;
-
благотворительные фонды: «Подари жизнь», «Артёмка», «Движение вверх»;
-
«Семья — основа мира»;
-
Ассоциация организаций по защите семьи;
-
центр «Семья».
Отказывают в лечении
Бывает, что врачи на местах бессильны в лечении ребёнка: не могут поставить диагноз или лечение не помогает. В этом случае ребёнка могут отправить домой, даже если состояние не улучшилось. Но это не повод сдаваться. В подобных случаях стоит первым делом идти к руководству больницы. Если это не помогает, то можно обращаться за помощью в Минздрав и к уполномоченному по правам ребёнка.
Например, девочку из Новосибирска привезли на лечение в Москву. У ребёнка было высокое артериальное давление, состояние ухудшалось, и врачи не могли диагностировать болезнь. Родители забеспокоились, что девочку выпишут несмотря на плохое самочувствие, и пожаловались уполномоченному по правам ребёнка при Президенте РФ. Уполномоченный обратилась в Минздрав, и девочку перевели в другую больницу, поставили диагноз и вылечили.
Ребёнка обижают другие дети
Защитить ребёнка с помощью закона можно и от буллинга — систематического психического и физического насилия, проще говоря, травли. Но здесь возможны трудности: малолетний возраст обидчика, сложность в сборе доказательств.
Какие доказательства могут подтвердить факт травли в суде:
-
видеозаписи разговоров;
-
скрины переписок в мессенджерах;
-
зафиксированные в травмпункте побои;
-
свидетельские показания.
Параллельно со сбором доказательств стоит поговорить с администрацией школы. Если школа замалчивает, не признаёт и, главное, не решает проблему, есть смысл обратиться в департамент образования, прокуратуру.
Если ребёнка не только травят, но и избивают, может помочь комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). Для этого важно снять побои в травмпункте, написать заявление в полицию и попросить участкового привлечь КДН. Эта комиссия проведёт проверку семьи хулигана и школы и поставит ребёнка-обидчика на учёт.
Компенсацию материального и морального вреда нужно требовать через суд.
Ответственность за детей до 14 лет несут родители, поэтому им придётся возмещать моральный и материальный вред. Родителей зачинщиков травли также могут оштрафовать за ненадлежащее воспитание на сумму до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ).
Отказывают в детском пособии
Большинство пособий сейчас назначает Социальный фонд России. Им можно составить письменное обращение и приложить доказательства, что право на пособие у вас есть. Если СФР отказывает в выплатах на ребёнка, стоит обратиться в прокуратуру.
Так, в Забайкальском крае многодетной матери перестали платить пособие на детей. СФР ссылался на то, что у женщины есть доходы по вкладам, которые превышают имущественный ценз. Многодетная мать утверждала, что денег на счетах нет. После вмешательства прокуратуры выяснилось, что в базе данных была ошибка из-за тёзки женщины. Выплаты восстановили.
О чужом ребёнке плохо заботятся
Говорят, чужих детей не бывает. Если вы видите побои, крики, угрозы, ребёнок плохо выглядит, плохо одет, просит еду, можно обратиться в органы опеки и попечительства. Тем самым вы можете спасти ребёнка. Не верьте мифам, что придут злые чиновники и заберут ребёнка в детдом, где ему будет ещё хуже.
В ответ на жалобу опека приходит в семью и смотрит, в каких условиях живёт ребёнок. Никто не требует кристальной чистоты и огромного запаса продуктов. Достаточно, чтобы у ребёнка были рабочее и спальное место, еда, одежда, игрушки, учебные принадлежности, не было явной антисанитарии.
Если опека не заметит нарушений, то спокойно уйдёт. Если нарушения будут, то станут действовать по обстоятельствам. Например, если жизни ребёнка что-то угрожает, то его на время изымут из семьи. Если не угрожает, то оставят.
Если семье нужна помощь, то органы опеки и попечительства помогут её получить. Например, отправят родителей на лечение, помогут получить продукты через соцзащиту или жильё через администрацию.
Куда и как обращаться
Выбор помощников по защите прав детей зависит от конкретных обстоятельств дела.
Нелли Гурьянова, юрист:
«Если ребёнок имеет право на получение жилья на основании конкретной нормы права, а органы власти не выполняют свои обязательства по предоставлению, то обращения в благотворительные фонды, общественные организации не принесут никакого результата. Звонить на горячие линии тоже не рекомендую. Такого рода вопросы решаются исключительно в суде, поэтому если напрямую в суд обратиться ребёнку или его представителю сложно, то действовать результативнее через прокуратуру.
Если ситуация связана с психическим, физическим или эмоциональным насилием и ребёнка необходимо защитить через физическое отстранение от насильника, то в данной ситуации в помощь органы опеки и попечительства, горячие линии, полиция — органы, которые могут действовать в моменте и обладают такими полномочиями либо оперативно известят такие органы.
При сложной финансовой ситуации у ребёнка обращаться лучше в фонды, поскольку государственные органы не окажут материальную помощь быстро, любые расходы связаны с бюджетными процессами, множеством бюрократических процедур. Есть вероятность, что фонды сработают здесь оперативнее».
Важно не только выбрать нужную организацию, но и правильно составить обращение.
Нелли Гурьянова советует придерживаться семи правил:
-
Подавать заявление письменно. Так вы обязательно получите ответ.
-
Соблюдать структуру: вводная часть (куда и от кого), описательная часть (изложение сути проблемы), просительная часть (что должен сделать госорган, чтобы вам помочь).
-
Обязательно указать, чего вы хотите: наказать виновных, провести проверку, восстановить права, проконсультировать и т. д.
-
Указать обратные контакты, чтобы ответ не потерялся.
-
Приложить документы, которые доказывают, что права нарушены.
-
Не писать слишком много: чиновники тоже люди и не любят читать многостраничные сочинения.
-
Придерживаться делового стиля общения: излагать только факты и по возможности без эмоций.