Назад
views 820
calendar 13 декабря 2023

«Хочу всё бросить»: ребёнок отказывается ходить в кружок. Как реагировать

«Хочу всё бросить»: ребёнок отказывается ходить в кружок. Как реагировать
contents Оглавление
Свернутьarrow
Обсуждаем с психологами возможные варианты
Допустим, ребёнок решил бросить кружок. Худшее, что можно сделать в этой ситуации, — поссориться, применить жёсткие методы воздействия и неправильную мотивацию. Например, попытаться подкупить ребёнка или наказать. Как правильно реагировать, когда средний или старший школьник отказывается ходить в кружок, — разбираемся в этой статье.

Для начала важно поговорить с ребёнком и выяснить, почему он бросает кружок. Если занятия всегда нравились или хотя бы не вызывали негатива, а сейчас отношение резко изменилось, то явно что-то произошло. В статье обсудим самые распространённые причины, из-за которых у детей снижается мотивация к дополнительному образованию.

Наталья Митюшина, психолог:

«Наша основная задача как родителей — не заставлять, а правильно мотивировать ребёнка на тренировки и занятия в кружках. Два противоположных и одинаково неэффективных метода мотивации: задаривание за посещение и наказание за прогул. В первом случае ребёнок будет “отрабатывать” на тренировке или в кружке, чтобы получить заветный подарок. Во втором случае занятия станут исключительно способом избежать наказания. И ни один из вариантов не принесёт пользы».

Ребенок бросает кружок: что рекомендуют делать психологи

Ребёнок разочаровался в кружке

Допустим, подросток летом упрашивал записать его в художественную школу. Родители купили мольберт, краски, оплатили абонемент. А зимой он уже не подходит к ватману и отказывается ходить в «художку». Жалуется, что заставляют рисовать ровные круги и смешивать цвета, а до первой настоящей картины ещё месяцы скучных занятий. Кажется, энтузиазм пропал.

Такая перемена неудивительна. Ребёнок видит в сети картины художников, клипы популярных музыкантов и танцоров, ролики про подтянутых каратистов, успешных хоккеистов и киберспортсменов. Картинка настолько привлекательная, что хочется воплотить её и в своей жизни. Подобная увлечённость — это нормально. Ребёнок расширяет кругозор, познаёт себя и понимает, какой вид деятельности ему комфортен, а какой нет.

Александр Лоик, психолог:

«Дополнительное образование — это своеобразные профессиональные пробы. Чем больше сфер ребёнок попробует, тем легче в дальнейшем ему будет определяться с профессиональной сферой деятельности».

Что делать, если ребенок бросает кружок или секцию: мнение психолога

Как реагировать:

  1. Не вкладывать существенные деньги в кружок. Предоставляем ребёнку возможность попробовать, но для начала оплачиваем только месячный абонемент, а инвентарь берём в аренду.

  2. Поддерживать увлечение. Если это музыка — устраиваем домашний концерт. Если живопись — квартирный вернисаж, если спорт — водим на соревнования.

  3. Позволяем ребёнку бросить начатое, если видим, что он остыл. 

Кружок понравился родителям, а не ребёнку

Бывает, родители реализуют свои мечты и планы через детей. Или верят популярным стереотипам, например, «программирование — это перспективно и модно». Но на самом деле дети нам ничего не должны. И невозможно принудить человека связать жизнь с нелюбимым хобби. К примеру, даже если родители заставят ребёнка отучиться в «музыкалке» по классу фортепиано, то в дальнейшем он будет играть максимум на семейных торжествах, и то через силу.

Как реагировать:

  1. Поговорить с ребёнком, объяснить свою позицию и выслушать его.

  2. Предоставить возможность выбирать кружок самому. Подросткам важна самостоятельность.   

Александр Лоик, психолог:
«Предположим, подросток бросил кружок, который выбрал родитель. Тогда нужно выяснить, по какой причине ребёнок решил прекратить занятия. Если интереса не было изначально, стоит задуматься о поиске другого увлечения. Если что-то не получается, полезно обсудить интерес, важность и ценность занятий. Рекомендую совместно обдумать, с чем связаны сложности и стоит ли пробовать их преодолеть».

Ребёнок тратит слишком много сил 

Предположим, после летних каникул подросток записался на карате, в музыкальную школу, на плавание и шахматы. А ещё ходит к репетитору по английскому и математике. В начале года нагрузка ниже, и ребёнок справляется со всеми дополнительными занятиями. Но к зиме школьная программа усложнилась, на домашнюю работу уходит больше времени, накапливается усталость. К тому же, возможно, стало не так удобно добираться до секции: например, осенью подросток ездил на занятия на велосипеде, а с выпадением снега приходится передвигаться пешком или на общественном транспорте. Сил и времени он тратит больше. Соответственно, сильнее устаёт.

Елена Иванова, основатель и руководитель сети детских языковых центров:

«Часто мы как родители возлагаем на детей слишком много обязанностей: помимо садиков и школ предлагаем занятия с репетиторами, многочисленные кружки, спортивные секции, языковые центры и так далее. При такой нагрузке легко объяснить отказ ребёнка посещать дополнительные занятия: он устаёт, перегружается, а из-за этого у него пропадает желание заниматься. 

Я считаю, что развивать детей важно. Но не менее важно делать это дозированно. В первую очередь нужно учитывать предпочтения, таланты и график ребёнка. Не стоит перегибать палку, лишая школьника возможности немного побездельничать и погулять с друзьями».

Ребенок слишком устает от дополнительных занятий: решение от педагога

Как реагировать:

  1. Стараться, чтобы кружков было немного (2–3 дополнительных занятия, включая репетиторов), следить, чтобы спортивные чередовались с интеллектуальными.

  2. Оценить, сколько у ребёнка свободного времени и когда он садится за уроки. В идеале ребёнку нужен час на прогулки и свободное время (побездельничать).   

  3. Обсудить с ребёнком, что из дополнительных занятий он хочет продолжить, а что готов бросить.

  4. Попробовать оптимизировать занятия. Например, найти кружок поближе к дому, а некоторые занятия перевести в онлайн.

Олеся Фатеева, детский и семейный психолог:

«Понимаю, всем нам хочется вырастить успешного человека, который хорошо играет на гитаре, плавает, рисует, знает три языка и разбирается в робототехнике. Но, перегружая школьника, мы рискуем добиться обратного эффекта. Важно грамотно чередовать учёбу и отдых, следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался и бывал на свежем воздухе. Бывает, что у ребёнка несколько кружков. В этом случае есть смысл  предложить углубиться в какой-то один и оставить те, которые ему менее интересны».

Педагог  назвал способ выбрать оптимальное количество кружков и секций для ребенка

Стало сложно

Допустим, ребёнка записали на гитару. И вот он пытается освоить барре. Это действительно сложно, к тому же болят пальцы. Если перебороть себя и пройти сложный период, то мотивация вернётся. То же самое в гимнастике, танцах, единоборствах. В любом деле есть непростая задача, которую тяжело освоить и которая расшатывает мотивацию заниматься. Так бывает и в школе: после сложной темы некоторые дети начинают ненавидеть предмет. Но стоит её освоить, и интерес возвращается.

Любава Кондакова, директор и основатель языковой школы, мама четверых детей, педагог с 15-летним стажем:

«В любой деятельности может наступить момент, когда не всё получается и хочется бросить. Но если преодолеть эту сложность, то ребёнок будет снова с радостью заниматься. А если бы он ушёл через одно или несколько занятий, то ему не хватило бы времени для преодоления, и от занятий осталась бы только позиция “это не то, это не моё”».

Хочу все бросить: педагог подсказывает, что делать, если ребенок не тянет кружки и секции

Как реагировать:

  1. Поддержать ребёнка, чтобы он смог пройти сложный период.

  2. Поговорить с педагогом. Если ребёнок пропустил несколько занятий и отстал от программы — решить, как лучше «догнать» группу.

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок»:

«Не всякая деятельность способна с первого захода увлечь, ведь где-то требуется приложить немалые усилия. Например, занятия боксом, плаванием или театральные студии побуждают собрать волю в кулак, преодолеть себя — свою застенчивость, свою мышечную слабость — и начать делать то, что прежде давалось с трудом.

Иногда возникает отторжение. На этом этапе родителю важно проявить чуткость, внимательно посмотреть на результаты, поговорить с тренером или наставником. И отдельно — с ребёнком, обязательно в позитивном ключе: похвалить за первые попытки проявить себя и выяснить, что давалось сложнее всего и как он решил справляться с трудностями.

Если ребёнка пугает перспектива напрягаться сверх меры для достижения результата, есть смысл объяснить ему, что такое методика ежедневного продвижения на шаг вперёд. Это значит, что мы не требуем сверхусилий, главное — стремиться освоиться и самостоятельно выбрать для себя собственный вариант продвижения: не гнаться за всеми, а идти в своём темпе.

Можно договориться на 10 шагов вперёд — то есть прежде чем бросить кружок или тренировки, освоить минимум 10 занятий, после которых сложится адекватная картина происходящего и будет принято окончательно решение: оставаться или идти искать что-то другое».

Ребенок бросает кружок или секцию: решение от опытного педагога

Неинтересно

До 12 лет детям сложно заниматься тем, что не вызывает интереса, поэтому по теории педагогики даже школьные уроки до 6 класса полезно хотя бы частично проводить в игровой, соревновательной или даже концертной форме. А после 12 лет менее важна форма урока и более важно содержание. То есть включаются другие виды мотивации. Ученики средних классов обращают внимание на то, чему именно его учат, а не на то, как педагог это делает. Добавляется и мотивация достижений. Например, подросток может заниматься не самым интересным занятием, если поставил цель выиграть медаль, кубок или другое поощрение. 

Как реагировать:

  1. Узнать, как проходят занятия, учитывают ли они возрастные особенности ребёнка.

  2. Предложить позаниматься у нового преподавателя, если ушёл прежний. От личности педагога зависит очень многое. Когда уходит тренер, часто распадаются группы, которые он ведёт. В этом случае стоит предложить попробовать позаниматься у преемника и присмотреться к нему.

  3. Поменять кружок или формат занятий, если ребёнку интересно направление обучения, но скучно у конкретного преподавателя. Как вариант, можно учиться программированию не в специальной школе, а один на один с учителем, в кружке при школе или по онлайн-урокам.

articlePreviewImage
Как заставить ребёнка учиться?
Никак. Только мотивировать и вдохновлять. Разбираемся, как это сделать.
 

Правда ли, что если бросить кружок, ребёнок точно не научится достигать целей

Как мы уже выяснили, бросать любимое занятие при первой трудности — не лучшая стратегия. Стоит попробовать преодолеть конкретно эту трудность, и уже после этого принимать решение. Но не стоит впадать и в обратную крайность и заставлять ребёнка заниматься тем, что ему неинтересно, или перегружать занятиями, если у него действительно не остаётся времени на отдых.

Бросить одну секцию — не так уж и критично. В целом почти каждый школьник преодолевает трудности и демонстрирует упорство: учится в школе и не бросает, выполняет сложные и не всегда любимые задачи — выучить стихотворение, подготовить доклад. То есть что-то он точно доводит до конца.

Не перепутать пасование перед временной трудностью и бесполезность занятий  поможет понимание принципов «я пробую» и «я делаю». Режим «я пробую» нужен, чтобы изучить новые виды деятельности, которые вызывают любопытство. На них достаточно 2–3 месяца. А режим «я делаю» более серьёзный. Он связан с постановкой цели.

Варианты целей дополнительных заданий:

  • подготовиться к экзамену на 100 баллов; 

  • получить удовольствие;

  • занять призовое место в городских соревнованиях;

  • заниматься для общего развития;

  • получить конкретный навык.

После постановки цели переходим к планированию. Здесь важно подсказать ребёнку, какие ступеньки нужно преодолеть, чтобы добраться до цели. А в сложные моменты — поддержать.     

В целом, если ребёнок обычно достигает результатов и доводит до конца какие-то задачи, то беспокоиться не о чем. Пара брошенных кружков не испортят судьбу. Ведь и в 40 лет можно научиться играть на гитаре или в 50 лет — рисовать. Однако если у ребёнка закрепляется модель поведения «начать и бросить при первой сложности», то есть смысл глубже разобраться в проблеме и помочь преодолеть трудность в занятии, которое больше других интересно ребёнку.

Александр Лоик, психолог:

«Важно, чтобы ребёнок достиг успеха в своих занятиях, и только после этого можно вернуться к разговору о бросании кружка. Если бросать дела при первой же трудности, формируется модель поведения: движение по пути наименьшего сопротивления. В дальнейшем будет сложно научить преодолевать преграды, готовиться к сложным экзаменам».

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Чек-лист: что делать, если ребёнок бросает кружок

  1. Успокаиваемся, берём паузу, чтобы подумать.

  2. Разговариваем с ребёнком, чтобы выяснить, почему он бросает.

  3. Даём «время остыть». Предлагаем походить в кружок или секцию, пока есть оплаченные занятия. Возможно, за это время ребёнок сам справится с проблемой и продолжит обучение.

  4. Поддерживаем ребёнка. Ни в коем случае не обвиняем. Внимательно слушаем, поддерживаем, подсказываем, как разобраться с трудностью в занятии.

  5. Предлагаем варианты решения в зависимости от причины, по которой ребёнок бросает занятия.

  6. Предоставляем свободу выбора, в том числе право отказываться от того, что не нравится. 

  7. Анализируем результат вместе с ребёнком. Если остаётся — чему научился и чему может научиться, что ему дадут новые знания. Если всё-таки бросил кружок — почему изначальный выбор оказался неверным, какие потери семья понесла, какие выводы сделал ребёнок.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru