Назад
views 637
calendar 10 сентября 2022

Дисциплина в образовании

Дисциплина в образовании
Оглавление
Свернуть
Дисциплинарные требования не вызывают особого напряжения и душевных переживаний, если изучение предмета увлекает и захватывает. Но сделать так, чтобы все школьные предметы стали бы интересны всем школьникам, практически нереально.

Ученик, переступивший школьный порог, сталкивается с необходимостью соблюдать установленные правила. Результаты такой «обязаловки» обычно негативны, и потому учебный процесс становится надоедливым и нудным. Дисциплинарные требования не вызывают особого напряжения и душевных переживаний, если изучение предмета увлекает и захватывает. Но сделать так, чтобы все школьные предметы стали бы интересны всем школьникам, практически нереально. Правда, можно постараться определить сферу, которая интересна конкретному ученику, и учитывать это…

Основатель компании Microsoft Билл Гейтс не просто игнорировал школьную дисциплину, но позволял себе выходки, из-за которых родителям пришлось прибегнуть к помощи психиатра. Ситуацию не изменили ни наказания, ни поощрения: родители решили выплачивать ему по 25 центов за каждую оценку «отлично». Однако этот чисто американский метод не принёс результатов — школьник за год едва сумел набрать 5 долларов. Лишь появление в школе компьютеров кардинально изменило отношение к учёбе. Интерес к программированию превратил парня из хулигана в одного из самых уважаемых людей планеты.

Что же такое дисциплина?

Это правила поведения, предлагаемые личности социумом, школой и близкими. Школьная дисциплина всегда стоит особняком. Поскольку для объяснений каждому ученику, почему выполнение правил целесообразно именно для него, у педагогов физически нет времени, многие учащиеся касательно этого остаются в неведении. Им кажется, что их загоняют в искусственно созданные рамки, которые не оправданы и мешают. В лучшем случае школьники их тихо игнорируют. Хуже, когда ситуация выливается в конфликт и протест, чреватый последствиями. Слишком жёсткие или завышенные требования к ребёнку в школе могут сломать его.

Избежать большей части негатива позволяют разъяснения «что и зачем нужно». Внутреннее осознание справедливости предъявляемых дисциплинарных требований и принятие установленных правил даст возможность ученику соблюдать их охотнее. Постепенно они станут естественными для него. Таким образом, понимание, что правила помогают именно ему, значительно ускоряет обретение дисциплинарных навыков школьником.

Великий физик Исаак Ньютон, возможно, никогда не достиг бы таких высот в науке, если бы ещё в школе не осознал, что именно в учёбе может проявить себя. Ребёнком он был слабым, частенько терпел обиды от сверстников. Поначалу он был занят переживаниями и не вылезал из двоек. Как ни странно, именно факт избиения более сильным одноклассником стал поворотным в его судьбе. Переживая очередную обиду, он понял, что если не физически, то умственно он может доказать свою силу. С того момента двойки испарились из его дневника навсегда, заодно с дисциплинарными взысканиями.

Однако стоит ли ждать прозрений, которые приходят с обидой и болью? Задача родителей — не доводить ситуацию до той, что была у маленького Исаака. Нужно постараться донести целесообразность существующих предписаний. Дальше этим вопросом будут заниматься педагоги в школе или тренер в секции. Но без правильной помощи родных все старания могут оказаться тщетными.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Как приучить ребёнка к дисциплине и самостоятельному обучению?

Большинство базовых навыков прививаются в детстве. С трёх лет для детей устанавливаются простые, понятные правила поведения, исполнение которых закладывает начальный дисциплинарный уровень. Оптимально — прививать их в игровой форме. Малыш начинает постепенно понимать, за что его похвалят, а какие проступки оставят без внимания.

Обучение дисциплине может начинаться с нормирования дня и необходимости в определённые часы выполнять установленные задания. Например, наводить порядок и проходить обучение. Это может быть элементарное раскладывание игрушек по местам, распределение вещей по полкам и даже самостоятельное изучение алфавита или получение знаний из книг. Если после проделанной работы ребёнка будет ожидать приятный сюрприз, то постепенно возникнет связка между действием и положительными эмоциями.

И тем не менее все дети по-разному реагируют на педагогические новшества родителей. Иногда после появления правил их поведение портится — малыш отказывается их соблюдать.

Часы дисциплины

Психологи выделяют наиболее распространённые причины:

Чрезмерный контроль и опека. Есть разница, убираешь ли ты в комнате потому, что так там будет чисто и комфортно, или потому, что так сказал родитель. Хорошо, чтобы ребёнок искренне понимал, что это нужно ему.

Тональность разговора. Общаясь дружески и на равных, можно получить значительно больше понимания, нежели отдавая приказы с нотками угрозы в голосе.

Излишняя нетерпеливость. Родителям всегда некогда, и они постоянно спешат. В итоге мультик остаётся недосмотренным, а игрушечная машинка так и не доехала до гаража... Позвольте ребёнку завершить то, чем он занят.

Вам мстят. Сопротивление может быть направлено не против нового правила, а против конкретного взрослого, если тот накричал или обидел непониманием. Найдите способ оказаться по одну сторону баррикады.

Ребёнок не понял задачи. Его что-то отвлекло или он запутался во времени. А может быть, это вы всё слишком путанно объяснили?

В любом случае, необходимо разобраться, чем вызван бунт ребёнка. Разговорить его, уточнить, по какой причине он не выполняет задание. Лучше всего справиться с недовольством, помогая выполнить всё в игре.

Не забывайте, что поначалу любая позитивная деятельность ребёнка нуждается в поощрении гораздо больше, чем отсутствие таковой — в наказании. Это касается и базового образования, получаемого дома, до поступления в образовательное учреждение.

Давайте ребёнку задания, с которыми бы он захотел бы справляться самостоятельно. Такая система может сформировать движение к цели. На первых этапах стоит заниматься вместе с ним, вырабатывая умение вникнуть в задание, подготовиться к школе. Совместное выполнение начальных программ способствует дальнейшему совершенствованию знаний и умений. Приготовление первых уроков вместе формирует алгоритм разбора вопроса. В дальнейшем аналогичный урок будет легко выполнен самостоятельно.

Великий испанский художник, признанный современниками самым дорогим живописцем в мире, Пабло Пикассо начал заниматься творчеством в детстве. Первым учителем и человеком, заметившим и развившим его талант, стал отец. Благодаря умелому и постепенному постижению секретов художественного таинства юный Пабло создал своё первое серьёзное полотно в 8-летнем возрасте. Это была известная картина «Пикадор». В 13 лет Пикассо поступил в школу искусств. Сочетание таланта и навыка настойчиво трудиться привело к тому, что ученик смог за год превзойти в мастерстве своих преподавателей.

Но предоставляя «свободу» в выполнении заданий, нужно быть готовым и к ошибкам. Учебный процесс будет кропотливым. За недочёты не стоит наказывать и повышать голос. Дисциплина в учебном процессе должна быть соблюдена как со стороны школьника, так и родителя. Без этого положительной динамики ждать неоткуда. Если самостоятельные занятия будут приносить негативные эмоции, ребёнок откажется от них.

Чтобы школьник захотел учиться сам, нужен правильно выстроенный домашний педагогический процесс. Даже не понимая школьный предмет или новую тему, ученик должен быть уверен в поддержке родителей. Дома помогут разобраться с недопониманием и разрешат вопросы, возникшие в процессе обучения.

Изобретатель Томас Эдисон, создавший лампу накаливания и подаривший миру более 4000 открытий, легко отвлекался от занятий в школе, витал в облаках и не реагировал на замечания учителей. В итоге он был отчислен и пришёл домой с запиской: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем учить его вместе со всеми». На счастье, мама Томаса тоже была педагогом. Не раскрывая содержания записки, она стала заниматься с сыном. В итоге очень быстро обнаружился его интерес к химии и точным наукам. Спустя много лет сам учёный скажет, что гениальность — это 1 % вдохновения и 99 % дисциплины и пота.

В современной школе предметы начальных классов просты. Привив любовь к постижению нового, научив разбираться с несложными задачами, есть повод ожидать дальнейших успехов. Ребёнок станет самостоятельно с интересом разбирать задания и выполнять упражнения.

Дисциплина в обучении

Дисциплина детей до школы

Семья — главный источник получения полезных навыков и отношения к дисциплине в том числе. Если родные и близкие ко многому относятся безответственно, едва ли дети станут вести себя иначе. В идеале, нужно с малых лет устанавливать правила, которые логичны и легко объяснимы. Разъяснение причин и соблюдение правил старшими членами семьи подтвердят их нужность. Сначала это может в большей степени касаться игр: малышу нужно знать, где и как ему играть. Что можно делать дома, что допустимо на прогулке, а что строго запрещено. Играть в подвижные игры на улице, а не носиться с воплями по квартире должно быть так же естественно, как чинить машину и разбираться с деталями в гараже или в специально отведённом для этого месте, а не в спальне.

Обучение дисциплине закладывается и во время освоения новых навыков. Поощрение, получаемое после внимательного прослушивания сказки, становится хорошим стимулом для послушания. Осознавать это дети начинают примерно с трёх лет, но и ранее стоит помнить об этом. Ведь многое в этом возрасте закладывается бессознательно.

Статья по теме

Как получить золотую медаль в школе
Золотую медаль в школе вручают за отличное обучение и достижения в освоении учебной программы. С 2014 года она носит название «За особые успехи в учении». Как получить золотую медаль в школе?

Дисциплина в начальной школе

Здесь уместно проявлять твёрдость. Школьнику нужно ощутить и принять ответственность за совершаемые поступки на первой ступеньке во взрослую жизнь. Современная система обучения сама по себе даёт много послаблений. В первых классах выполнение домашних заданий является необязательным. Их «рекомендуют» делать. Иногда подобный подход чрезмерно расслабляет участников учебного процесса. Хорошо, если родители это понимают и берут ситуацию в свои руки.

Выработайте чёткий план, как и когда ребёнок будет делать уроки. Выполнив задания вовремя, хоть возможно и с помощью родителей, он получает поощрение, желательно нематериального характера. Например, если всё сделано вовремя, то после занятий папа может подключиться к любимой игре. Или в гости заходит ровесник, живущий по соседству. Или можно посетить каток или спортплощадку. Поощрения могут быть более значительными, если получается учиться на перспективу.

Великий химик Дмитрий Менделеев, без портрета которого невозможно представить современную школу, в школьные годы особым рвением к наукам не отличался. Драки, перепалки с учителями и прогулы уроков были для него обычным явлением, вплоть до наказания, которое могло бы поставить крест на будущем Дмитрия как учёного. Отчаявшись, учителя решили просто исключить забияку. Лишь это и перспектива лишиться возможности общаться с образованнейшими людьми того времени, декабристами, которые были вхожи в родительский дом, заставили его начать прилежно заниматься.

Не лишним будет добавить в процесс элемент игры — сделать своеобразный график подсчёта баллов за неделю или месяц. Он формируется не только на основе школьных достижений, но и на выполнении домашних поручений и спортивных успехов. Идеально, чтобы подведением своих итогов занимались бы все члены семьи. Школьник будет стремиться получить большее количество баллов и, как следствие, поучаствовать в чём-либо интересном. Подобная система отлично работает, когда в семье несколько детей и возникает эффект дружеских состязаний.

Дисциплина в средней школе

В этом возрасте отношение к дисциплине в учебном процессе уже сложилось. Ученик отлично знает, что несёт ответственность за выполненные работы перед учителем и родителями. Важно, чтобы у него был ежедневный план действий.

Оптимально, чтобы у школьника, помимо родителей, существовал бы наставник, способный сформировать правильное отношение к учёбе и грамотный подход ученика к процессам, которые подразумевают постепенное достижение поставленных целей. Таким наставником может быть тренер или руководитель кружка, который действительно интересен школьнику. Это может быть даже дальний родственник или старший товарищ. Это уже не такой же озорной друг, но ещё не учитель и не родитель. Это некая третья сила — помощник, который может легко направлять младшего товарища и без особого нажима распределять его занятия. Школьник чувствует себя самостоятельным, что позволяет родителям расслабиться и снизить степень контроля.

В то, что Фёдор Михайлович Достоевский станет всемирно известным писателем и классиком, поначалу мало кто верил. Отец не относился к творческим экспериментам всерьёз и пророчил сыну инженерную карьеру. Лишь старший брат Михаил никогда не сомневался в том, что из Фёдора получится настоящий писатель. Он поддерживал брата во всём, помогая тому деньгами, одеждой и советами. Братья были дружны и понимали друг друга с полуслова. Возможность делиться мыслями с близким человеком, получая от того отклик и понимание, было значимой деталью для становления классика в детстве, в юности и во взрослой жизни.

Если ребёнок находится на домашнем обучении, то замечательным помощником может стать обыкновенный репетитор или индивидуальный наставник из онлайн-школы. В Домашней школе «ИнтернетУрок» для этого предусмотрена даже дополнительная опция — «Персональный наставник». Услуга создана для того, чтобы учащиеся и родители всегда могли получить в помощь третью силу, которая, помимо прочего, действует профессионально.

back
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Как хоумскулер приучается к дисциплине и ответственности?

Переход на домашнее обучение, как правило, сопровождается вескими причинами. Не сложились отношения с одноклассниками, и находиться в школе стало тяжело. Учитель предъявляет завышенные требования, или, наоборот, преподавание слишком слабое. А может быть просто из-за частых болезней, других занятостей и активной внешкольной жизни соблюдать догматичный школьный график не получается и слишком много занятий проходит мимо. Причин много. Выход один — домашнее обучение.

Уинстон Черчилль, Константин Циолковский, Альберт Эйнштейн — это лишь начало длинного перечня гениев, которые, отказавшись от общепринятого школьного образования, достигли успеха благодаря усердным домашним занятиям, увлечённости и самообразованию.

Подобная форма образовательного процесса значительно более гибкая и позволяет акцентировать внимание на том, что наиболее интересно. Она же является стимулом обретения навыков планирования и дисциплинированности. Ведь здесь всё зависит только от тебя, и нет учителя, стучащего указкой по столу по любому поводу.

Как правило, в этом случае школьную программу помогают осваивать родители. А чтобы в знаниях не образовывались пробелы и присутствовал бы профессиональный подход, на помощь приходит онлайн-школа. Таким образом, хоть план обучения и претерпевает изменения и допускает вольности, ни одна тема не будет утеряна. Кроме того, необходимость писать контрольные работы, сдавать домашние задания не маме, а специально подготовленному третьему лицу дисциплинирует хоумскулера. Он начинает чувствовать ответственность за недоделки, гордиться успехами, которых достиг сам, а не из-под палки классного руководителя. Так он учится работать самостоятельно, постепенно формируя соответствующие навыки, перетекающие в привычку.

Тем не менее родителям не стоит пускать домашнее обучение на самотёк. Вне зависимости от степени доверия в младшей школе рекомендуется ежедневно проверять то, что выполнил маленький школьник и как он это сделал. В средней школе, если у ребёнка учебный процесс наладился, проверки можно осуществлять реже. Сформировав в детях чувство ответственности, можно надеяться на достойный результат.

Выводы

  • Дисциплина в образовании формируется в семье. Навыки, заложенные в раннем детстве, способствуют школьным успехам ребёнка и в дальнейшем помогают в реализации взрослых решений.
  • Самоорганизация ученика играет ключевую роль в достижении результатов в процессе обучения. Успехи в этом должны приносить радость и поощряться.
  • Обучение дисциплине изначально должно проходить в игровой форме. С взрослением ребенка — обретать чёткий характер и непоколебимые границы, в которых он чувствует себя комфортно.
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru