Интерактивные формы и методы обучения в школе
Интерактивное обучение — это практический подход к образованию, основанный на вовлечении учащихся в учебный процесс через социальное взаимодействие.
Что такое интерактивное обучение
Одной из основных форм классического преподавания в обычной российской школе считается лекция, где учитель транслирует информацию, а ученик её получает. Независимые школьные учреждения и прогрессивные преподаватели задействуют интерактивные методы обучения, которые развивают у школьника критическое мышление.
Основа подхода — тщательно продуманная и структурированная деятельность в группах, в процессе которой создаётся увлекательная среда для учеников, где они разбирают новый материал и тренируют практические навыки. Типичные «домашние задания» — решение задач или упражнений — выполняются вместе в классе. Классические «аудиторные» занятия, например прослушивание объяснения новой темы, ведутся дома.
Школьники, предварительно ознакомившись с темами, приходят на занятия, заинтересованные предметом изучения. Затем они получают задание создать проект, смоделировать дискуссию в форме ролевой игры или другое активное упражнение, которое вовлекает в интерактивную учебную среду вместе с одноклассниками и преподавателем.
Интерактивное обучение — это целостная методология, включающая в себя как онлайн, так и офлайн-компоненты, которые вместе создают полноценный образовательный опыт.
Задачи интерактивного обучения
Интерактивное обучение увлекает учеников, выросших в гиперстимулированной среде. Оно развивает навыки критического мышления, которые являются основополагающими для развития аналитического мышления. Задачи интерактивной методики обучения — с младших классов научить ребёнка:
- исследовать вопрос, используя воображение и логику;
- принимать решения, основываясь на объективных данных, а не заучивать информацию, чтобы получить пятёрку.
Интерактивное обучение в увлекательной форме учит детей сотрудничать и успешно взаимодействовать в группах. Это незаменимый навык, поскольку, судя по тенденциям, которые прослеживаются в значимых компаниях, работать будущим выпускникам придётся в команде.
Главная задача интерактивного обучения — помочь учащимся понять и раскрыть свои способности, а также в определённой степени контролировать процесс получения знаний. Школьники могут сами решать, каким способом они хотят разрабатывать и представлять свои проекты. Это помогает развивать сильные исследовательские навыки.
Методы и приёмы интерактивного обучения
Интерактивное обучение помогает школьникам максимально вовлечься в работу по получению знаний. Ученик — это не только пассивный слушатель, но и активный участник процесса.
Преподаватели, его практикующие, применяют разные методы вовлечения школьников в процесс обучения:
- взаимодействие между преподавателем и учеником;
- работа с аудио-, видеоматериалами;
- взаимодействие между одноклассниками;
- практические занятия, исследовательская и проектная работа.
Поначалу ученики могут сопротивляться интерактивным методам обучения. Классические общеобразовательные учреждения имеют мало опыта применения таких методик. Ученики привыкли к традиционным урокам, а с новыми формами взаимодействия им приходится прикладывать больше усилий, что может вызвать противоречия и нежелание участвовать в процессах. Ученику кажется, что преподаватель отказывается от роли учителя. Эти точки соприкосновения с новыми методиками обучения могут стать причиной сопротивления в классе. Поэтому педагогам лучше разъяснить, почему применяется тот или иной метод интерактивного образования и чем он будет полезен.
Цели интерактивных методов обучения:
- эффективное усвоение учебных материалов;
- формирование модели поведения;
- обеспечение высокой мотивации, свободы самовыражения, тяги к знаниям и командного духа.
Интерактивные формы обучения
Вот несколько приёмов интерактивного обучения, которые широко используются в учебных аудиториях.
Мозговой штурм
Интерактивный мозговой штурм обычно проводится на групповых занятиях. Он полезен тем, что участники обсуждают тему и генерируют творческие мысли и идеи. Этот метод обучения помогает учащимся научиться работать сообща. Функции мозгового штурма:
- развитие образного мышления;
- передача идей в группе.
Подходит для занятий онлайн в формате видеоконференции. На основе результатов, полученных после генерирования идей, можно создать карту — mind map, которая может стать основой для дальнейшей работы над темой.
Работа в паре
Учитель озвучивает проблему или задаёт вопрос аудитории, затем делит учащихся на пары. На размышление даётся достаточно времени, чтобы сформулировать ответ. Потом каждый участник во всеуслышание озвучивает решение или заключение, к которому он пришёл. Этот метод учит развивать дискуссии и конструктивно обсуждать заданную тему. Ученики сами не заметят, как запомнят больше материала, чем если бы просто прослушали лекцию.
Проект
Участники объединяются в группы, у каждой из которых — своя тема проекта, которую они должны раскрыть. Внутри групп-коллективов каждый ученик вносит идеи и делится мыслями. Так участники учатся этому на опыте друг друга, обмениваются информацией и выстраивают коммуникации.
Дебаты
Во время дебатов два ученика или группа высказывают свои мысли друг другу и критикуют идеи оппонента. Дебаты особенно продуктивны, когда преподаватель хочет, чтобы учащиеся поняли и оценили точки зрения одноклассников. Нужно учесть состязательную природу этого приёма и при назначении оппонентов регулировать их темперамент, эмоциональное состояние.
Инцидент
Этот метод обучения предполагает рассмотрение конкретной задачи или случая. Он готовит школьников к жизни за пределами учебного учреждения. Суть приёма: предоставить небольшим группам учеников детали реальных событий или задач, с которыми они столкнутся после школы, а затем попросить их разработать действенное решение. Ученики сами определяют, какие знания по теме у них есть и чего не хватает для решения задачи. Они обсуждают в группе способы получения недостающей информации, формулируют гипотезы, проводят эксперименты, в конце находят решение и сообщают о результате. Этот подход основан на теории о том, что открытое исследование повышает мотивацию учащихся.
Интерактивные методы обучения помогают достичь лучших результатов в усвоении новых тем и организовать учебный процесс так, чтобы все учащиеся в равной степени были вовлечены в изучение материала. Каждый вносит свой вклад в занятие, ученики обмениваются информацией и идеями. Таким образом, они не только приобретают новые знания, но и развивают коммуникативные навыки:
- умение слушать других;
- оценивать различные точки зрения;
- участвовать в дискуссиях;
- принимать совместные решения;
- развивать толерантность и т. д.
Интерактивное обучение помогает учащемуся не только легко усваивать новый материал, но и запоминать его.
Интерактивное обучение в школе: современные технологии на уроках
Использование различных типов технологий в аудитории, включая виртуальный класс, повышает интерес учеников. Они активнее участвуют в ходе урока и лучше усваивают информацию. Применение современных технологий также влияет на то, как много школьник запомнит и сможет применить на практике.
Не во всех школах ученики могут работать на ноутбуках или планшетах в течение урока. Если эти устройства и есть, они в основном используются как электронные учебники или применяются для самостоятельных исследований. В зависимости от типа излагаемого материала компьютеры или ноутбуки служат для трансляции дополнительной информации, геймификации уроков или для интерактивной коммуникации с одноклассниками.
Но чаще в классах установлены проекторы и интерактивные доски. Обычно проектор выполняет функцию дисплея. Они широко распространены в школах благодаря своей относительной простоте и способности проецировать изображение на большую площадь.
Сейчас в классах чаще встречаются белые доски, по поверхности которых пишут маркером, а не мелом. Но и интерактивные варианты не менее распространены. Такое устройство сочетает мультимедийные и сенсорные технологии с привычными функциями обычной доски. Учитель может показать видео или найти информацию в интернете в режиме реального времени, продемонстрировать контент, а затем даже поделиться им с учениками через их устройства.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ интерактивных форм обучения можно выделить следующие:
- Формирование умения понимать сущность изучаемого предмета, законы его основных понятий, причинно-следственные связи.
- Формирование оценочной деятельности: самооценка своих действий, обсуждение предложений других учащихся.
- Развитие познавательных способностей, всех элементов обучающей деятельности учащихся: мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.
Но у интерактивного обучения есть и свои недостатки.
Проблемы адаптации личности
Метод интерактивного обучения не всегда позволяет адаптировать его к особенностям той или иной личности. Например, если ребёнок не очень хочет участвовать в образовательном процессе. Или ученик, лидирующий в группе, может не давать другим участникам высказаться, хотя их мнение может оказаться правильным или более подходящим.
Квалификация преподавателя
Преподаватель, который использует интерактивные методы обучения, должен обладать нужной квалификацией и навыками, то есть обучать тому, чем сам владеет. Опыт интерактивного обучения необходим для поддержания надлежащего контроля за дисциплиной в классе.
Психологический дискомфорт
Методы интерактивного обучения могут вызвать у школьников чувство дискомфорта и тревоги. Со временем этот эффект, скорее всего, пройдёт. Необходимо внимательно и осторожно подходить к внедрению новых практик, чтобы правильно вовлечь всех учащихся в процесс.
Интерактивное обучение — ключ к эффективному и результативному процессу преподавания, получению применимых на практике знаний и навыков.