Назад
views 6 654
calendar 14 июня 2022

Как научить ребёнка считать

Как научить ребёнка считать
contents Оглавление
Свернутьarrow
Счёт — один из трёх базовых навыков наряду с чтением и письмом, на которых строится весь процесс обучения в школе. Ранняя работа с цифрами и математическими понятиями поможет будущему первокласснику увереннее чувствовать себя в школе. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют знакомить малыша со счётом до того момента, как он пошёл учиться.

Счёт — один из трёх базовых навыков наряду с чтением и письмом, на которых строится весь процесс обучения в школе. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют знакомить малыша со счётом до того момента, как он пошёл учиться. Ранняя работа с цифрами и математическими понятиями поможет будущему первокласснику увереннее чувствовать себя в школе.

Учим детей считать

Научить ребёнка считать: с чего и когда начинать

Обучение ребёнка счёту можно начинать с 1,5 лет, но необходимо помнить, что каждый малыш развивается в своём темпе. Если родители чувствуют, что полуторагодовалый ребёнок не проявляет интереса к математическим понятиям, настаивать не стоит. Отложите начало обучения на несколько месяцев. В вопросах счёта, как и в других учебных процессах, ориентироваться на успехи знакомых не стоит. Если соседский ребёнок уже уверенно считает до пяти, а ваш не может этого сделать, не нужно думать, что с ребёнком что-то не так: просто ещё не наступило его время.

Если ребёнок всё же заинтересовался математикой, то и в таком случае не нужно ждать быстрых успехов. Причина — в особенностях детской психики. Для маленького ребёнка счёт относится к конкретным предметам, а не к абстрактным понятиям. Считать что-то, чего он не видит, малыш не может. Если дать ему посчитать конфеты, а потом попросить отвернуться и спросить, сколько конфет лежит на столе, малыш может и не ответить на вопрос. Если конфеты заменить на такое же количество пряников, он вновь будет их пересчитывать, чтобы понять, что количество предметов не изменилось.

Вводить математические знания необходимо постепенно, поэтапно, учитывая возраст и психологические особенности ребёнка.

  • 1,5–3 года. В раннем возрасте дети редко могут осознать точное количество предметов, поэтому просить ребёнка сразу что-то считать (даже если он запомнил названия и последовательность цифр, произносит их подряд) не всегда имеет смысл. Для него цифры — просто абстрактные слова, он их не привязывает к количеству предметов. Но легко распознаёт понятия «один» или «много» и понимает, чем «мало» отличается от «много».
  • 4–5 лет. Уже можно научить ребёнка считать до 10. Используйте для этого предметы: яблоки, конфеты, игрушки. Можно просить малыша, когда он помогает накрывать на стол, дать две тарелки или три ложки, при совместной уборке — считать игрушки на полке. Родителям необходимо учитывать, что малыш в этом возрасте хочет быть полезным. Поэтому любая просьба должна иметь под собой конкретную цель. Не нужно говорить «посчитай тарелки на столе». Выполнять такую просьбу ребёнку будет неинтересно. А если сказать: «Проверь, пожалуйста, сколько тарелок на столе. Нас трое, всем ли их хватит?» — ребёнок с радостью выполнит просьбу.
  • 5–6 лет. Учим ребёнка считать до 20 — всё ещё с помощью предметов. В этот же период пора научить его цифрам. Мелкая моторика уже позволяет ему писать. Малыш уже понимает, что такое «больше», «меньше», «равно». Он может сравнивать две группы предметов, перераспределять их до равного числа. Например, можно попросить ребёнка уравнять количество книг или игрушек на полках.
  • 6–7 лет. Можно научить счёту до 100. Начинается обучение сложению и вычитанию в пределах первого десятка.

На любом этапе обучения необходимо помнить, что ведущая деятельность ребёнка до 7 лет — игра, и все новые знания лучше всего давать в игровой форме. Внимание малыша обычно не может сосредоточиться на чём-то одном дольше, чем на 10 минут. Далее он переключается на другое занятие. В течение дня к обучению можно возвращаться несколько раз. Но если малыш категорически отказывается считать, настаивать не нужно. Просто перенесите занятия на другое время.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Как научить ребёнка считать: советы родителям

Устный счёт — это не просто умение прибавлять и отнимать в уме. Этот навык важен для развития интеллекта и памяти, с помощью него малыш учится быстро соображать, находить в памяти готовый ответ из того, что он запомнил ранее.

  • Чтобы научить ребёнка устному счёту, давайте конкретные задачи, начиная с небольших чисел. На первом этапе обучения мало кто из детей способен сразу воспринять и запомнить, как выглядит группа, в которой больше трёх предметов.
  • На первом занятии покажите ребёнку, как выглядит один предмет. При этом назовите цифру «один». Попросите ребёнка принести вам одну книгу, одну куклу, одну машинку. Если он справится с задачей, значит, понятие «один» он усвоил. На следующем занятии можно научить его понятию «два».
  • Вводя каждый раз новое число, следите, чтобы ребёнок не пересчитывал предметы пальчиком, а запоминал, как выглядит группа из двух, из трёх (и так далее) предметов. Главная задача проверки — он должен, глядя на группу предметов, сказать, сколько их, не пересчитывая. Постоянный пересчёт не даёт ничего для развития памяти.

При обучении устному счёту главный совет для родителей — не спешить и не заставлять ребёнка делать что-то, когда он этого не хочет. Помните, у каждого малыша свой темп развития. И особенно ярко это проявляется в раннем возрасте. Кто-то идёт вперёд семимильными шагами, а кто-то двигается к цели постепенно. На объёме освоенных знаний это в итоге не сказывается, в школу все приходят с примерно сопоставимой подготовкой.

 

Что должен знать ребенок перед школой
Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к школе, родители стараются научить его всему заранее. На самом деле знать всё на свете еще до поступления в школу совсем не обязательно.

 

Как научить ребёнка считать до 10

Научить ребёнка счёту до 10 лучше всего в период 4–5 лет. Некоторые дети готовы к этому раньше, кто-то — позже. Всё зависит от развития малыша. Ребёнку должно быть интересно учить цифры, разбираться, чем «два» отличается от «трёх» или «четырёх». Успех обучения также зависит и от словарного запаса ребёнка.

Есть несколько методик, как научить счёту до 10.

  • Все мы ежедневно используем цифры в устной речи: «Уже восемь часов вечера, пора ужинать», «Семь утра. Пора вставать», «Тебе пять лет». Чаще повторяйте цифры в общении с малышом, поощряйте его повторять их с помощью вопросов, просьб: «Сколько тебе лет?», «Сколько тарелок ты поставил на стол?».
  • Обращайте внимание ребёнка на количество однотипных предметов во время игры, рассматривая иллюстрации в книге, рисуя: «Нарисуй мне три цветочка».
  • Используйте при обучении счёты. Дети воспринимают их как интересную игрушку, которой можно найти разные применения. Но именно обычные деревянные счёты помогают малышу быстро научиться считать в пределах десятка. Ребёнок легко запоминает счёт от одного до 10 и назад, учится складывать и вычитать.
  • В системе Монтессори есть элемент обучения счёту, который автор методики использовала при работе с детьми 3–6 лет. В качестве наглядного пособия выступают деньги. Детям даётся задание — разменять одну монету на несколько, чтобы у них осталась прежняя сумма. Игра в «магазин» помогает развивать эти навыки.

Счёту до 10 можно научить, используя пальчики. Сначала на одной руке, потом — на двух. Перебор пальчиков поможет малышу быстро запомнить название цифр от одного до 10. Можно включить в занятия игры: «Прячем пальчик», «Сколько пальчиков?», «Пальчики встречаются». Главное — по-прежнему следить, чтобы малыш сразу старался определить количество пальцев визуально, а не пересчитывая их каждый раз.

Как научить ребёнка быстро считать до 20

Обучение ребенка счёту

Приступать к изучению второго десятка можно только тогда, когда ребёнок уверенно ориентируется в цифрах до 10. Объяснять счёт до 20 необходимо поэтапно.

  • Наглядно продемонстрируйте, что такое «ноль». Например, возьмите две игрушки, покажите их ребёнку, попросите сказать, сколько игрушек у вас в руках. Потом уберите игрушки и скажите, что теперь у вас в руках ноль игрушек. Закрепите: попросите малыша взять определённое количество книг, кубиков, а потом попросите положить на стол ноль предметов.
  • Объясните принцип появления новых чисел. Первый шаг — образование круглых десятков (20, 30, 40, 50…). Расскажите, что часть слова «дцать» раньше означала «десять». А первая часть числительного показывает, сколько раз нужно сосчитать до десяти. Поэтому «двадцать» — это два раза по десять. Если будут вопросы к слову «сорок» — это исключение, ведь наш русский язык очень богат и разнообразен.
  • Научите образовывать числа от 11 до 20. Помогут кубики и счётные палочки разных цветов. Выложите в ряд десять кубиков одного цвета, а сверху положите кубик другого. Поясните, что получилось число 11. Добавляя сверху кубики, покажите, как образуются числа 12, 13 и так далее до 19.
  • Поиграйте с ребёнком в игру «Собери игрушки». Называйте любое число второго десятка и собирайте нужное количество игрушек. Можно устроить соревнование: кто быстрее найдёт нужное количество игрушек. Каждый раз вслух считайте, сколько предметов собрали.

Для закрепления изученного можно нарисовать числовую прямую или взять линейку. Такие занятия помогут малышу быстрее запомнить написание и последовательность чисел.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Как научить ребёнка сложению и вычитанию

Сложение и вычитание — базовые математические действия. Поэтому лучше ещё в дошкольном возрасте научить малыша принципам действия знаков «плюс» и «минус».

  • Для начала нужно научить ребёнка составу каждого числа. Для этого воспользуйтесь предметами: кубиками, счётными палочками, игрушками. Возьмите два кубика и покажите, как получается число два: к одному нужно прибавить один.
  • Так же научите его, как можно получить 3, 4, 5 и так далее до 10. Обращайте внимание на разные способы получения чисел: 5 получается из 1+4 или 2+3.
  • Попросите ребёнка самого составить определённое количество предметов разными способами. Обращайте внимание, чтобы это не было просто прибавление по одному до получения нужного количества. На этом этапе ребёнок должен считать числовые группы. Например, для получения пяти кубиков нужно взять три кубика и прибавить к ним два кубика.
  • Когда ребёнок освоит принцип сложения и будет делать всё без ошибок, можно научить его вычитанию.

Иногда ребёнку проще складывать и вычитать в пределах 10 на пальцах. Но к этому методу можно прибегать, если малышу сложно ориентироваться в сложении или вычитании других предметов. От привычки считать на пальцах сложно отучить. Это «наглядное пособие» всегда с собой, и ребёнок прибегает к нему, вместо того чтобы запоминать, из каких числовых групп состоят числа. В итоге он не осваивает счёт в уме. Это мешает и развитию памяти.

***

Обучение ребёнка счёту всегда строится на игровой основе. Поэтому в любой игре находите место для цифр: считайте игрушки, куличики, играйте в «магазин», в «школу», стройте из кубиков города с определённым количеством домов разной этажности. Во время прогулки считайте окружающие предметы. Научите его считалкам, стихам, сказкам с числительными.

Помогайте ребёнку в обучении, но не лишайте его самостоятельности. Он может ошибаться — педагоги говорят, что ошибки помогают пониманию. Запаситесь терпением: повторять одно и то же наверняка придётся много раз.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru