Назад
views 7 543
calendar 31 мая 2023

Как научиться читать быстро и правильно: упражнения для скорочтения

Как научиться читать быстро и правильно: упражнения для скорочтения
contents Оглавление
Свернутьarrow
Разберёмся, как развить скорость чтения до 600 слов в минуту. И главное — не навредит ли это ребёнку.

В этой статье вы узнаете, сколько слов в минуту должны читать в норме дети и взрослые, какие техники и упражнения существенно развивают скорость чтения, какие у них недостатки и из-за каких ошибок скорость чтения не растёт.

Что такое скорочтение 

Скорочтение — навык, который позволяет быстро воспринимать текстовую информацию. Подчёркиваем: именно понимать, а не механически «проглатывать». То есть определение техники скорочтения подразумевает и перевод на язык образов. Эта техника учит следить за развитием мысли автора, выделять главное и отбрасывать второстепенное. Получается, во время скорочтения вы систематизируете и классифицируете информацию. И всё это на скорости от 600 слов в минуту. 

Звучит по-супергеройски? В некотором смысле так и есть, потому что потребуется высокая скорость мышления и реакции. Но пусть сложное понятие не останавливает вас, поскольку навык быстро читать и усваивать информацию очень полезен. Когда мы ставим задачу обучиться скорочтению, то по факту получаем быстро и эффективно работающий мозг.

Преимущества и недостатки техник скорочтения

Сколько слов в минуту нужно читать в норме

Для начала сделаем важное замечание, чтобы избежать понятийной путаницы. Научить ребёнка быстро и правильно читать и обучить его скорочтению — не одно и тоже..

Нормативы скорости чтения для 1–4 классов по ФГОС

Если ребёнок читает меньше норматива ФГОС и вы хотите улучшить результат, то нужно помочь ему научиться быстро и правильно читать, а не заниматься скорочтением.

Если же школьник укладывается в норматив, но хочет улучшить навыки обработки информации и способности мозга, тогда используйте методики обучения скорочтению. Но обратите внимание: скорочтение — техника не для дошкольников. И даже не для учеников начальной и средней школы.   

В каком возрасте начинать учить скорочтению

Один из принципов обучения — последовательность. Нельзя учить таблицу умножения, не зная сложения. Также и со скорочтением. Если ребёнок плохо читает и его мозг недостаточно сформирован, то учить его скорочтению рано. По мнению автора развивающих методик Лидии Васильевой, дошкольников нельзя обучать скорочтению.

Навыки, которые важно сформировать до обучения скорочтению:

  • звуко-буквенные обозначения — умение соотносить звуки и буквы;
  • послоговое чтение — умение читать слоги и слова;
  • приёмы чтения — умение читать знакомые и простые слова целиком, а незнакомые и сложные — по слогам; 
  • чтение — умение соединять слова в предложения, выделять фразы из контекста.

Осваивать скорочтение полезно не раньше 14 лет! Но даже в таком возрасте важно проверить готовность к обучению. 

Признаки готовности к обучению скорочтению:

  • наработанный словарный запас;
  • навык систематизировать и анализировать информацию при помощи слов;

  • расширенный угол зрения;

  • быстрое восприятие информации;

  • развитое умение выбирать вид чтения под задачи;

  • способность следить за мыслью автора;

  • не произносит слова про себя.

Если человек старше 14 лет и у него сформированы хотя бы 5 из этих навыков, можно переходить к скорочтению.

Что мешает нам быстро читать

Во время чтения мы следим глазами за текстом, но не линейно, а скачкообразно: зафиксировались на одной группе слов, перешли к другой. Иногда останавливаемся или возвращаемся назад. Эти движения называют саккадами. Они занимают секунды, но существенно замедляют чтение.

Чтобы освоить навык скорочтения, надо приучить себя следить за текстом линейно, без остановок и забегания назад.

Три преграды для скорости чтения:

  • Ограниченное поле зрения. 

Мы не так уж много видим. Вытяните руку, выставьте большой палец вперёд — это зона центрального зрения. Всего лишь 5-30 градусов. Остальную информацию мы воспринимаем периферическим зрением, которое развито плохо. Хорошая новость в том, что оно поддаётся тренировке.

  • Субвокализация — проговаривание слов.

Дети мысленно проговаривают слова. но это мешает быстро читать. Для развития скорости чтения надо «отключить» субвокализацию, научиться переводить слова в зрительные образы.

  • Слабая концентрация внимания. 

Младшие школьники не всегда умеют сконцентрироваться на задаче. Ребёнок отвлекается, не может усидеть на месте. Такое рассеянное внимание может быть признаком стресса, плохого сна или синдромом какого-то нарушения.  

Но иногда причина кроется в подаче текста. Разницу в восприятии визуальных форматов Журналу «ИнтернетУрок» объясняет научный сотрудник Лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова Евгений Шелепин:

«Вместе с коллегами из СПбГУ и Института Сассари (Сардиния) мы выяснили, как дети воспринимают цвета с разными изображениями. Для этого сравнивали реакции школьников из общеобразовательных и коррекционных школ.

 

Когда школьники читали текст вслух с экрана, мы регистрировали движения их глаз. Замеряли, как взгляд «перескакивал» в обратном направлении, перечитывая слоги, и сколько фиксаций требовалось на слове. Оценили и классические параметры для таких экспериментов: скорость чтения и уровень понимания прочитанного.

У детей с дислексией мы отметили нарушения зрительного восприятия, включая прыгающие буквы, танцующие строки и размытый текст. Однако разные форматы текста в эксперименте они воспринимали так же, как и дети с нормальным зрением». 

Как изображение влияет на восприятие. Результаты эксперимента

Методики скорочтения 

Поделимся тремя техниками, которые помогут улучшить навыки скорочтения. Если применять их регулярно, то они развивают когнитивные способности. А это не только увеличит скорость чтения, но и поможет учиться и развиваться в целом.

Ритм Жинкина

Самый творческий способ повысить скорость чтения — подавить субвокализацию голоса. То есть перестать проговаривать слова во время чтения. В этом помогает ритм из трёх тактов психолога Жинкина. Если выстукивать его ладонью или карандашом, то проговаривать слова в голове станет сложнее.

Фокус в том, что ритм Жинкина не совпадает с ритмикой русского языка. Поэтому речедвигательный аппарат «отключается» — проговаривать слова под него невозможно. Мозг привыкает воспринимать слова образно, не проговаривая их.

Чтение с указателем

Самая простая методика — двигать пальцем или карандашом по строчкам. Это задаёт темп чтения. Постепенно глаза будут работать быстрее. Ещё полезно закрывать прочитанное бумажкой. Это отучит возвращать глаза к уже прочитанным словам.

Заметки на полях

И ещё одна техника. Чтобы снизить эффект потери информации при скорочтении, полезно оставлять на полях пометки о прочитанном. Выделяйте главную мысль: это приучает быстро схватывать суть прочитанного, отбрасывая лишнюю информацию. Упражнение формирует навык осознанного чтения — помогает не «проглатывать» текст, а понимать, что в нём написано.

Упражнения для скорочтения

В дополнение к приведённым выше механикам полезно использовать и упражнения на развитие скорости чтения. Покажем приёмы, которые развивают образное восприятие текста, расширяют угол зрения, отключают привычку двигаться по словам и возвращаться к прочитанному ранее.

Клиновидные таблицы

Предлагаем научный способ — таблицы для вертикального и горизонтального расширения зрения. Поскольку поле центрального зрения ограничено, нам сложно воспринимать всю страницу целиком. 

Клиновидные таблицы помогают охватывать взглядом больше текста и расширять видимую область. Читая их, важно концентрировать взгляд на центральной области и с помощью периферийного зрения читать информацию по бокам. Стараемся удерживать взгляд посередине, не бегать глазами вправо и влево. Тренировки проще всего начать с цифровых таблиц:

С помощью таблиц можно расширять поле зрения не только по горизонтали, но и по вертикали. Например, проверьте, получится ли у вас читать крайние значения и удерживать центральные на этом рисунке:

После того как научитесь легко удерживать в голове цифры в центре и одновременно читать те, что по бокам, самое время переходить к чтению букв и слогов в клиновидных таблицах. Например:

Таблицы Шульте

Эти таблицы помогают расширить угол зрения. Для тренировки концентрируемся на середине таблицы. Но при этом стараемся смотреть по всей площади, чтобы увидеть то, что написано по краям.

Змейка 

Отключить привычку линейно двигаться по словам позволяет упражнение с переворачиванием текста. Сначала пытаемся прочесть текст в обычном положении. Затем переворачиваем книгу или распечатку на 90 градусов и пытаемся прочитать в таком положении. Затем переворачиваем текст вверх ногами. Начинаем с нескольких предложений и постепенно доводим объём прочитанного до полной страницы. Такое упражнение помогает увеличить скорость чтения.  

Воображение в природе

Заключительное упражнение поможет улучшить навыки скорочтения неочевидным способом. Придумываем образы. Размышляем: на что похожи облако, дерево, лужа. Казалось бы, упражнение не связано с чтением, но оно тренирует кругозор и образное мышление. То есть развивает навык быстрее переводить предложения в зрительные образы.

Тексты для скорочтения

Научиться воспринимать текст как нечто целостное, а не как отдельные слова, помогают специальные тексты. Мы подготовили для вас несколько таких вариантов.

Тексты с пропусками

Увеличить скорость чтения помогут тексты популярных детских рассказов или стихотворений с пропущенными слогами. Когда справитесь с ними, можно усложнить задачу и попробовать новые тексты. Их можно придумать самим или взять рандомный текст из сети.

Перевёрнутый текст

Отключить автоматизм и увеличить скорость чтения в привычном режиме помогают перевёрнутые тексты, например:

Смещённый текст

Аналогично действует текст, где буквы слегка наплывают друг на друга. В сети много одинаковых упражнений про потерянные ключи, а мы предлагаем вам проверить силы в этом тексте из сказки:

Перекрытый текст

И один из самых сложных вариантов текстов для скорочтения — перекрытый: когда слова перекрывают толстые серые вертикальные линии. Пример такого текста мы создали на основе сказки «Маленький принц»:

И ещё раз напоминаем: все описанные приёмы скорочтения полезны после 14 лет. До этого возраста читаем в спокойном темпе. А после 14 лет эти техники и упражнения полезны каждому.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru